В 2018 году Крис Уильямс ушёл из Disney (где снял мультфильмы «Вольт», «Город героев» и «Моана») и стал работать с Netflix. Первой запланированной картиной сразу стал «проект мечты» Уильямса. Постановщик давно хотел «возродить классические истории о приключениях» в духе Жюля Верна, и стриминг сервис помог ему реализовать задумку, дав карт-бланш на режиссёрские решения. Так появился «Морской монстр» — восьмой полнометражный мультфильм студии Netflix Animation, дебютировавшей с шикарного «Клауса» в 2019 году.
Шо по сюжету?
Действия мультфильма «Морской монстр» происходят в мире, где солёные воды населены огромными морскими чудовищами, с которыми героически сражаются охотники. Однажды легендарный капитан Кроу натыкается на плавающего среди обломков затонувшего корабля мальчишку по имени Джейкоб Холланд. Капитан берёт паренька на борт своего судна «Неумолимый», и спустя время Джейкоб превращается в одарённого охотника и наследника капитана.
Во время очередной экспедиции по преследованию ужасного чудовища, лишившего капитана Кроу глаза, команда «Неумолимого» вынуждена отступиться от миссии и помочь охотникам, попавшим в беду. Коллеги по ремеслу будут спасены, но экипаж вернётся в королевство слегка не с той добычей, с которой планировалось. Монархи недовольны результатами экспедиции, поэтому заявляют, что отныне не нуждаются в услугах охотников. Мол, профессия себя изжила по причине постройки невероятно мощного корабля «Император», способного заменить флотилию наёмников.
Услышав подобную дерзость, капитан Кроу срывается и готов пустить в ход свой пистолет, но рассудительный Джейкоб предлагает монархам заключить пари. Условия просты: нужно поймать то самое чудовище, с которым у капитана личные счёты. Если Красного Ревуна одолеет «Неумолимый», то охотники подтверждают свою почетную репутацию и от их услуг не отказываются, а если победу одержит «Император», то охотники уходят на пенсию.
Пари заключено, команда снова отправляется выслеживать Ревуна, но в открытом море обнаруживается, что на борт пробралась юная сиротка Мэйзи Брамбл, знающая о команде и капитане всё из зачитанных любимых книг. Девочка мечтает пойти по стопам погибших родителей и стать охотницей на морских чудовищ, но только вот во время путешествия выяснится, что люди ничего не знаю о морских монстрах…
Море волнуется раз
Сразу стоит оговориться, что сюжет «Морского монстра» не блещет оригинальностью. Мало того, что он сделан по заезженному шаблону «оригинальных приключений», так с ходу в нём угадывается вдохновение мультфильмом «Как приручить дракона» и книгой «Моби Дик». Оно и понятно, ведь режиссёр сразу обозначил свою задачу: снять мультфильм в духе приключенческой классики. Но для этого нужно либо предложить зрителям что-то новое в рамках жанра, либо найти какие-то интересные способы свежо преподнести знакомую всем историю. Либо же, третий вариант – пропитать фильм тоской по прошлому, напичкать известными цитатами и преподнести его зрителю как ностальгический опус в условиях современности (а что, у «Нет пути домой» неплохо проканало). К сожалению, ни по одному из трёх пунктов «Морской монстр» не проходит.

И мало того, что работа Криса Уильямса банальна и вторична, так вдобавок она кишит довольно сомнительными моментами на протяжении всего двухчасового хронометража. К примеру, желание капитана Кроу отомстить Красному Ревуну настолько велико, что он готов поступиться кодексом охотников и бросить команду на смерть, подобно капитану Ахаву. Однако совершенно непонятно, насколько давняя вражда между Кроу и Ревуном. Если команда «Неумолимого» многие годы разыскивает монстра с целью свершить вендетту, то как они смогли дважды его выследить за крайне короткий промежуток времени?
Или, допустим, с чего вообще королевская семья спонтанно решила отказаться от услуг охотников, которые постигали ремесло сотни лет? «Мы просто собрали большой корабль впервые за много лет, и поэтому вы нам больше не нужны». Выглядит слегка самоуверенно и нелогично, не находите? И подобных странностей «Морской монстр» вобрал в себя уйму. Очевидным окажется факт, что морские чудовища — жертвы в этой войне с человеком. Люди незаслуженно притесняют и убивают их, мирно живущих в синих глубинах. И «король монстров» Красный Ревун спонтанно сам (а точнее сама) решит показать именно Джейкобу и Мэйзи, что чудовища не такие плохие, как о них пишут в книгах.
Подобно Кубку огня Красная выбрала двух «случайных» людей для демонстрации доброты монстров. И, представьте себе, эти люди оказались именно с того корабля, где все члены экипажа больше всех на свете хотят её смерти. Именно «Неумолимый» избежал участи быть протараненным и потопленным (другому судну в мультфильме повезло меньше) самым свирепым монстром в этих водах.

Неизбежно напрашивается сравнение с «Как приручить дракона», где инициатором дружбы стал Иккинг. После многолетней войны драконы, очевидно, были агрессивны, и это логично, но первый шаг со стороны измученного и обозлённого сражениями монстра выглядит неправдоподобно.
Море волнуется два
Что касается персонажей, то «Морской монстр» включает в себя обычные архетипы: талантливый красивый охотник, беззащитный слабый ребёнок, способный заново открыть глаза людям на некоторые вещи, самоуверенные и зазнавшиеся монархи, умилительное маленькое создание и далее по списку. Разве зритель не видел ничего подобного? Конечно видел, и неоднократно, но только во многих проектах архетипы обладают собственным индивидуальным характером, бэкграундом и чётко прописанной мотивацией. В творении Криса Уильямса герои не запоминаются, за исключением, наверное, Синего (тот самый мимимишный монстрик, но у него и функция, извините, просто быть прикольным и забавным подручным) и Мэйзи.

Большинство событий в мультфильме происходит лишь потому, что так надо создателям и Уильямсу, в частности поэтому персонажи не выглядят самостоятельными. Капитан готов выстрелить в своего «сына» из-за того, что тот не дал утопить всю команду вместе с кораблём, хотя буквально пару дней назад Кроу с гордостью сообщил Джейкобу, что объявляет его своим преемником и наследником. После выходки Красной с похищением, капитан ради мести, несмотря на отговоры и предостережения команды, решает обратиться к злой ведьме за помощью, цена которой — жизни всей команды. К слову, вышеупомянутая ведьма в итоге просто пропадёт: она отдаст оружие Кроу и растворится, будто её в мультфильме и не было. Ни за какой платой она не явится. Так, в виде исключения сделала подарочек легендарному капитану.
В итоге в суматохе повествования «Морской монстр» даже не выдвигает внятного антагониста. Сначала это, казалось бы, Красный Ревун, потом — помешанный на мести капитан Кроу, после появляется зловещая ведьма, которую просто сливают, а в конце плохими вообще оказываются совсем другие персонажи. Вот и думайте, что вообще происходит и кто плохой. Мотивации героев либо крайне банальны, либо попросту не прописаны, и оттого непонятно: кто, за что и для чего сражается.

Юмор в мультике тоже очень глупый, и есть моменты, где видно, что их сделали просто с формулировкой «пусть дети здесь посмеются». Графика вполне качественная, но пару раз в глаза бросается, будто Красная выглядит очень дёшево. Либо это халтура, либо минус её дизайна-сплава из различных животных (на мой взгляд она является гибридом кита, тюленя и акулы).
Вообще, за весь фильм нам показывают лишь 6 видов морских чудовищ, но одно из них появляется лишь на мгновение под водой и его больше не показывают, а второе — это миленький монстрик по имени Синий, так что полноценно мы знакомимся лишь с четырьмя. И дизайн каждого не особо оригинален (помимо Красной появится большой Краб, существо типа Кракена, и огромный Морж). Остаётся ощущение, что раскрыт далеко не весь потенциал огромного мира морских чудовищ, а зрителю дали познакомиться лишь с крупицей монстровой фауны. Жаль. Очень жаль.
Шо в итоге?
Восьмой полнометражный фильм Netflix Animation проигрывает своим прямым конкурентам в качестве. Все поднятые Крисом Уильямсом темы гораздо лучше раскрыты в проектах других анимационных студий. Мотив дружбы с инаковыми и жизни бок о бок с ними поднимается в «Луке», дух классических приключений может подарить «Планета сокровищ», а тема того, что не нужно верить всему написанному или рассказанному, пока лично не найдёшь этому подтверждение, так или иначе раскрывается в мультфильме «Вверх» или том же «Как приручить дракона».
Пока что дебютный «Клаус» остаётся, наверное, лучшим проектом студии, и даже оскароносный режиссёр не помог вывести анимацию «Нетфликса» на новую нишу. «Морской монстр» оказывается очень средним мультфильмом, который понравится преимущественно детям, в отличие от универсальных и многослойных мультфильмов студий-конкурентов. Но надеемся, что «тудум»-сервис не прекратит экспериментировать и не перестанет позволять создателям свободно творить и воплощать свои идеи, чтобы в будущем стриминг смог составить достойную конкуренцию анимационным мейджорам вроде Pixar/Disney и DreamWorks.
Автор рецензии за деревьями леса не увидел. Основная идея мультфильма в том, чтобы создать чувство несогласия и возмущения по поводу той политики и пропаганды, которую проводили Англия, США или другие страны. Когда народы других стран объявляются «монстрами» (которых нужно убивать и подчинять), хотя они такими не являются. Также возможно, что этот мультфильм — это попытка смягчить недовольство тех народов, которых раньше назвали «монстрами», а сейчас они окрепли и стали сильнее.
Если смотреть мультфильм в политическом контексте, то это невероятно захватывающий, увлекательный и восхитительный шедевр, после просмотра которого хочется апплодировать!
Ваше мнение я прочитал. Возможно, правда в этом есть, но я, наверное, всё равно не соглашусь.
Во-первых, основная аудитория мультфильма ни при каких обстоятельствах не смотрит его в политическом контексте, считывая исторические факты, касательно пропаганды и т.д. Детям и обычным взрослым такое не по силам. Конечно, в анимации сейчас должны присутствовать взрослые темы, для интересного просмотра всех поколений, но на мой взгляд, ваши замечания слишком глубоки для такого простенького мультика, склеенного из уже существующих. Да и в целом очень серьёзная тема, чтобы поднимать её в таком проекте, рассчитанном на массовую аудиторию. Такое, скорее, свойственно, авторской анимации, рассчитанной изначально на взрослую аудиторию, а режиссёр сам обозначал свою задачу как «классические приключения», а не «авторское политическое высказывание».
Во-вторых, если уж брать именно ваш комментарий, то он отлично подойдёт и к мультфильмам «Как приручить дракона» и «Лука». Там тоже объявляли «монстрами» тех, кого хотели подчинить и убить. Выходит, «Морской монстр» всё равно вторичен даже в политическом контексте.
В любом случае, относительно кино, на мой взгляд, правильного мнения быть не может. Наши, видимо, просто не совпали.