Работ Сергея Бодрова мы не видели со времён посредственного «Седьмого сына» (2014), за роль в котором Джулианна Мур даже удостоилась номинации на «Золотую малину». И вот спустя долгие годы простоя режиссёр вернулся со скромной мелодрамой про любовный треугольник и проблемы заикающихся людей под названием «Дышите свободно».
Идея этого фильма (скорее его темы) была у Бодрова ещё в 90-х, поскольку он и сам лечился от заикания, поэтому знает о связанных с этим недугом проблемах не понаслышке. Попытки рефлексии и самотерапии посредством кино нередко бывает удачей для зрителей. Чего только стоит «Зеркало» Андрея Тарковского, с которым «Дышите свободно» роднит перекликающаяся в своей документальной правдоподобности открывающая сцена. Но и у мастеровитых постановщиков случаются неудачи. А нереализованный потенциал новинки — именно что неудача.
Когда заики поют, они не заикаются
В центре сюжета борющиеся с заиканием Илья (Евгений Ткачук) и Вера (Полина Пушкарук), которые сближаются на почве знакомых проблем — неуверенность в себе, сложности в общении с родственниками (у неё с матерью, у него с бывшей женой и матерью его ребёнка). Вместе они ходят на групповую терапию к доктору Черкасовой (Полина Агуреева), буквально творящей чудеса на своих курсах. Но умеющая помочь другим Черкасова не может наладить свою личную жизнь и обращается за советом к молодой и привлекательной Вере. А предметом её амурного интереса становится не кто иной, как Илья.
«Дышите свободно» расслаивается на две части уже на уровне идеи. С одной стороны это фильм про заикающихся людей и их существовании в наших реалиях, а с другой — мелодрама про любовный треугольник. И печальнее всего, что эти части не работают ни сами по себе, ни уж тем более в сочетании.
Для важного инклюзивного высказывания в картине проговаривается слишком мало. Нам не становится понятнее, чем живут заики, какое положение в обществе занимают, с какими сложностями (помимо очевидных) сталкиваются, о чём мечтают. Всё это прикрывается ширмой пустопорожнего желания «быть нормальным». Никакой социальной критики. Никакой рефлексии. Никакой инклюзивности. Шутка ли, в фильме всего лишь один человек, который заикается на самом деле. А ведь большинство персонажей за всё экранное время произносит от силы пару фраз. Поэтому это даже не назовёшь «нашим ответом фильму «CODA: Ребёнок глухих родителей».
Как мелодрама «Дышите свободно» слишком прост и предсказуем. Химии между героями нет, потому как на уровне сценария их взаимоотношения сшиты белыми нитками. Вера и Илья вместе, просто потому что оба заикаются. Черкасовой интересен Илья, потому что так конфликт выглядит сложнее: мужчина зависит от женщины, а та пользуется властью своего положения. Из-за этой условности ни за что не получится сказать мемное «переживаю за их отношения больше чем за свои».
А невнятный бэкграунд каждого из героев делает ситуацию и того хуже: у Ильи ПТСР, из-за чего актёру Ткачуку приходится переигрывать, а в сюжет вплетаются странные и ненужные сцены, у Веры проблемная подруга и пьющая мать, что никак не отражается на её действиях или характере.
Стоит ли смотреть фильм «Дышите свободно»
На протяжении всего просмотра только и думаешь о том, каким фильм мог бы быть.
Он мог быть достойной репрезентацией уязвимой прослойки общества от известного режиссёра с мировым именем. Но ему не хватает глубины и смелости.
Он мог стать цепляющей своей трогательностью историей любви на фоне бесконечно прекрасной Северной столицы. Но ему не хватает жизни, страсти и собственно любви.
А то, каким «Дышите свободно» получился… не иначе, как фильмом нереализованного потенциала.
Трейлер:
«Дышите свободно» с 23 июня в онлайн-кинотеатре KION