Последней громкой премьерой апреля и по совместительству первым большим российским проектом, вышедшим сразу в онлайн, стал фильм Анны Меликян «Фея» с Константином Хабенским в роли этакого русского Кодзимы (который гений, да).
Эта лента стала завершающим штрихом в негласной трилогии одного из самых талантливых режиссёров современной России. И, как подобает серьёзному авторскому проекту, «Фея» получилась неоднозначной картиной, которая делит зрителей и критиков на два противоположных лагеря, но никого не оставляет равнодушным.
Сказка в урбанистических декорациях
В центре сюжета фильма Меликян оказываются сразу двое главных героев — гениальный и эгоцентричный Евгений Войгин (Константин Хабенский), глава компании, разрабатывающей игры в виртуальной реальности, и своенравная активистка Таня (Екатерина Агеева). Девушка в лучших традициях «Русалки» и «Звезды» немного не от мира всего, верит в чудеса и собственную уникальность, которая может помочь ей достучаться до циничного геймдизайнера, волею случая приглашающего её поучаствовать в новом проекте.
Параллельно с чудаковатой историей взаимоотношений людей из разных миров происходит жесточайшая серия преступлений неонацистской группировки, которая вдохновляется играми Войгина из серии «Коловрат».
В происходящем на экране мы легко можем узнать окружающую нас действительность с перфомансами активисток FEMEN, депутатами, грозящими санкциями по отношению к играм, провоцирующим насилие, и не самыми приветливо настроенными к «понаехавшим» и другим нетрадиционным слоям населения москвичами.
При этом урбанистический мир Меликян наполняет волшебством, сказочностью, верой в чудо. Вот героиня Агеевой пытается убедить Войгина, что тот является реинкарнацией великого художника Андрея Рублёва, в другом эпизоде дочка персонажа Хабенского оказывает мощнейшее терапевтическое влияние на отца, а участник преступной банды понимает, что видеоигры круче реального насилия. Автор словно оставляет лазейку для человека, ведь, когда есть во что верить, жить как-то проще и приятнее.
Многослойная история
Меликян в фильме «Фея» не постеснялась взвалить на свои плечи рассмотрение многих острых тем, которые причудливым образом переплетаются в единую историю в духе томных книжных романов. Она заглядывает за ширму живущих протестами активисток, которые может быть и вовсе не понимают, зачем они этим занимаются. Режиссёр рассматривает вопросы русского духовенства и наследия через призму современного отношения к ним. Она не пытается объяснить, но задумывается о природе насилия, порождаемого национальной самоидентификацией.
Многие из представленных параллелей чем-то напоминают размышления Брэйди Корбета из «Вокс Люкса», где высказывалась мысль о том, что терроризм и шоу-бизнес примерно сопоставимые по влиянию на общество явления. Однако Меликян свои мысли выражает чуть элегантнее и пространнее, предоставляя зрителю пространство для формирования собственных идей.
В этом также кроется одна из проблем фильма. Многие из зрителей не захотят копаться в увиденном, искать потайные смыслы, трактовать высказываемые мысли. Для кого-то всё демонстрируемое на экране может показаться китчем или заурядной мешаниной из модных в обществе тем для обсуждений. К тому же хронометраж неприлично растянутый до 2,5 часа говорит не в пользу картины. И тут есть два выхода — либо вы принимаете условия игры и позволяете Меликян увлечь вас в свою вселенную, либо попросту отказываетесь от этой затеи.
Художественное многообразие
Фильм «Фея» может похвастать не только мощным актёрским перфомансом Константина Хабенского, которому довелось проявить свои безграничные таланты в образе подлинного антигероя, но и разнообразием художественных приёмов. Оператор ленты Андрей Майка ловко маневрирует между эпизодами из компьютерной игры и переносом игрового опыт в реальность (сцены от первого лица на манер FPS), чередует статичные кадры со съёмкой на субъективную камеру.
Визуально картина не может называться выдающейся и новаторской, но «картинка» здесь очень качественно работает на повествование. С её помощью эксцентричный трип героя Войгина по уголкам своей гениальности и его попытки самоопределения смотрятся живо и вдохновенно.
Стоит ли смотреть фильм «Фея»
Анна Меликян достойно завершила свою трилогию о нежных сердцах в условиях городской безжалостности, символично соединив всех трёх героинь на экране (кроме Агеевой, это Мария Шалаева из «Русалки» и Тинатин Далакишвили из «Звезды») и создав самое масштабное в своей карьере кино. Оно получилось неидеальным и местами сложным для восприятия, но у него совершенно точно есть душа и большое сердце, как и у феи Тани, поэтому оно заслуживает вашего внимания и шанса быть увиденным и услышанным.
Трейлер: