«Как стать миллионером»: ностальгическая сказка о телевидении 80-х

«Как стать миллионером»: ностальгическая сказка о телевидении 80-х

В широкий прокат вышла картина Самира Оливероса «Как стать миллионером». О том как Майкл Ларсон в исполнении Пола Уолтера Хаузера получил минуту славы и даже почти не пострадал — в нашей рецензии.

Обычный парень Майкл Ларсон (Пол Уолтер Хаузер) обманом проходит кастинг на шоу «Испытай удачу». Когда подлог раскрывается, продюсеры видят в нём идеального участника: простого фаната с огнём в глазах. И позволяют стать участником шоу. Но Майкл демонстрирует феноменальную удачу, приближаясь к рекордному выигрышу. Телевизионщики в панике. Они никогда не рассчитывали, что кто-то действительно может сорвать джекпот и подозревают Майкла в мошенничестве.

После десяти лет творческого молчания колумбийский режиссер Самир Оливерос возвращается с фильмом, который можно назвать кинематографической одой телевидению 1980-х. Но не той язвительной одой, какой она могла бы быть, а удивительно теплой и ностальгической. Почти исповедальной. «Как стать миллионером» идеально вписывается в обойму фильмов с похожей тематикой, всё чаще появляющиеся на экранах в последнее время. Их уже даже можно вывести в особый жанр. «Ламповый реализм», например. Или «Теленуар». Что-нибудь в этом духе.

Картина Оливероса выходит следом за мистической «Полночью с дьяволом» изучающей то, как зло может легко зайти в каждый дом с помощью телевизора, параноидального «Свидания с монстром» или шумного и говорливого «Шоу субботним вечером». Однако постановщик сворачивает в другую сторону: его телевидение не пожирает своих создателей, не превращает людей в монстров, а… вдруг проявляет человечность.

«Как стать миллионером»: ностальгическая сказка о телевидении 80-х
Кадр из фильма «Как стать миллионером»

На бумаге проект Оливероса выглядит довольно амбициозным, учитывая то, что на главную роль заявлена звезда сериала «Чёрная птица» Пол Уолтер Хаузер, умеющий мимикрировать под любого режиссёра, но при этом оставляя место и для собственной обезоруживающей харизмы. В ролях помельче можно увидеть Дэвида Стрэтэйна («Доброй ночи и удачи») и любимца публики Уолтона Гоггинса (у которого здесь просто преступно мало экранного времени).

Хаузер в «Как стать миллионером» – квинтэссенция «маленького человека», решившегося на авантюру ради семьи. Он не то чтобы мастер трансформации. Его герои не всегда кардинально отличаются друг от друга в разных проектах. Но здесь он точно попадает в образ. Одновременно трогательный и вызывающий восхищение. Майкл Ларсон – не гениальный мошенник в духе героя ДиКаприо из «Поймай меня, если сможешь», или наученный жизнью персонаж Дева Пателя из «Миллионера из трущоб», а скорее упрямый мечтатель, чья наивная непосредственность в итоге побеждает циничную систему.

Интрига в фильме раскрывается достаточно быстро: уловки Майкла не составляет особого труда рассекретить дирекции шоу, и зритель в дальнейшем вынужден гадать: сумеет всё-таки главный герой уйти из студии с деньгами или хотя бы не побитым. В середине вклинивается несложный детектив для поддержания общего тонуса, а ближе к финалу разыгрывается еле ощутимая драма.

Резких сюжетных поворотов фильм не делает и старается честно довести начатую логику до конца. Камера определённо с удовольствием фиксируется на счастливой улыбке Майкла, который явно не без удовольствия её демонстрирует, по праву считаясь главной звездой этого шоу в прямом и переносном смысле. Но отсутствие уловок или фокусов как таковых слегка подрубает ожидания. И это не тонкий художественный приём, а досадный просчёт. Оливерос, кажется, так увлёкся стилизацией под эпоху, что забыл дать зрителю главное: повод сопереживать.

«Как стать миллионером»
Кадр из фильма «Как стать миллионером»

В остальном же съёмочная команда фильма «Как стать миллионером» поработала на совесть. Редкие сейчас экранные 90 минут действия без лишних сцен, с тщательно воссозданной эстетикой 80-х: от зернистой пленки до аляповатых декораций и дирижируемых аплодисментов за кадром. И как ни странно, но за этим фасадом скрывается удивительно добрая история. Оливерос решил, что в его фильме не будет проигравших. По крайней мере, в данный момент.

Майкл, получив свою минуту славы, останется там, где и был (хотя его реальная история гораздо печальнее), телевизионщики поднимут рейтинги и своё поражение обернут в пользу. Но, конечно, изменят правила. Все довольны. Даже загадочный маскот шоу в виде дракончика, периодически появляющийся в кадре, не становится предвестником кошмара (как можно было ожидать) а остаётся просто необычным, почти психоделическим элементом этого телевизионного мира.

Финал картины – её главный парадокс. В реальной жизни телевидение безжалостно перемалывает таких людей, как Майкл. Но здесь происходит чудо: система не только признаёт своё поражение, но и позволяет ему победить. Это тот редкий случай, когда кино создаёт не критическую сатиру, а почти утопическое видение, где у маленького человека есть шанс. Возможно, в этом и есть главная ностальгия Оливероса по тем временам, когда в телевизионной машине ещё оставалось место для человечности. Или, может быть, это мечта о том, каким телевидение могло бы быть. В любом случае, перед нами редкий пример кино, которое не разоблачает, а почти нежно вспоминает. Со всеми недостатками, но и с теплотой, которая сегодня кажется почти фантастической.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Держите революционный шаг. Рекап 7-9 эпизодов сериала «Рассказ служанки» (6 сезон) Previous post Держите революционный шаг. Рекап 7-9 эпизодов сериала «Рассказ служанки» (6 сезон)
В начале июня на Disney+ вышли два финальных эпизода дорамы «Девять пазлов», где серийный убийца сопровождает свои преступления фрагментом головоломки. Рассказываем, почему корейский детектив ничуть не уступает голливудским проектам. Next post Ветром раздуй их фрагменты: рецензия на дораму «Девять пазлов» (2025)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *