Этический пласт фильма «Весна, лето, осень, зима… и снова весна»

Весна

В апрельском прокате можно было застать философскую драму Ким Ки Дука «Весна, лето, осень, зима…и снова весна». Рассказываем о том, почему фильм, вышедший в 2003 году, до сих пор не потерял своей актуальности, и какие этические принципы он формулирует.

Место действия — водохранилище Чусанчжи на территории Национального парка гор Чувансан в Южной Корее. Именно там расположен буддистский храм, в котором воспитывается наставником-монахом (О Ён Су) маленький мальчик (на одном из жизненных этапов эту роль исполняет сам режиссёр). Ему предстоит пройти через сложный путь взросления, познать предательство, любовь и боль внешнего мира, чтобы вернуться и занять место своего учителя. Довольно простой сюжет, в котором отсутствует сложноустроенная драматургия и все элементы которого поддаются кольцевой композиции, вынесенной в название. Никаких загадок, никакого накала чувств и ни одного неожиданного поворота в повествовании. Только спокойное и медитативное наблюдение за повседневной жизнью двух монахов — наставника и воспитанника. 

Весна
Кадр из фильма «Весна, лето, осень, зима… и снова весна»

У героев здесь нет имён, но о (моей любимой) поэтике тайны это не говорит. Отрицание своего «я», своей истории и индивидуальности (как раз это и сделает повзрослевший ученик, чтобы стать монахом)  —  одно из основных положений буддистской философии «Анатмавада». Следование канонам буддизма не мешает автору говорить на универсальном языке — языке образов. Люди здесь всего лишь люди, и даже воспитание в храме не удерживает мальчика от насилия, похоти и убийства. Но искупление должно происходить не в материальном мире, а в духовном, именно поэтому самым страшным наказанием за убийство змеи в детстве становятся муки совести, которые камнем легли на сердце.

Весна
Кадр из фильма «Весна, лето, осень, зима… и снова весна»

Философия Ким Ки Дука составляет нечто полярное философии экзистенциалистов, с их принципом само-субъектности, «смертью Бога» и сверхчеловеком. В «Весне…» судьба предопределена самой природой и её цикличностью. Человек как часть природы точно так же подвержен этому круговороту. Но зависимость от неё не отторгает такое явление, как «природа человека», которая проявляется, прежде всего, в насилии (на смысловом полотне фильма), и от которой человеку нужно отказаться после искупления. Например, в финале уже у повзрослевшего ученика, ставшего монахом, появляется свой ученик, который совершает те же действия, что и он сам в детстве, в то же время года. Природа здесь трактуется как нечто, из чего произошёл человек, и она не имеет над ним власти. Человек зависит от природы, потому что он — её часть. 

Весна
Кадр из фильма «Весна, лето, осень, зима… и снова весна»

Эрих Фромм считал, что «человек — единственное животное, для которого собственное существование представляет проблему, которую он должен разрешать и от которой не может избавиться. Он не может вернуться к дочеловеческому состоянию гармонии с природой; он должен продолжать развивать свой разум, пока не станет господином природы и самого себя». Именно эти «человеческие» черты и человеческая природа (как довольно постоянная, но абстрактная конструкция, по мнению Фромма) отдаляет человека от самой природы.

Похожую мысль транслирует и «Весна…»: на этапе познания юношей эрота, его наставник говорит в ответ на извинения: «твоей вины тут нет, такова природа». Вожделение — это что-то естественное и поэтому не является преступлением или пороком. Но убийство учитель таким образом не оправдывает, соответственно, лишение жизни любого живого существа не является естественным природным процессом. Насилие — это то, что есть в человеке, но оно не дано природой, а значит оно и его последствия имеют негативную окраску и требуют искупления. 

Весна
Кадр из фильма фильма «Весна, лето, осень, зима… и снова весна»

Эрнст Кассирер писал: «Неизбежный момент человеческого существования — противоречие. У человека нет «природы» — простого или однородного бытия. Он причудливая смесь бытия и небытия; его место — между двумя этими полюсами». И хотя эта точка зрения не всецело соответствует философским принципам «Весны..», герой здесь тоже находится большую часть времени «между двумя полюсами»: между своей человеческой природой и природой в целом. Именно это противостояние образует смысловую часть фильма: мальчик проходит путь от свободного выражения человеческой природы до её искупления и отказа от неё. И если единственное выражение этой конструкции — это насилие, то можно сказать, что «Весна…» отвечает и этике гуманизма, базисом которой служит мораль и запрет на убийство. 

Весна
Кадр из фильма «Весна, лето, осень, зима… и снова весна»

Эти тезисы, сформированные на стыке содержания и формы, понятны для любого зрителя. Знание или незнание принципов буддизма мало влияет на восприятие философской стороны фильма, потому что знание позволяет углубиться в этическую смысловую нагрузку, а незнание позволяет посмотреть на будни в храме под углом «остранения», что усиливает восприятие образов.

«Весна, лето, осень, зима… и снова весна» — это не просто полтора часа медитативного созерцания нетронутой природы и ритуальных действий монахов, в которых можно найти немало завораживающего и чарующего. Этот фильм утверждает и некоторые этические принципы, изъясняя их вполне чётко. В основу разделения легла связь человека с внешней природой и её противопоставление природе человеческой. Неминуемая цикличность жизни, которая легла в основу всех выразительных средств, делает финал предсказуемым, но сильная сторона «Весны…» не в интригующем сюжете, а именно в этом медленном, почти гипнотическом темпе и объяснении простых правил жизни простыми примерами.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Первые впечатления от сериала «Дядя Лёша» Previous post Первые впечатления от сериала «Дядя Лёша»
Легендарная франшиза «Звёздные войны» стартовала почти пятьдесят лет назад и с тех пор обросла кучей фильмов, сериалов и мультсериалов, которые тесно переплетены друг с другом. В этот День «Звёздных войн» мы подготовили для вас подробный путеводитель по всем кинопроектам с описанием каждого. Также материал поможет выбрать более удобный порядок просмотра для первого знакомства с Далёкой-далёкой галактикой. Next post Каков путь?: полный путеводитель по киновселенной «Звёздные войны»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *