Кто убил цветочную луну: рецензия на анимационный фильм «Четыре души Койота»

Кто убил цветочную луну: рецензия на анимационный фильм «Четыре души Койота»

С 13 июня в российском прокате венгерский мультфильм «Четыре души Койота», где мифы коренных народов Америки встречают актуальную экологическую повестку.

В наши дни индейские подростки протестуют против строительства нефтепровода на территории их резервации (сразу вспоминается четвёртый сезон «Настоящего детектива»). Пытаясь найти ответы на многие волнующие их вопросы современности, они обращаются к старейшине общины, а тот в форме притчи пересказывает им миф о сотворении мира и первородном грехе.

Такие проекты, как «Четыре души Койота», на вес золота. Пересказывая, в общем-то, архетипичный для многих культур сюжет, но через призму индейского фольклора, создатели говорят об угрозе, исходящей из потребительского отношения к природе, о важности сохранения национальных традиций в современном мире, о безжалостности капитализма и, наконец, о том, что западная картина мира с ее ярко выраженным антропоцентризмом разрушительна сама по себе. И обо всем этом мультфильм заявляет не напрямую в лоб, а меж строк, верно расставляя акценты в истории и символично переплетая мифы, колонизацию и наступление крупного бизнеса. 

Кадр из фильма "Четыре души Койота"
Кадр из фильма «Четыре души Койота»

Центральный персонаж анимационный ленты — Койот, антигерой-трикстер, сродни скандинавскому Локи и арабским джиннам. Именно он, а не Бог-Творец, согласно преданиям народов Великой равнины, создает из глины людей, дабы полакомиться ими и утолить свой ненасытный голод. Но Творец в наказание за это деяние возлагает на него роль наставника для новых существ. Именно Койот подталкивает здешних «Адама» и «Еву» к совершению первородного греха — вкушению мяса. 

И именно Койот, олицетворяющий в истории разрушительность безудержного потребления, приводит в Новый Свет европейцев, правда, сумев распознать их истинные замыслы и свою неправоту, встает на защиту своего мира. К слову, с приходом колонизаторов на американский континент, образ этого зверя в народном фольклоре становится более положительным. Не теряя сатирического содержания, он в то же время предстает в роли заступника индейского народа, который при помощи своей изобретательности дает отпор непрошеным гостям. Наличие этого эпизода в мультфильме отражает скрупулезный подход его создателей к перенесению фольклора на экран.

Кадр из фильма "Четыре души Койота"
Кадр из фильма «Четыре души Койота»

Конечно же, нельзя не упомянуть совершенно восхитительные анимацию и саундтрек картины. С визуальной точки зрения «Четыре души Койота» не менее примечательны, чем работы Томма Мура и Михаэля Дюдока де Вита. Так что, думаю, о венгерской студии Cinemon мы еще не раз услышим в будущем. Саундтрек мультфильма состоит из этнических песнопений где-то на стыке жанров фолка и инди и способствует аутентичному раскрытию сеттинга. В особенности отмечу композицию из открывающей сцены: она, вкупе с цитатой в начале, превосходно задает тон всему произведению! 

Резюмируя все вышесказанное, «Четыре души Койота» — изумительный мультфильм-притча о насущном, пусть и обращается он к вымышленным сюжетам и событиям давно минувших дней. Венгр Арон Гаудер задается вопросом, а может и нам есть чему научиться у индейцев, например, их отношению к окружающему миру. 

Трейлер:

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Кадр из фильма «Планета обезьян: Новое царство» рецензия обложка Кевин Дюранд Дюран Previous post «Планета обезьян: Новое царство»: меланхоличный блокбастер об увлечении историей
У шамана три кирки: рецензия на фильм «Проклятие "Зов могилы"» Next post У шамана три кирки: рецензия на фильм «Проклятие «Зов могилы»»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *