Двадцать лет назад, в 2005 году, кинематограф шагнул на территорию визуальной революции, когда на экраны вышел «Город грехов» (Sin City). Режиссёрский тандем Роберта Родригеса и создателя оригинальных комиксов Фрэнка Миллера (при участии «специального гостя-режиссёра» Квентина Тарантино) буквально перенёс неонуарную эстетику чёрно-белых рисунков с метким вкраплением ярких оттенков на плёнку. Сегодня, глядя на то, как «Город грехов» достойно состарился и по-прежнему выглядит впечатляюще, невольно хочется окунуться в закулисье этого смелого проекта, вспомнить узнаваемые образы и оценить влияние, которое фильм оказал на индустрию.
Истоки и создание
К началу 2000-х годов Фрэнк Миллер уже был культовой фигурой в мире графических романов: известный по работе над «Тёмным рыцарем» (Batman: The Dark Knight Returns) и «300», он создавал яростные, атмосферные сюжеты, наполненные мрачной романтикой улиц и харизматичными, часто безумными героями. «Город грехов» был его многолетним сердечным детищем: серия новелл, где мрак стал не просто декорацией, а живой средой обитания и символом разлагающегося общества.
Роберт Родригес, которому принадлежала идея снять «Город грехов», признавался, что не хотел делать обычную «экранизацию комикса»:
Я сказал: я не буду адаптировать «Город грехов», я его переведу на язык кино. Просто возьму то, что уже есть на страницах комикса, и перенесу на экран
И этот подход сработал: зритель увидел киноленту, где каждая сцена выглядит как ожившая иллюстрация.

Для достижения гиперстилизованного и почти монохромного эффекта фильм снимался преимущественно на «зелёнке», с минимумом реальных декораций. Так удалось добиться контрастной палитры (чёрно-белой с вкраплениями красного, жёлтого и синего), вдохновлённой оригинальными рисунками Миллера.
Каст и герои
Участие в проекте звёзд первой величины только подогревало интерес. Так, Микки Рурк (Марв), Брюс Уиллис (Хартиган), Клайв Оуэн (Дуайт), Джессика Альба (Нэнси), Бенисио Дель Торо (Джеки Бой), Розарио Доусон (Гейл), Элайджа Вуд (Кевин), Рутгер Хауэр (Роарк), Бриттани Мёрфи (Шелли) и другие создали яркую галерею харизматичных персонажей – каждый с багажом травм, страстей и, разумеется, грехов.

Роль громилы Марва стала фактически реинкарнацией «брутального романтика» Микки Рурка. Сам актёр признавался, что удивительно легко вжился в образ:
Марв – просто непонятый громила с большим сердцем. Один из тех, кого город сломал, но он продолжает биться до конца.
И добавлял, что обильный грим не был для него помехой:
Я не мог бы сделать это без грима. Он сразу дал мне ощущение, что я – Марв.

Джессика Альба в одном из интервью признавалась, что больше всего переживала из-за танцев: она боялась, что зрители увидят, что она не профессиональная танцовщица. И делилась тем, как режиссёры помогли ей преодолеть закрепощённость:
Я не раздеваюсь в кино. Просто не делаю этого. Может, из-за этого я теряю какие-то роли, но у меня слишком много внутренних зажимов. Роберт и Фрэнк это понимали и делали упор на пластику, жесты и эмоции моей героини
Как мы помним, в итоге сцена получилась эффектной и запоминающейся, одной из визитных карточек всего фильма.
Брюс Уиллис (Хартиган), на тот момент уже привычный к ролям крутых копов и суровых героев, с удовольствием согласился на сотрудничество:
Это был настоящий аттракцион — увидеть, насколько фильм близок к комиксу. Будто мы оживили рисунки один в один.
Уиллис отмечал, что перед съёмками изучал оригинальные графические новеллы, чтобы прочувствовать «нуарную» атмосферу и внутренние монологи Хартигана.

Для пущего эффекта Роберт Родригес пригласил Квентина Тарантино в качестве «гостя-режиссёра», чтобы тот поставил одну из сцен (знаменитый эпизод с Бенисио Дель Торо в автомобиле). Тарантино рассказывал, что «Город грехов» стал для него «цифровым экспериментом», потому что обычно он остаётся приверженцем классических методов съёмки на 35-мм плёнку:
Мне было интересно поработать на цифровой площадке, ведь я обычно снимаю на плёнку. Роберт пригласил меня на один эпизод, и я получил удовольствие, словно зашёл в сам комикс.
За кулисами: пиксели вместо декораций
Одна из главных фишек «Города грехов» – тотальная компьютерная обработка. Практически весь фильм снимали на «зелёном фоне», где все необходимые детали – от обшарпанных стен бара до потёков крови – достраивались уже в постпродакшене. Лишь несколько предметов были «настоящими» (машины, парочка стульев и барная стойка), остальное рисовалось при помощи компьютера. Подобная технология, вдохновлённая работой над лентой «Дети шпионов» (где Родригес экспериментировал с виртуальной съёмочной площадкой), перенесла стиль графического романа на экран почти дословно.

В какой-то момент сам Фрэнк Миллер заметил, что ему «кажется невозможным, что всё это снимали в одной комнате». В то же время он чувствовал себя «как ребёнок в кондитерской», видя, как его рисунки оживают кадр за кадром:
Это первый раз, когда я вижу, как мой комикс буквально оживает на экране. Это не адаптация — это перенос моих страниц на киноплёнку.
Культурный резонанс и наследие
Успех «Города грехов» был незамедлительным. При бюджете в 40 миллионов долларов фильм собрал в мировом прокате 158,7 миллиона долларов. Мрачный нео-нуар также получил множество похвал от кинокритиков со всего мира и на данный момент имеет 76% на сайте агрегатора рецензий Rotten Tomatoes на основе 257 рецензий.
«Город грехов» получил множество наград: Микки Рурк получил премию «Сатурн», премию Общества кинокритиков и премию Чикагской ассоциации кинокритиков за свою жестокую бескомпромиссную игру. Фильм также претендовал на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля 2005 года, где Родригес получил главный технический приз за новаторские визуальные эффекты.
Стильный, атмосферный и бескомпромиссный, фильм сочетал образы классического кинонуара (коррумпированные копы, фатальные женщины, ночные бары, улицы, мерцающие в лунном свете) с манерой повествования, которую принято считать «жёсткой», но при этом завораживающей. Он продемонстрировал, как буквально перенести эстетику графического романа в кино, не потеряв при этом ни идей, ни оригинального шарма.

Кинокритик Ричард Ропер говорил о фильме:
«Город грехов» — это тот редкий случай, когда ты видишь на экране что-то настолько визуально новое и резкое, что не можешь отвести взгляд, даже если иногда оно шокирует
Манола Даргис из The New York Times указывала, что «Город грехов» — это «радикальный эксперимент, во многом благодаря которому последующие экранизации комиксов стали смелее обходиться с цветом, тенью и гротеском».
Вообще многие критики отмечали, что после «Города грехов» в Голливуде появились новые тенденции в подаче комиксов на экране. Если раньше создатели старались адаптировать стиль бумажной версии под киноформат, то Родригес и Миллер перевернули эту логику, заявив: «Мы оставим графический роман как есть, а пусть кино под нас подстраивается».
Неслучайно эта же идея была заметна и в других проектах по комиксам (включая «300 спартанцев», который чуть позже получил схожую визуальную ДНК), что подчёркивал режиссёр Зак Снайдер:
Успех «Города грехов» показал, что зритель готов к стилю, почти буквально повторяющему графический роман. Роберт (Родригес) и Фрэнк (Миллер) сделали то, о чём все раньше только говорили: перенесли страницы комикса на экран.

Снайдер уточнял, что ему, как большому поклоннику Миллера, было важно сохранить «дух» оригинальных рисунков, и «Город грехов» стал наглядным примером, как это можно сделать максимально близко.
Каким вышел сиквел фильма «Город грехов»
Спустя почти десять лет после выхода оригинала (в 2014 году) на свет появилось продолжение – «Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать» (Sin City: A Dame to Kill For).
Несмотря на возвращение большинства ключевых создателей, включая Родригеса, Миллера и нескольких актёров, сиквел не достиг громкого успеха первой части – ни в финансовом плане, ни по отзывам прессы.

Однако для поклонников оригинала это всё равно стало возможностью вновь окунуться в атмосферу безумного города, где любовь и смерть танцуют под аккомпанемент хриплого саксофона. А прекрасная Ева Грин как будто была рождена для этой эстетики.
20 лет спустя
В 2025 году «Городу грехов» исполняется 20 лет, и он остаётся символом смелого кинематографического эксперимента, прошедшего проверку временем. Пересматривая ленту, замечаешь, что она не выглядит устаревшей – её искусственный чёрно-белый мир по-прежнему поражает контрастом и энергетикой.
Фильм навсегда вошёл в историю как пример того, что если у режиссёров есть дерзость и упрямство в хорошем смысле, а у создателя первоисточника – непримиримость и вера в собственное видение, то на свет может родиться нечто особенное. «Город грехов» подарил зрителям и киноиндустрии урок: будь верен духу оригинала и не бойся экспериментировать, даже если придётся строить целый мир внутри компьютерной студии.

«Ощущение, будто смотришь на живую графическую новеллу – причём ту же, которую держал в руках. Это редкий случай, когда мы ничего не потеряли, а только приобрели», – так охарактеризовал результат сам Фрэнк Миллер в одном из интервью.
Двадцать лет спустя «Город грехов» остаётся великолепным напоминанием о том, как иногда чёрно-белые истории могут быть куда глубже и ярче «раскрашенных» блокбастеров. И тот факт, что он по-прежнему смотрится свежо, говорит о подлинной уникальности картины – ну а мрачно-саркастичные улицы Бэйсин-Сити продолжают жить где-то там, за границей реальности, заманивая новых и старых поклонников погрузиться в бесконечную ночь города грехов Бейсин-сити.