Каким рядовые зрители представляют мир по ту сторону кинокамеры?
Звёзды-нарциссы, зарабатывающие миллионы, продюсеры, не разбирающиеся в кино, но диктующие свои правила, сумасшедшие режиссёры, пытающиеся воплотить свои фантазии в реальность… Примерно таким и рисует закулисье мира кино «Главная роль» (Competencia oficial), новый фильм аргентинского тандема Мариано Кон—Гастон Дюпра («Почётный гражданин», «Шедевр»). Но за ширмой беззлобного посмеивания над киноиндустрией скрывается гораздо больше смысла, порой не самого очевидного.
Кино про кино
80-летний миллиардер, желающий увековечить своё имя в истории, выбирая между съёмкой фильма и постройкой моста, отдаёт предпочтение первому. Он выступает с предложением профинансировать новый проект известного режиссёра и любимицы мировых кинофестивалей Лолы Куэвас (Пенелопа Крус). В основе грядущего авторского фильма книга лауреата Нобелевской премии, которая рассказывает про непростые взаимоотношения двух братьев.
На роли этих героев Лола приглашает двух мэтров — Феликса Риверо (Антонио Бандерас), голливудскую звезду, общепризнанного красавца и кумира миллионов, и Ивана Торреса (Оскар Мартинес), театрального артиста, педагога актёрского мастерства, поклонника методики Станиславского и апологета высокого искусства.
На попытках этой эксцентричной троицы ужиться вместе ради искусства и строится основной сюжет ленты «Главная роль». Фильм в фильме здесь не подразумевает съёмок, как это обычно происходит в подобных картинах, а концентрируется на репетициях. Эта подготовка порождает массу смешных, карикатурно-абсурдных, а порой и трагических ситуаций. А смотреть, как Пенелопа Крус учит играть Антонио Бандераса, — это вообще отдельный вид киноманского наслаждения.
Наиболее точным переводом оригинального названия было бы выражение «основной конкурс», часто встречающееся в мире фестивального кино. В мире, куда зачастую попадают представители так называемого высокого искусства, соревнующиеся в широте мыслей, глубине подтекстов и красоте подачи материала.
Работа Кона и Дюпра во многом иронизирует над коллегами, подчёркивая бессмысленность творческих соревнований, хотя и соглашается с тем, что конкуренция — двигатель прогресса даже в кино. Ещё большая ироничность фильма «Главная роль» в том, что он и сам полон подтекстов, подобно высмеиваемым объектам: от иллюстрации болезненных попыток самореализации в творчестве и рефлексии на тему актёрского мастерства до поиска тончайшей грани между жанровым кино и подлинным искусством.
Когда кончается кино
В одном из эпизодов фильма «Главная роль» задаётся интересный вопрос: «Когда кончается кино?»
Вместе с финальными титрами? После наградного сезона? А может, когда уляжется последний спор о том, хорошо ли сыграли актёры?
В случае с этой картиной можно сказать, что обсуждать здесь после просмотра будет что. Это тонкое и гомерически смешное авторское кино про авторское кино с актёрами, лихо отыгрывающими закрепившиеся за ними в реальной карьере амплуа (тот же Антонио Бандерас просто купается в образе мировой звезды). Одна из самых ярких новинок лета, которую нельзя пропускать.
Трейлер:
«Главная роль» в кино с 30 июня