Две юных девушки-мормонки — сестра Барнс (Софи Тэтчер) и сестра Пэкстон (Хлоя Ист) ходят по домам небольшого городка и пытаются найти последователей. Ближе к вечеру слегка подуставшие девушки останавливаются в конечной точке маршрута — у дома на окраине городка, в котором встречают начитанного и учтивого мистера Рида (Хью Грант). На улице начинается буря, и улыбчивый британец любезно предлагает миссионеркам переждать непогоду у него в гостиной.
Девушки поначалу отказываются, но, узнав, что жена мистера Рида дома и готовит черничный пирог, соглашаются. Казавшийся поначалу очень гостеприимным мистер Рид постепенно раскрывает свои истинные намерения, и девушки понимают, что оказались в его доме неслучайно. Однако сбежать отсюда уже не получится. Выхода нет: мистер Рид запер все двери и предлагает сестрам сыграть в игру и испытать свою веру.
Новый фильм от студии А24 сняли уже довольно известные, но пока не ворвавшиеся в первый эшелон молодые режиссёры Скотт Бек и Брайан Вудс. После выпуска пары непритязательных слэшеров этим двоим вдруг повезло. В их руки попал поначалу казавшийся перспективным проект «65», где главную роль исполнял не кто-нибудь, а сам Адам Драйвер. Постановщики вложили в проект все свои умения и силы, но фильм в прокате провалился, и публика его не приняла. Для Бека и Вудса произошедшее фиаско могло стать билетом в один конец, (если бы не сценарий к «Тихому месту»), но произошло ещё одно чудо.
Флагман всех авторских и диковинных хорроров студия А24 заинтересовалась их сценарием «Еретика», предложила руку помощи и даже позволила постановщикам самим выбрать актёра на главную злодейскую роль. И вот тут на сцене появился Хью Грант, подобно Николасу Кейджу перегрузивший свою карьеру как раз отрицательными персонажами. И надо сказать Бек и Вудс попали в десятку. Умеющий превращать свою ангельскую улыбку в зловещий оскал Грант в «Еретике» — это тот самый компаньон, с которым на протяжении всего фильма точно не будет скучно.
Оточенная, содержательная, пластичная игра Гранта, которая к тому же явно приносит артисту нескрываемое удовольствие, удачно ложится в партию, разыгранную на троих в первом акте картины. Причём здесь не только Грант ловит кураж — ему органично оппонируют поначалу робкие, но со временем обретающие твёрдость в голосе Софи Тэтчер и Хлоя Ист, составляя вполне цепляющий ансамбль вкупе с умело нагнетаемым напряжением. Да и сами авторы тут явно чувствуют себя в своей тарелке, не стремясь к малострочию, а буквально вываливая на экран рождённые в обоюдных спорах теории происхождения религии, не стесняясь сравнений с Монополией и другими малоподвижными играми. Особенно забавными выглядят сравнения цитат Вольтера с цитатами Человека-паука во взаимных пикировках, жирной чертой обозначающих межпоколенческий разрыв.
Но, как только действие переваливает за середину и наступает время спуска в тёмный подвал (считай в преисподнею), весь вышеперечисленный вайб куда-то испаряется. В жанровой прямолинейности и физических эффектах авторы фильма «Еретик» как будто разбираются хуже, чем в кризисах поп-культуры. И тут им явно становится скучно. Словно чувствуя эту перемену в настроении, Хью Грант тоже буквально съёживается, пытаясь перевоплотиться в Джона Крамера, при этом стараясь не потерять лица Ганнибала Лектера. Но получается у него откровенно плохо, поэтому камера то и дело помещает его растерянное лицо в темноту, а основная нагрузка ложится уже на Тэтчер и Ист. Вот они, к слову, справляются и с этим довольно умело.
Тем не менее «Еретик» смотрится буквально запоем. От экрана сложно оторваться. Пугаться тут особо не от чего, авторам было важнее похвастаться яркой упаковкой от модной настолки, нежели знакомить зрителя с её содержимым. Ну и, наверное, лишний раз напомнить, что знания, безусловно, сила. Но чтение умных книг иногда лучше разбавлять прогулками на воздухе. Так будет безопаснее для всех.