19 мая в прокат выходит «Клон» (Dual), новая работа Райли Стернса, режиссёра, который взбудоражил многих критиков предыдущей лентой «Искусство самообороны». Как и в прошлый раз, постановщик под маской поверхностного попкорнового фильма прячет критику капитализма. Как и в прошлый раз, это получилось спорно, но любопытно. В некотором роде технологичная страшилка в духе «Чёрного зеркала» с двумя Карен Гиллан и танцующим тренером по самообороне Аароном Полом вышла тревожной и… смешной.
Убить себя
В недалёком будущем люди имеют право завести себе клона в случае смертельного диагноза. Именно в такую ситуацию попадает Сара (Карен Гиллан), которая несмотря на всю противоречивость отношений с близкими всё же не решается огорчать их своим уходом. Однако спустя некоторое время девушка полностью выздоравливает, а по закону существовать может только одна версия личности. Для решения таких проблем существует смертельная дуэль, позволяющая решить, кто больше заслуживает жить. Поэтому Саре предстоит сойтись лицом к лицу с собственным двойником.
Сюжетная завязка и промоматериалы фильма «Клон» буквально кричат о том, что зрителя ожидает суровый экшн о борьбе за выживание, этакие «Голодные игры» на минималках. Недаром героиня Карен Гиллан обращается за помощью в подготовке к брутальному персонажу Аарона Пола, который попытается разбудить в ней зверя. На деле же история вообще не об этом.
Стернс ловко обманывает наивные зрительские ожидания. Вместо предостережения о неоднозначности новых технологий он предлагает тревожные мысли о том, что остаётся после человека (особенно возымевшие актуальность в пандемийное время). Вместо обилия кровавых схваток — танцы под Get low Lil John’а. А финальный твист вообще может оставить двоякие впечатления, если не сказать больше.
Но в этой непредсказуемости и неочевидности, пожалуй, и таится главная прелесть фильма «Клон». Он странный, он не пытается понравиться, он способен развлечь, но только при условии, что вы готовы играть по правилам автора. А это значит, что надо читать между строк и получать удовольствие от процесса, а не результата. Ну, и смеяться там, где нет прямолинейных шуток.
Очевидные и не очень подтексты
Как в «Искусстве самообороны», в этом фильме Райли Стернс между делом критикует капитализм. На этот раз перепало самой сути — достижении личных выгод и благ, несмотря на всё остальное (обстоятельства, людей и т. п.). Это стремление обычно воспевается как положительное в традиционном капиталистическом обществе: «сделай себя сам», «американская мечта» и всё такое. Стерн же иронично подтрунивает над ним, говоря, что далеко не всегда суть в достигаторстве. А желаемое, сюрприз-сюрприз, может и не принести ожидаемого счастья.
Кроме того, режиссёр повторно иронизирует над природой насилия. По его мнению, с которым нетрудно согласиться, жестокость не приносит покоя, а только вредит обеим сторонам конфликта. И, будь ты хоть трижды прав, это не выход.
Проблемы фильма «Клон»
Безусловные плюсы картины, увы, не позволяют закрыть глаза на её пробелы.
Во-первых, «Клон» вторичен. Как уже отмечено выше, он повторяет многое из предыдущей работы автора, практически не привнося ничего нового. А шутка, которую повторили дважды, зачастую уже не кажется такой смешной.
Во-вторых, герои прописаны настолько лениво, что возникает ощущение, что начинающие студенты курса сценарного мастерства смогли бы справиться с этим лучше. На выходе мы имеем Сару, у которой унылая жизнь (почему?) и проблемы с родственниками (из-за чего?), но есть желание жить (для чего?). Почему нам должно быть интересно следить за ней, а уж тем более проявлять эмпатию, не ясно. Второстепенные персонажи получили и того меньший набор характеристик.
В-третьих, мир будущего здесь настолько условный, что сводит скулы. Клоны тут появляются из пробирки, а фильмы почему-то до сих пор смотрят на DVD. С точки зрения сценария тут нет мало-мальски интересной работы по созданию дополнительного антуража. Обстоятельства ради обстоятельств, фактура ради фактуры.
Вот и получается, что «Клон» буквально соткан из противоречий, поэтому рекомендовать его к просмотру практически невозможно. Разве что персональным поклонникам Карен Гиллан, которая вот уже во второй раз даёт зрителям двойную ударную дозу себя любимой (первый был ещё во времена «Доктора Кто»).
«Клон» в кино с 19 мая.
Трейлер: