14 апреля в российский прокат выходит «Красавица и дракон» (Ryu to Sobakasu) — новое аниме от Мамору Хосоды, одного из главных авторов жанра и создателя знаменитых «Ученика чудовища», «Девочки, покорившей время» и «Мирай из будущего». На этот раз мастер взял за основу затёртый до дыр сюжет «Красавицы и чудовища» и приправил его свежей обёрткой в виде метавселенной, в которой намеренно прячутся оба титульных героя. Вместе с новой формой пришли и иные материи в отношениях между персонажами, которые могут как порадовать, так и разочаровать своей неоднозначностью.
В статье присутствуют незначительные спойлеры (они будут помечены)
Добро пожаловать в мир U
Школьница по имени Судзу в миру замкнутый и стеснительный человек, который и в чувствах признаться не может, и петь у неё на публике не получается, несмотря на большое желание. Для таких, как Судзу, существует виртуальное пространство U, где каждый может создать себе аватара с неповторимой внешностью и стать тем, кем всегда мечтал. Вот и главная героиня создаёт новую себя — большеглазую и розоволосую красавицу Белль, которая в одночасье становится сенсацией U благодаря ангельскому пению и внешности диснеевской принцессы.
Мир U создан как безопасное пространство для всех и каждого. Поэтому появление задиристого и нелюдимого Дракона, нарушающего устои местных блюстителей порядка, воспринимается как вторжение в личные границы посетителей U. Так считают все, кроме Белль, которая проникается неожиданной симпатией ко всеобщему изгою.
Не суди о книге по обложке
«Красавица и дракон», вторя первоисточнику, проговаривает давно ставшую очевидной, но до сих пор не теряющую актуальность мысль о том, что внешность — не главное. Но, если в оригинале, это в основном касалось Чудовища, то в версии Хосоды то же самое можно сказать и про красавицу. Речь здесь скорее не про внешность в прямом смысле, а про образ и ярлыки, которые нам навешивает общество. Все считают Судзу интровертом и чудачкой, и даже она сама начинает верить в это. Но за этим образом скрывается гораздо больше. И это её настоящее «я» в полной мере раскрывается именно в виртуальном пространстве. Пожалуй, это, а не взаимоотношения главных героев, даже можно назвать центральной повествовательной линией аниме.
При этом в истории Хосоды изменилась и парадигма отношений между персонажами. Здесь от «красавицы» требуется уже не всепоглощающая любовь, эмпатия и умение смотреть за ширму, но и взаимная демонстрация уязвимости. И этот момент может для некоторых зрителей показаться противоречивым и неоднозначным.
ДАЛЕЕ СПОЙЛЕР
Автор вынуждает героиню отказаться от того самого «я» из онлайна ввиду его «ненастоящести». И едва зритель уверует в то, что интернет и метавселенная по Хосоде это позитивное будущее, где возможно быть собой, как тут же ему ненароком проговорят мысль, что жить-то надо в реальном мире.
В этом нет излишнего морализаторства, но возникают противоречия в том, что люди уходят в онлайн не просто из-за комплексов, но и из-за внешнего воздействия. И для многих он является реальным спасением (как для того же Дракона, например). Поэтому согласных с этим зрителей подобный подход может оттолкнуть.
КОНЕЦ СПОЙЛЕРА
Аудиовизуальное безупречие
Сюжет аниме «Красавица и дракон» вызывает желание подискутировать, поразмышлять над природой кибербуллинга, найти схожие с «Матрицей» мотивы, но ещё большие эмоции вызывает его визуальное и музыкальное обрамление. Поскольку Судзу-Белль здесь выступает певицей, в картине много музыкальных эпизодов, каждый из которых напоминает невероятный по своей красочности клип.
Каждый перфоманс сопровождается буйством красок и эффектных пролётов камеры на фоне «Начало»-подобного мира U, над дизайном которого работал британский архитектор Эрик Вонг. За счёт этого Хосоде удаётся добиться ощущения рождения онлайн-идола с миллионами фанатов в сети. Поэтому кульминационный момент, также выполненный в качестве музыкального номера, вызывает неподдельные эмоции. Да и просто чертовски красиво это всё!
Резюмируя, можно сказать, что «Красавица и дракон» — любопытное, пусть и неоднозначно удачное переосмысление мотивов «Красавицы и чудовища», которое ласкает слух и глаз и заглядывает в обозримое будущее, где каждый может создать себе аватара и быть онлайн-звездой. Ну, или Драконом на худой конец.
«Красавица и дракон» с 14 апреля во всех кинотеатрах.
Трейлер: