1991 год. В момент, когда жизнь в стране буквально замерла в ожидании катастрофы, бравый егерь Павел Лиховцев (Артём Быстров) обнаруживает, что его пасеку в тайге разорил медведь. Остатки мёда тоже не удалось продать за хорошую цену (он теперь дешевле сахара). Приличные заработки теперь тоже в прошлом, и как теперь жить — непонятно. В печальной задумчивости Лиховцева застаёт старый приятель Юра (Александр Голубев), давно перебравшийся в Хабаровск. Судя по рассказам, Юра живёт там довольно неплохо и сходу предлагает Павлу продать нехитрые пожитки и двинуть в большой город вместе с ним.
Суровый и привыкший всё решать в один момент Павел понимает, что терять-то ему особо и нечего. Он быстро уговаривает жену, сажает всех в потрёпанный УАЗик и уезжает. В Хабаровске бывший егерь обустраивается в скромной квартире, а вскоре появляется Юра c предложением поработать «водилой» и отвезти ребят на «встречу».
В первый же рабочий день Павел сначала попадает в крутую разборку, а потом и вовсе становится штатным киллером в местной банде. На опасные задания Павел берёт своего сына, который один за одним усваивает жестокие законы жизни и наивно верит в то, что всё это ещё можно поменять и жить счастливо.
К названию сериала «Лихие» как-то уже канонически хочется добавить «90-е», и в этой игре слов явно просматривается задумка авторов. Но нет. Это тру-крайм про киллера по фамилии Лиховцев. Отсюда и название. А во множественном числе потому, что сериал не сколько про разборки, сколько про трагедию отдельно взятой семьи Лиховцевых, оказавшихся в определённый момент жизни на краю пропасти.
Режиссёр проекта – Юрий Быков, снявший «Дурака» «Завод» и «Сторожа». После небольшого перерыва в карьере постановщик, кажется, стал ещё суровее: как следует размахнувшись, бьёт не в бровь, а в глаз.
Набившие оскомину 90-е на экране уже как родные (недавно завершился сериал «Комбинация», поэтому отвыкать не пришлось). Только на этот раз Быков сгустил краски до мрачного городского нуара, экстремально приблизившись к кинематографу Балабанова и неожиданно – к кровавым гонконгским боевикам. Постановщик скуп и точен, как инженер: всё выверено до запятой, картинка только с использованием широкоугольных объективов. Он дозирует жестокость, эффектно ставит короткие перестрелки и даже пугает немудрённым, но весьма дискомфортным хоррором.
Вполне возможно в будущем насмотренный Быков всё-таки снимет фильм ужасов. И не про реальность, а про что-нибудь мистическое. У него точно должно всё получиться.
Как и в предыдущих картинах, в сериале «Лихие» Быков не забыл о своей любимой теме противопоставления маленького человека большой и опасной системе. Но здесь главный герой в исполнении Артёма Быстрова не сколько этой системе сопротивляется, сколько находит в ней дело всей жизни. Сопряжённое с риском, конечно, но для Лиховцева это просто побочка. И без того угрюмый и неразговорчивый Павел постепенно теряет человеческий облик, превращаясь в киллера (зверя?) одиночку и свято полагая, что преступления он совершает исключительно во благо семьи, которой у него, собственно, уже и нет. И, кажется, ему даже нравится успокаивать себя таким образом.
Первые эпизоды выглядят неплохо. Внешне они вполне удовлетворяют запрос на достоверность изображаемой эпохи. Но в отличии от многих проектов на тему 90-х, Быков не ностальгирует, не питает иллюзий и не старается кормить ими зрителя. Над каждой сценой он работает как над последней, дыша одним воздухом со своими персонажами. По принципу: вот как оно было на самом деле. А по Быкову – это страшно.
«Мы для них или свои, или свидетели», — говорит Юра герою Быстрова. И эта фраза, пожалуй, точно иллюстрирует жизнеописание персонажей не только сериала «Лихие», но и многих других. Быков просто рубит с плеча, не стесняясь в выражениях. Трудно предположить, станут ли «Лихие» хитом этой осени, а Быков с успехом приземлится в уютной для себя атмосфере безысходности. Тут, возможно, нужно действовать тоньше, а режиссёр привык идти напролом. Но последнее слово всё равно за Быковым. Он уже не раз шокировал зрителя. Почему бы и в этот раз не сделать тоже самое.