Между нами тает лёд: рецензия на фильм «Дух Байкала»

Дух Байкала

19 октября в широкий прокат выходит фильм Михаила Расходникова «Дух Байкала», почти сказочная притча о метафорично потерявшихся в снежной буре отце и сыне. Рассказываем, чем цепляет эта работа.

По сюжету фильма «Дух Байкала» мальчик Лёнька (Илья Рязанов) едет с отцом Давидом (Мосэ Куртанидзе) в деревню к дедушке (Олег Бабуев) на Байкал. Не так давно Лёнькину семью постигла тяжёлая утрата – умерла его мама. Переживающий трагедию отец замкнулся в себе и с головой ушёл в работу, изредка обращая внимание на сына, да и то для того, чтобы в очередной раз сделать замечание за то, что сын не хочет взрослеть и не «включает голову». Лёнька же вполне обычный, современный ребёнок, не отлипающий от гаджетов, помогающих ему отвлечься от происходящего. «Тут голову можно отключить», — говорит он, в очередной раз, беря в руки телефон.

В деревне их встречает дед – жизнерадостный старик, нежно любящий Лёньку и видящий в нём родную кровь и знакомые черты умершей дочери. Отец Лёньки хочет оставить сына в деревне на пару дней, но потом заводит разговор и более длительной разлуке. Лёньку это шокирует и для того чтобы отвлечь внука от тяжелых мыслей, дед берёт его с собой рыбачить на замёрзший Байкал. Но едва они успевают поставить сети, как озеро накрывает сильнейший ураган. Старенький Уазик деда глохнет, и он решает идти пешком до берега — так шансов выжить гораздо больше. В это же время не успевший уехать отец, выезжает им на подмогу.

Дух Байкала
Кадр из фильма «Дух Байкала»

«Дух Байкала» снял режиссёр Михаил Расходников, уже неоднократно затрагивавший в своем творчестве подростковые проблемы («Эластико»), поколенческие разрывы («Дорогой папа») и общие темы отчуждённости между отцом и сыном («Временные трудности», «Недетский дом»).

В «Духе Байкала» Расходников закрепляет пройденное ранее, заставляя заблудившихся отца и сына искать друг друга в ночной мерзлоте не только физически, но и духовно. Сценарий к фильму писал Александр Кузьминов, помогавший Расходникову в «Эластико», а операторскую работу взял на себя Семён Аманатов, плотно работавший с якутским режиссёрами новой волны («Черный снег», «Надо мною солнце не садится», «Не хороните меня без Ивана»).

Именно благодаря оптике Аманатова, уже набившем руку на слепящих зимних пейзажах, «Дух Байкала» обзавёлся собственным визуальным стилем, великолепными кадрами природы пресного озера, причудливыми пролётами камеры над головами героев, чем-то напоминая работу Павла Погоржельского в «Солнцестоянии».

Дух Байкала
Кадр из фильма «Дух Байкала»

«Дух Байкала» начисто лишён сложного подтекста. Параллели между холодом снежной бури и холодом в душе от невосполнимой потери близкого человека слишком очевидны, чтобы принять их за что либо другое. Отец отчаянно ищет сына, понимая, что он единственный, кто у него остался, дед искреннее желает добра обоим и молиться богам о спасении, а мальчик находит детёныша нерпы и помогает ему добраться до мамы. «А у меня мамы нет», — рыдает он.

Окончательное сплочение семьи по-киношному происходит с восходом солнца и, как ни странно, с одновременным нападением волков, против которых надо держаться вместе, потому, что они нападают только на одиночек.

С одной стороны такая лёгкость не осложняет просмотр, несмотря на вкрапления местного фольклора, и местами магического реализма. Но с другой, фильм подвергает себя серьезному испытанию на прочность, иногда начисто лишаясь драматургии и буквально скользя по льду, в надежде за что-нибудь зацепиться.

Особенно это становится заметно в явно затянувшейся сцене поисков мальчика: герои довольно долго и беспомощно просто кричат в темноту, двигаясь по кругу и проговаривая одни и те же фразы. Получилось что-то среднее между фильмом о выживании и семейной драмой, но и там и там всё равно чего-то не хватает (скорее всего — хронометража). А других сюжетных действий создатели «Духа Байкала» в это время так не предложили.

Дух Байкала
Кадр из фильма «Дух Байкала»

Герои фильма становятся персонажами сказки, вокруг которых на ледяных торосах играют блики солнца, то и дело возникает таинственное свечение в небе, тьма разрезается одиноким лучом фонарика, знаки, оставленные на льду, предупреждают об опасности, а потом помогают выбраться из ледяного плена. Лёнька здесь, словно заблудившийся мальчик Кай из «Снежной королевы», который  должен растопить не только своё сердце, но сердце своего отца. По-другому никак, ведь именно у этой сказки всегда хочется видеть счастливый финал.  

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Послание к человеку-2023. Что смотреть на фестивале: часть 1. Документальное кино Previous post Послание к человеку-2023. Что смотреть на фестивале: часть 2. Международный конкурс
disney Next post Вы наш гость: Топ-10 анимационных фильмов студии Disney по мнению редакции После Титров

One thought on “Между нами тает лёд: рецензия на фильм «Дух Байкала»

  1. забыли упомянуть Диану Анкудинову, озвучившую своим ФАНТАСТИЧЕСКИМ голосом сам ДУХ БАЙКАЛА!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *