Лучший человек на свете: рецензия на фильм «Здоровый человек» Петра Тодоровского

Здоровый человек рецензия

В прокат выходит фильм Петра Тодоровского «Здоровый человек». О том, почему не стоит пропускать эту экзистенциальную трагедию в оболочке социальной драмы, – в нашей рецензии.

У популярного ведущего Егора (Никита Ефремов) всё хорошо: понимающая жена, любимая дочь, новая квартира в развивающемся районе,  престижная работа на «Матч ТВ». Но однажды ночью он слышит, как во дворе то ли бьют, то ли убивают девушку, и, хотя жена Майя (Ирина Старшенбаум) уговаривает его просто лечь спать, выходит и спасает её. Егор – герой, все на работе им восхищаются, девушка обнимает спасителя, но на следующий день, возвращаясь с работы, мужчина видит её убитой.

Эта смерть, которую он не смог (и не мог) предотвратить во второй раз, что-то то ли ломает, то ли меняет в Егоре, и он, с подачи уставшей от экзистенциального кризиса мужа жены, решает заняться волонтерством. Устраивается в ЛизаАлерт, выступает в костюме чебурека в детском онкологическом отделении и пытается быть хорошим человеком. 

Но остаётся ли здоровым? Главное трение в фильме – между добродетелью и психическим здоровьем, между важным для культуры восхищением добрыми делами и тем, что люди, которые целиком отдают себя им изредка считаются святыми, а чаще – сумасшедшими. Когда счастливый Егор, найдя человека в поисковой операции, звонит жене и взахлеб рассказывает нехитрую историю очередного доброго дела (услышал крик, побежал, упал, увидел), измотанный голос Старшенбаум произносит: «Ты великий, Егор». И в этом нет иронии, но нет и счастья – тяжело жить с великим человеком, тяжело быть великим человеком. И нужно ли?

Лучший человек на свете: рецензия на фильм «Здоровый человек» Петра Тодоровского
Кадр из фильма «Здоровый человек»

Картина не стремится поразить внешним лоском или техническим совершенством, потому что это не памятник режиссёрским амбициям Тодоровского (хотя в последние годы у нас принято снимать именно такие памятники вместо кинофильмов – не «Цитадель», так «Петрополис»), но любопытное исследование жизни в современной России. У режиссёра нет, пожалуй, внятных ответов, но есть несколько вполне проницательных вопросов, и в условиях, когда половина ответов дискредитирована, а половина дискредитирует – этого на самом деле не так уж мало.  

«Здоровый человек» действительно во многих отношения прост и даже непритязателен: операторская работа в нём, вероятно, намеренно совсем не бросается в глаза (разве что сюрреалистическая сцена с окном по-правильному затейливая); диалоги написаны живо и, кажется, примерно так люди и говорят, но тоже не поражают излишними изысками. Несколько иная ситуация с нюансированнями, вдумчивыми актерскими работами Ефремова, Старшенбаум и Ткачука в роли начальника Егора – если бы в фильме больше ничего не было, наблюдать за этими артистами всё равно было бы большой радостью. 

Лучший человек на свете: рецензия на фильм «Здоровый человек» Петра Тодоровского
Кадр из фильма «Здоровый человек»

Ирина Старшенбаум завораживает в роли любящей и эмпатичной женщины, которая хочет, но не может понять супруга: как можно заботиться о чужих детях, а не о своих? как можно разменивать свою жизнь на чужие? И её сложно не понять – замуж она явно выходила за амбициозного и в меру эгоистичного человека, а не за Франциска Ассизского. Ткачук, по привычке, играет нравственно неоднозначного героя – саркастичного, слегка двуличного человека, который смеется над проявлениями доброты, но как будто завидует им.

Но, конечно, в центре картины блистает Никита Ефремов, актёр, который, хотя об этом уже даже пошло как-то говорить, как и его отец и дед, не боится играть сложные, по-настоящему глубокие роли запутавшихся, растерянных людей. Понятно, что кино с Ефремовым в костюме чебурека плохим быть не может по определению, но сколько же здесь всего помимо этого (не скроем, прекрасного) костюма.

В лучшие моменты «Здоровый человек» кажется странным двойником норвежской драмы «Худший человек на свете» (одного из лучших фильмов прошлого года) – одиссея мужчины лет тридцати в поисках себя неожиданно заставляет вспомнить аналогичную одиссею скандинавской девушки Джули, тоже погрязшей в проблемах самоопределения и эгоизма. Он стремится быть лучшим человеком на свете, она боится оказаться худшим, но оба они (вероятно, не по мысли Тодоровского, но можно, наверное, толковать и так) оказываются здоровыми людьми. Поскольку здоровый человек в нездоровом обществе – растерянный, тот, кто ищет себя и не может себя найти.

Лучший человек на свете: рецензия на фильм «Здоровый человек» Петра Тодоровского
Кадр из фильма «Здоровый человек»

Герой Ефремова, стремящийся помогать практически всем – от тяжелобольного мальчика, с которым заводит удивительно печальную, призрачную дружбу, до пропавших людей – и сам оказывается потерян. Он может ещё найти потерянного ребенка, может найти деньги на операцию, может даже найти некоторую степень понимания со стороны жены, но вот себя он найти не может. В этом есть злая ирония – потерянный человек помогает ЛизеАлерт – но есть и пространство для серьезного высказывания, даже если само это высказывание не так уж просто разглядеть. 

«Здоровый человек» – кино о внутренней пустоте на фоне пустоты внешней, о фронтире души, чей заброшенный пейзаж копирует внешнюю неустроенность пространства. Егор бродит по лесу и кричит имена, спотыкается в заброшках, пытается держаться при виде детей, обреченных на то, что выдержит не каждый взрослый. Лес, руины, больница, дача с туманным будущим, двор, который обещал быть благоустроенным, а оказался не очень, – как в старом фильме режиссёра Джармуша, ужас внешней заброшенности кричит о заброшенности внутренней, но как в любом честном российском фильме, будучи метафорой, этот ужас не перестает быть правдой. 

Понравился материал? Поделись с друзьями:

21 февраля состоялся цифровой релиз нового фильма Даррена Аронофски «Кит» с Бренданом Фрейзером в главной роли. Рассказываем о кинематографическом камбэке звезды «Мумии» в непривычном для всех амплуа. Предыдущий пост Крупная рыба: рецензия на фильм «Кит» (2022)
На «КиноПоиске» состоялась премьера первых двух эпизодов сериала о хоррор-панк группе «Король и Шут». О том, почему этот сериал не только яркая премьера этой весны, но и уникальный проект в целом — в нашей рецензии. Следующий пост «Король и Шут»: тролли, ведьмы, рок-н-ролл. Какими получились первые эпизоды сериала о панк-группе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *