Ноэми Мерлан, в первую очередь, известна в качестве актрисы. За её плечами работы в фильмах «Тар», «Великая» и, конечно же, «Портрет девушки в огне». Но помимо этого Мерлан периодически пробует свои силы в режиссуре. И кричащая чёрная комедия «Девушки на балконе» (Les femmes au balcon) – это уже четвёртая работа француженки в кресле постановщика. Соответственно, и требования к ней уже выше, чем к дебютантам. Давайте разбираться, насколько она им соответствует.
В центре истории три очень непохожие по характеру и темпераменту подруги: свободолюбивая вебкамщица Руби (Сухейла Якуб), стеснительная писательница Николь (Санда Кодряну) и яркая, но травмированная абьюзивными отношениями актриса Элиза (Ноэми Мерлан). Они праздно проводят свою очередную встречу, пока не знакомятся с красавчиком-фотографом, живущим по соседству. Мужчина приглашает троицу к себе на вечеринку, ещё не подозревая к чему это приведёт его самого и девушек из дома напротив.

Учитывая жанровую принадлежность (а там смесь ужасов, комедии и внезапно… фэнтези!), куда дальше завернёт сюжет догадаться не трудно – мужчина окажется насильником, девушки мстительными жертвами, а всё повествование будет пропитано нотами феминизма.
Фильмов на тематику «женская месть за насилие» не счесть, навскидку в голову приходят более мрачный «Я плюю на ваши могилы» или философский «Сочувствие госпоже Месть». Но Мерлан не пошла проторенными путями, а выбрала для своей историей иной тон – насмешливый, местами самоироничный, местами откровенный. Она то шокирует кровавыми сценами с оторванными конечностями (и речь не про руки), то приглашает мужчин к диалогу о том, как нужно заниматься сексом, то рассуждает о природе насилия, которое все понимают по-своему, то заглядывает за ширму семейных отношений. А в одном из эпизодов и вовсе приравнивает своё высказывание к… выпуску газов!

Звучит сумбурно? В этом весь «Девушки на балконе». Здесь рваный темп повествования (первые полчаса – ураган, дальше штиль), винегрет из тем (в тексте выше ещё не обозначено сублимирование негативного опыта в творчестве), много музыки (классной), обнажёнки (эпатажной), и список можно продолжать долго. Обычно таким «грешат» именно дебютанты, которые хотят видеть в своём фильме всё, везде и сразу и желательно побольше да погромче. Но проблема в том, что Мерлан уже не дебютант и видела достаточно по обе стороны камеры.
Постановщица хочет говорить на важные темы, но при этом не быть занудой и морализатором. Отсюда очевидно и чехарда жанров, и эпатаж, непривычный для нашей, куда более сдержанной аудитории, и отсутствие внятного развития персонажей. Достойную сюжетную арку получает разве что героиня самой Ноэми Мерлан, которая через нелицеприятный, скажем так, опыт прорабатывает свою боль и переходит к решительным действиям.
Из-за этого получается, что «Девушки на балконе» крайне непритязательны с точки зрения сценария и подтекстов, слишком уж прямолинейно подаются центральные мотивы. Но если самому не быть занудой и морализатором, то развлекательная составляющая фильма скорее удалась. От некоторых до абсурда кровавых эпизодов смеёшься в голос, а небольшие гэги, разбросанные тут и там (например, ПИТбуля одной из героинь зовут Брэд), не дают заскучать на протяжении всего фильма. Да и смотреть на своеобразный гимн сестринству, где девушки готовы за подругой даже, фигурально выражаясь, спуститься в ад, тоже в меру увлекательно.
Трейлер:
Фильм «Девушки на балконе» выйдет в широкий прокат в российских кинотеатрах с 27 марта благодаря кинопрокатным компаниям A-One и RWV.
На иностранное кино мне пофиг, но всё же спрошу, сейчас вообще того самого пресловутого, мужского взгляда нет? Только женский? Если нет, то это цензура. Примеры Бенедетты, Кумира-Идола и Блондинки не в счёт. Могу только сказать, что женское кино о сексе, созданное российскими женщинами, а именно: Мафагел, Герда, Верность, Краш-тест и Хэппи Энд (создан мужчиной) смотреть невозможно в принципе по многим причинам. И секс и о сексе снимать так и не научились. Причины не только в т.н. российском патриархальном обществе и законах.