Конец нулевых. Семнадцатилетний Дато (Артем Кошман) живет с бабушкой (Джульетта Степанян) в поселке Ахтырский в Краснодарском Крае и грезит о карьере режиссера. Некоторое время тому назад его родной дядя Анзор (Ян Гахарманов) скончался от осложнений, развившихся на фоне СПИДа, что стало большим потрясением для семьи. Однажды на порог их дома заявляется мама юноши (Мариэтта Цигаль-Полищук) вместе со своим новым ухажером (Артем Федотов). Женщина дарит Дато видеокамеру, дабы тот приблизился к претворению своей мечты в жизнь.

Как правило, рефлексировать на тему отрочества (а уж о начале творческого пути и подавно) режиссеры принимаются в почтенном возрасте, когда достижения на поприще киноискусства уже не вызывают сомнений, а зрителям интересна сама фигура постановщика. Дебютанты же очень редко берутся за создание картин, рассказывающих об их первых шагах в профессии. Оно и неудивительно: как ни крути, но подобные (полу)автобиографии — это почти всегда акт самолюбования (пускай подчас и не лишенный самокритики), а для новичков такая бравада — непозволительной роскошь. Порой начинающие режиссеры все же снимают фильмы, сотканные из личных воспоминаний, однако возможно это только при наличии увесистого жизненного багажа. У 35-летнего Рауля Гейдарова оный безусловно имеется.

За три года до триумфа «Дня рождения…» в Выборге его короткометражная работа «Бебия, бабуа, Анзорик, я и мама», также основанная на сценах из детства автора, была отмечена сразу на нескольких международных смотрах, в частности на кинофестивалях «Будем жить», «Кинопроба», «Восток&Запад» и «Амурская осень». Трогательный киноэтюд о буднях грузинской семьи на юге России в некотором смысле был прологом для нового полотна Рауля, повествующего об уже более позднем периоде его жизни. События ленты происходят в 2009 году, правда, если бы не дата, то и дело мелькающая на кадрах, стилизованных под архивную съемку, можно было бы ненароком решить, что на дворе девяностые. Здесь вам и народный шлягер «Не плачь, Алиса» группы «Сталкер», и четкие «братки» в кожанках, промышляющие наркоторговлей и рэкетом, и приемная комиссия за обшарпанной партой под открытым небом.
Честности ради, нельзя сказать, что весь этот «лихой» антураж выглядит анахроничным для кубанского захолустья образца «нулевых». Да и постановщик отнюдь не злоупотребляет с атрибутами хтони на экране. Тем не менее Гейдаров систематически шокирует зрителя, беззастенчиво добавляя новые переменные в казалось бы понятное уравнение: образы героев раскрываются через непредвиденные поступки, а ошеломляющие факты из их биографии выкидываются с поразительной непринужденностью. Когда Дато, наконец, получает в распоряжение камеру и начинает фиксировать на нее счастливые моменты, появляется робкая надежда, что дальше история будет развиваться в духе горько-сладкого романа воспитания, но блюдо по итогу оказывается совсем другим — душераздирающей триллер-драмой, а не «Фабельманами» по-аджарски.

Только лишь на последних минутах полнометражный дебют Рауля Гейдарова производит впечатление самую малость елейной и манипулятивной картины, но даже если вам удастся распознать давление на эмоции, сердце все равно возьмет верх на разумом. Как говорится, эмпаты, держитесь: финал точно не оставит ваши глаза сухими! «День рождения Сидни Люмета» — это не столько мотивирующая исповедь киномана, воплотившего свою юношескую мечту (хотя мимоходом здесь вспоминают и цитируют классику Данелии и, разумеется, Люмета), сколько трепетное признание в любви к семье и в особенности к бабушке.
Армянскую актрису Джульетту Степанян, сыгравшую темпераментную пожилую грузинку, можно без доли сомнения назвать душой фильма. Ее героиня строга, консервативна и чрезмерно заботлива (как, наверно, и любая бабушка), но в то же время от нее за версту веет теплотой и уютом. Да и к тому же, она единственный персонаж ленты, кому реально есть дело до бедняги Дато, что наглядно иллюстрирует сокрушительно-нежная развязка. Искреннюю симпатию вызывает и протагонист в исполнении Артема Кошмана, звезды сериалов «Я не шучу» и «Черная весна», пускай и далеко не все его слова и действия будут встречены зрителями с пониманием.

Как и в ранее упомянутой короткометражке, Гейдаров предусмотрительно дал другое имя своему экранному прототипу (в «Бебиа, бабуа…» мальчика звали Гия), тем самым сохранив простор для художественных допущений и вымысла. Впрочем, выудить из головы тот факт, что сие произведение в значительной степени опирается на личный опыт автора, не получится, а потому каждая фраза, которая при прочих равных воспринималась бы как психологическая уловка, в «Дне рождения…» задевает за живое. Сложно сказать наверняка, какими будут следующие работы Рауля и продолжит ли он выгружать содержимое своего багажа воспоминаний (отборочная комиссия петербургского КиТа по незнанию сочла его недостаточно массивным), однако можно смело констатировать, что его полнометражный дебют — один из лучших отечественных фильмов 2025 года.



