Многодетные супруги Хёссы живут в уютном доме за городом: для детей там речка и большой сад, для матери (Сандра Хюллер) – оранжерея с цветами всех видов, а отец семейства (Кристиан Фридель), в свободное время, рыбачит в подаренной коллегами лодке и ухаживает за любимой лошадью. Эту, на первый взгляд, обычную семью, от других отличает род деятельности ее главы, и то, где решено было создать свой рай на земле. Буквально за забором находится один из крупнейших нацистских концентрационных лагерей — Освенцим, где комендантом и является Рудольф Хёсс.
Тревожная идиллия

Сюжет фильма можно описать в двух предложениях, также, как и сосчитать по пальцам одной руки, проникновенные диалоги. Для обычного фильма эти два пункта сыграли бы, скорее, в негативном ключе, но «Зона интересов» устроена немного по-другому. Тема Холокоста очень специфическая для искусства, её сложно показать небанально, при этом не обеляя антагонистов. Поэтому фильм Глейзера выглядит как совершенно не рядовой фильм об этой страшной трагедии. Например, в интервью газете Financial Times он рассказал, что для съёмок фильма команда оборудовала дом, находящийся рядом с настоящим Освенцимом, десятью камерами, которые снимали актеров удалённо, создавая эффект своеобразного реалити-шоу.
Говорить о «Зоне интересов», как о фильме про «банальность зла» уже банально, однако через её призму и приходится смотреть на мир картины. Другим аспектом, отличающим этот фильм от условных «Пианиста» Романа Полански и «Списка Шиндлера» Стивена Спилберга, становятся главные герои ー абсолютные антагонисты, чьё присутствие наполняет безобидную, на первый взгляд, сцену животной жестокостью и цинизмом. Вот хозяйка дома раздаёт горничным красивые блузки неизвестно откуда взятые, вот коллеги отца обсуждают расширение «предприятия», пока сын-подросток одевается в форму для участия в молодёжном мероприятии. Двойственность смыслов преследует от первого до последнего кадра, пугая зрителя своим хладнокровием и безвыходностью положения.
«Зона интересов» и ее тонкость
Будучи недиалоговым фильмом, «Зона интересов» балансирует между глубиной содержания и изобретательной формой, которая, конечно, выглядит эффектнее. Звук — безликий герой фильма. Он создаёт зловещее ощущение присутствия кого-то в этом доме, но, вместо типичного тропа из фильма ужасов, «призраками» оказываются узники лагеря, которых мы можем или слышать, или видеть то, что от них осталось.

Сравнивая скромный шик дома Хёссов с грязно-коричневыми бараками и большими трубами с клубами дыма, видными практически в каждом кадре, создаётся безусловная некомфортность. Саунддизайн же делает картину этого места шире, добавляя контекстности происходящему. Так, в фильме появилось отражение реального факта из жизни Рудольфа Хёсса — желая обезопасить семью от «посторонних звуков», он нанял специального человека, включавшего, когда было нужно, мотоциклетный двигатель. Сочетание этого монотонного звука со смехом детей этой семьи или звоном посуды за ужином сопоставляется с отчаянными, душераздирающими криками людей, звуками железа и непрерывным гулом.
Контрастирование закладывается и на визуальном уровне — в ассоциативном параллелизме. Исторические знания, касающиеся концентрационных лагерей, здесь откликаются болезненными и неосознанными противопоставлениями жизни в белоснежном доме против существования в убогом бараке. Ласковая собака Хёссов и свирепая лагерная; в одном доме на двухэтажной кровати спят маленькие мальчики на мягких матрасах с игрушками в обнимку, а в другом такие же мальчики спят по двое на соломе; для семьи коменданта выкинуть нетронутую еду проще простого, в лагере её не достаёт и т. д.

«Зона интересов» — не сложносочинённый драматический фильм, с обыкновенной, добротной работой художников и операторов, но это с лихвой окупается за счёт изобретательности режиссуры, техничности и тонкой актёрской работы (героиня Сандры Хюллер просто крадёт фильм, её работа над походкой и мимикой персонажа заставляет по-настоящему ненавидеть любящую мать и жену). Размеренность и аскетичность создают эффект обыденности, в которой каждую минуту хронометража замечаешь ужасающие детали человеческого преступления. Концовка фильма подчёркивает это жирной двойной чертой, оборачивая мечтательный взгляд Рудольфа Хёсса против него же самого и его системы, от которой в истории остались только ужас и ноющая десятилетия в музее Освенцима и многих других боль.
Отлично! Заинтриговала, пошла смотреть