Папины дочки, Чехов и лапша быстрого приготовления: рецензия на фильм «Фейерверки днем»

Папины дочки, Чехов и лапша быстрого приготовления: рецензия на фильм «Фейерверки днем»

Комедийная драма Нины Воловой «Фейерверки днем» завоевала награду в номинации «Лучший дебют» на кинофестивале «Маяк». Об одном из главных сокровищ прошедшего в Геленджике смотра читайте в нашем материале.

По сюжету «Фейерверки днем» бизнес Виктора (Александр Робак) по продаже люстр и светильников давно перестал приносить прибыль акционерам. Чтобы спасти вложенные средства и не дать предприятию разориться, в Россию из Китая прилетает его деловой партнер Вэйхонг (Ван Бин). Реалистично оценив обстановку, иностранец понял, что единственный выход из сложившейся ситуации — конфискация дома Вити для погашения долга. Однако с таким раскладом не согласны дочери последнего — репетиторша по русскому Оля (Дарья Коныжева), прожигательница жизни Лена (Маша Раскина) и битмейкерша Тома (Вера Енгалычева).

Фейерверки днем 2025
Кадр из фильма «Фейерверки днем»

Среди великого множества картин, лейтмотив которых — столкновение различных менталитетов, «Фейерверки днем» выделяется прежде всего тем, что постановщица избежала стереотипного изображения как китайцев, так и россиян. У Нины Воловой получился по-чеховски лаконичный, хлесткий, но при этом абсолютно беззлобный фельетон, преисполненный легкой иронией и не  направленный против кого-либо. В отличии от тех же «Особенностей национальной охоты» Александра Рогожкина, где белогорячечный абсурд шел рука об руку с почти документальным исследованием идентичности, в драмеди с Робаком нет ни того, ни другого. Тем не менее в фильме есть ряд довольно точных замечаний про контраст между мировоззренческими установками героев.

Если китаец Вэйхонг в исполнении Ван Бина (вне всяких сомнений, главное открытие последнего «Маяка» среди актеров) исключительно рационален и прагматичен, то отечественный горе-бизнесмен Виктор, кажется, в принципе не нацелен на достижение высоких результатов. Несмотря на то, что его фирма находится на грани банкротства, а сам он в долгах как в шелках, он продолжает держать в штате сотрудников, которые не добросовестно выполняют свою работу или давно перешагнули порог пенсионного возраста. Его предприятие нерентабельно, в том числе потому, что держится оно на честном слове, дружеских связях и знаменитом русском «на авось». И все это не столько про гуманизм или широту души, сколько про фаворитизм и нежелание что-либо менять. 

Обзор фильма «Фейерверки днем»
Кадр из фильма «Фейерверки днем»

Наряду с этим персонаж Александра Робака, невзирая на удручающее финансовое положение, все еще старается жить на широкую ногу, щедро одаривая дочерей и любовниц деньгами. Обстоятельства, конечно, вынуждают его потихоньку расставаться с атрибутами былой роскоши, что он, в общем-то, и делает, пока не встает вопрос о продаже дома, провоцирующий разлад в семье. Невозможно отделаться от мысли, что «Фейерверки днем» — это актуализированный парафраз «Вишневого сада», где кризис-менеджер Вэйхонг — это реинкарнация прогрессивного купца Лопахина. Правда, с той лишь разницей, что у Антона Павловича конфликт поколений был диаметрально противоположным: старики противились сделке, тогда как молодежь не видела смысла в сохранении дворянского гнездышка. К слову, фильм Воловой, прямо как и пьеса Чехова, был соткан из личных воспоминаний автора. 

Фейерверки днем смотреть
Кадр из фильма «Фейерверки днем»

Лучшее, что есть в «Фейерверках днем», — это фееричная (простите, автор текста не удержался от каламбура) проработка характеров героев, что большая редкость для полнометражного дебюта. Портреты всех действующих лиц, включая эпизодических персонажей, написаны не широкими мазками, а с присвоением каждому из них отличительных индивидуальных черт. Что говорить, если даже папиной любовнице, которая поначалу производит впечатление глуповатой и падкой на социальный статус барышни, дают возможности выйти за рамки ходящего клише и проявить себя с неожиданной благородной стороны. В этом, пожалуй, и кроется главная прелесть ленты: в ней нет героев, к кому бы зритель не проникся с симпатией. 

Изредка дебютантка Волова всё же позволяет себе отступить от изящной чеховской иронии и вкрапить остроты, которые присущи, скорее, популярным развлекательным комедиям, нежели чем авторскому кино. Так, по сюжету разведенный Вэйхонг волею судеб оказывается на свидании с девушкой, которая начинает знакомство с финансовых требований к партнеру, в ответ на что растерянный китаец говорит ей, что прежде не пользовался услугами эскортниц. Затем оскорбленная этим сравнением дамочка устраивает гостю из Поднебесной мини-лекцию о том, что секс-работа и содержанство — отнюдь не тождественные термины. Скетч этот, понятное дело, избыточный и избитый, но не слишком инородный, чтобы испортить общую картину. 

Кадр из фильма «Фейерверки днем»
Кадр из фильма «Фейерверки днем»

Ближе к финалу герой Ван Бина отходит на второй план, а вместе с ним и насмешливый тон, и неизбежные нотки гротеска, и оптика иностранца, который обалдевает с привычных для нас вещей и ситуаций. Фокус смещается на трех сестер, выступивших против родного отца, чтобы отстоять дом, где они выросли. Страсти накаляются постепенно: патриарх семейства в наказание мятежным чадам осушает бассейн (правда, потом снова наполняет, но уже для своей пассии), а девушки пытаются обрести экономическую свободу, выставляя на продажу папины подарки. 

Но когда температура кипения уже становится запредельной, и пламя конфликта едва не разделяет родных людей навсегда, Нина Волова, что закономерно, тушит его при помощи воды. К персонажам приходит понимание, что дом — это нечто большее, чем четыре стены, крыша, бильярдная, сауна и бассейн. Вместо отдаленного, точно с неба, звука лопнувшей струны, на котором заканчивалась эпохальная пьеса Чехова, зритель слышит грохотание фейерверков, запущенных, разумеется, при свете дня. 

Понравился материал? Поделись с друзьями:

«Только ты»: «родственная душа» — не всегда подарок Previous post «Только ты»: «родственная душа» — не всегда подарок
Вечность в шифоньере: «Цвета времени» Седрика Клапиша Next post Вечность в шифоньере: «Цвета времени» Седрика Клапиша

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *