1942 год. Юная полька Ирен (Софи Нелисс) в ужасе бродит по полуразрушенному родному городу, видя, как знакомые названия улиц меняют на новые немецкие. Из её собственного жилища выходит офицер, заявляющий, что теперь это его дом, а ей следовало бы уйти подобру-поздорову. Ни родных, ни близких девушка найти не может. Кажется, что жизнь превратилась в хаос.
По стечению обстоятельств Ирен становится экономкой немецкого майора. Столь же случайно она узнаёт, что её подопечные евреи-портные — всего 11 человек — будут вскоре казнены. Ирен находит способ укрыть их, но это лишь начало их совместных испытаний на фоне раздираемой ужасами Второй мировой войны Польши.

Фильм «Что скрывает Ирен?» — это история не о войне, а об исследовании человеческой природы в условиях неконтролируемых обстоятельств. Режиссёр Луиз Аршамбо концентрирует внимание на атмосфере страха и хаоса, царящих в Польше, которую ещё до начала войны «поделили» между собой две соседние державы. При этом она также делает акцент на силе человеческого духа, способного противостоять злу, каким бы безликим и безжалостным оно не было.
Главная роль в ленте досталась Софи Нелисс, уже знакомой со схожим материалом по фильму «Воровка книг», где она воплощала ещё более молодую героиню, постигающую кошмары творящегося вокруг. Здесь ей довелось изобразить реальную личность — Ирену Гут-Опдайк, которая долгие годы не рассказывала о пережитом, но когда стала набирать популярность теория отрицания Холокоста, она всё же решила поделиться своей историей, полной трагизма, но вместе с тем надежды, стойкости и человеколюбия. И Нелисс убедительно транслирует все эмоциональные колебания 19-летней, на тот момент, девушки: от шока и страха до решимости и храбрости.

Некоторые сцены здесь поражают своей жестокостью, но при этом постановщица не теряет из виду главную тему — силу человеческой доброты и самопожертвования. Фильм поднимает важные вопросы морали и сострадания, заставляя задуматься о том, что мы готовы сделать ради спасения других.
Интересно, что Аршамбо также не избегает сложных тем, таких как, например, вынужденная близость Ирены с майором Рюгемером (Дюгрей Скотт). Это одновременно и драматический сюжетный момент, и попытка взглянуть на моральные компромиссы, на которые люди могут пойти в экстремальных ситуациях. Однако, фильм не углубляется в подробности этих отношений, что делает его тонким и не пошлым.

«Что скрывает Ирен?» — фильм, основанный на реальных событиях и рассказывающий историю настоящих людей, поэтому глупо критиковать его за то, что он во многом предсказуем и следует штампам аналогичных картин. Тем не менее не покидает ощущение, что некоторые аспекты картины могли быть сделаны интереснее, так как перед нами всё-таки художественное произведение.
Например, абсолютно не раскрыты персонажи укрываемых евреев — их лишь наделили несколькими условными особенностями (астма, врачебные навыки, игра на пианино), чтобы можно было отличить друг от друга. Не особо выстроен и портрет самой Ирен, лишь вскользь упоминающей о безграничной доброте своей матери.
Но, судя по всему, замысел режиссёра и всей команды создателей, — в первую очередь, спровоцировать мысли о силе человечности даже в самые тяжёлые времена. История о подобных надежде и стойкости наверняка найдёт отклик у тех, кто ценит исторические драмы и героические поступки. Таких, чтобы после просмотра только и хотелось произнести тост: «Лехаим!»
«Что скрывает Ирен?» с 30 января во всех кинотеатрах.