В городе мне жить или на выселках: рецензия на фильм «Кукушка»

В городе мне жить или на выселках: рецензия на фильм «Кукушка»

К внушительному списку авторских хорроров в этом году добавилась «Кукушка» немецкого режиссёра Тильмана Сингера. Чем запомнится этот самобытный, но немного вторичный фильм ужасов — в нашей рецензии.

По сюжету фильма «Кукушка» 17-летняя девушка по имени Гретчен (Хантер Шафер) приезжает с семьёй на альпийский курорт. Её родители–архитекторы должны спроектировать несколько гостиничных комплексов. Гретчен (местные тут же пытаются переиначить её имя на более благозвучное в этих краях — Гретхен) не нравится новый дом. Она тоскует по прошлой жизни в Нью-Йорке. А ещё больше скучает по своей прежней семье. Мать девушки не так давно трагически скончалась, отец (Мартон Чокаш) уже успел снова жениться, и в новой семье появилась дочь Альма (Мила Лье). К сводной сестре Гретчен относиться если не враждебно, то довольно холодно, но Альма по-детски наивно этого не замечает и обожает сестру.

По приезде в сказочно красивые и одновременно пугающие своими соснами Альпы семью Гретчен встречает учтивый, но временами обжигающий холодным взглядом герр Кениг (внушительный Дэн Стивенс). Он устраивает их в местный отель, а Гретчен, чтобы та отвлеклась от грустных мыслей, предлагает поработать на ресепшен, но предупреждает, что та должна закрыться ровно в 22:00 и немедленно возвращаться домой. Желательно не оглядываясь. В первое же самостоятельное дежурство девушка слышит ужасающий визг на улице, и её начинает преследовать жуткого вида женщина.

В городе мне жить или на выселках: рецензия на фильм «Кукушка»
Кадр из фильма «Кукушка»

Для жанра ужасов, кажется, настал прорывной год. Своими работами уже отметились не только значимые для жанра авторы (а впереди ещё и Роберт Эггерс со своим прочтением «Носферату»), но и те постановщики, которых принято ставить в ранг «подающих надежд». К последним как раз можно отнести и немецкого режиссёра Тильмана Сингера, выпустившего на широкие экраны ещё одно представителя elevated horror, который, как и все, старается напугать, но по инерции занимается ещё и драматургией травмы в широком спектре: от подросткового бунтарства до вопросов суррогатного материнства.

Временами это выглядит так, как если бы фильм «Сёстры», допустим, сняли Сергей Бодров мл, Дэвид Линч и Дэвид Кроненберг. Причём по очереди. Периодически бы ещё заглядывали и давали указания Стэнли Кубрик и Леонид Гайдай. Такой багаж от классиков даёт определённые надежды, которые автор лихо оправдывает. Правда, в основном с художественной точки зрения. Визуал фильма «Кукушка» берёт от мастеров всё самое лучшее: красивую лаконичную картинку со всё ещё актуальным нью-вейвом на саундтреке, мрачные пустующие отели, разрозненные психологические этюды и неожиданно простые и смешные комедийные гэги.

В городе мне жить или на выселках: рецензия на фильм «Кукушка»
Кадр из фильма «Кукушка»

Особенно хороши короткие гипнотические вставки, в которых инфернальные крики из леса закольцовывают время. Словом, на экране опять модные ныне в кинематографе 80-е, но с индивидуальным видением самого Сингера (смартфоны здесь вполне комфортно уживаются с кассетными плеерами и старыми автоответчиками). И, конечно, временами тут изобретательно страшно, как и положено моднейшему ужастику. Вот эти эмоциональные качели — это и есть основная движущая сила первой трети фильма.

Другое дело, когда во второй трети картины «Кукушка» эти раскатистые хоррор-элементы (вместе с нервными смешками) заканчиваются, и начинается что-то вроде детектива с абсолютно чужеродными и нелепыми перестрелками. Вот тут это монструозное сооружение начинает сильно шататься из стороны в сторону и едва доживает до финала, разрываясь на несколько мыслей сразу. Но они все похожи больше на прозрачные намёки и загадочные подмигивания. Сингер не горит желанием что-либо пояснять. Впрочем, главного добиться ему удалось: фильм на протяжении всего хронометража держит в тонусе, чтобы зрителю хватило сил разгрести всё то, что там свалено в кучу.

В городе мне жить или на выселках: рецензия на фильм «Кукушка»
Кадр из фильма «Кукушка»

Единственный вопрос, который повисает в воздухе после просмотра, как раз удивительным образом превращает «Кукушку» в своеобразный римейк «Сестёр» 2001 года и одновременно сводит на нет все усилия автора держаться жанровых рамок. Что делать подростку, когда взрослые заняты разборками, да ещё и палят без разбору в разные стороны? Ответ Сингера вполне очевиден: не лезть в драку, а постоять тихонечко в сторонке. Уберечь от опасности маленькую сестру и сбежать при первой возможности. А лучше бы вообще не ехать в далёкую глушь, где творится невесть что. Чтобы оставить этот, скажем прямо, немудрёный социальный комментарий Сингеру зачем-то понадобились чудища и эксперименты со временем. Зачем? А чтобы всё смотрелось красивее. На календаре же всё-таки 2024 год, а не 2001-й.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Крепче каменных стен: рецензия на фильм «Братья»  Previous post Крепче каменных стен: рецензия на фильм «Братья» 
«Медленные лошади»: Гари Олдман и продюсер Дуглас Урбански о новом сезоне и намёках на пятый Next post «Медленные лошади»: Гари Олдман и продюсер Дуглас Урбански о новом сезоне и намёках на пятый

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *