Быть нормальным: о фильме «Дышите свободно»

Быть нормальным: о фильме «Дышите свободно»

23 июня в онлайн-кинотеатре KION состоится премьера мелодрамы о заиках «Дышите свободно» Сергея Бодрова старшего. Немного автобиографичная, немного амбициозная, но, увы, лишённая обаяния и мало-мальски заметной попытки быть интересным фильмом или важным инклюзивным высказыванием.

Работ Сергея Бодрова мы не видели со времён посредственного «Седьмого сына» (2014), за роль в котором Джулианна Мур даже удостоилась номинации на «Золотую малину». И вот спустя долгие годы простоя режиссёр вернулся со скромной мелодрамой про любовный треугольник и проблемы заикающихся людей под названием «Дышите свободно».

Идея этого фильма (скорее его темы) была у Бодрова ещё в 90-х, поскольку он и сам лечился от заикания, поэтому знает о связанных с этим недугом проблемах не понаслышке. Попытки рефлексии и самотерапии посредством кино нередко бывает удачей для зрителей. Чего только стоит «Зеркало» Андрея Тарковского, с которым «Дышите свободно» роднит перекликающаяся в своей документальной правдоподобности открывающая сцена. Но и у мастеровитых постановщиков случаются неудачи. А нереализованный потенциал новинки — именно что неудача.

Когда заики поют, они не заикаются

В центре сюжета борющиеся с заиканием Илья (Евгений Ткачук) и Вера (Полина Пушкарук), которые сближаются на почве знакомых проблем — неуверенность в себе, сложности в общении с родственниками (у неё с матерью, у него с бывшей женой и матерью его ребёнка). Вместе они ходят на групповую терапию к доктору Черкасовой (Полина Агуреева), буквально творящей чудеса на своих курсах. Но умеющая помочь другим Черкасова не может наладить свою личную жизнь и обращается за советом к молодой и привлекательной Вере. А предметом её амурного интереса становится не кто иной, как Илья.

Дышите свободно фильм

«Дышите свободно» расслаивается на две части уже на уровне идеи. С одной стороны это фильм про заикающихся людей и их существовании в наших реалиях, а с другой — мелодрама про любовный треугольник. И печальнее всего, что эти части не работают ни сами по себе, ни уж тем более в сочетании.

Для важного инклюзивного высказывания в картине проговаривается слишком мало. Нам не становится понятнее, чем живут заики, какое положение в обществе занимают, с какими сложностями (помимо очевидных) сталкиваются, о чём мечтают. Всё это прикрывается ширмой пустопорожнего желания «быть нормальным». Никакой социальной критики. Никакой рефлексии. Никакой инклюзивности. Шутка ли, в фильме всего лишь один человек, который заикается на самом деле. А ведь большинство персонажей за всё экранное время произносит от силы пару фраз. Поэтому это даже не назовёшь «нашим ответом фильму «CODA: Ребёнок глухих родителей».

Дышите свободно смотреть

Как мелодрама «Дышите свободно» слишком прост и предсказуем. Химии между героями нет, потому как на уровне сценария их взаимоотношения сшиты белыми нитками. Вера и Илья вместе, просто потому что оба заикаются. Черкасовой интересен Илья, потому что так конфликт выглядит сложнее: мужчина зависит от женщины, а та пользуется властью своего положения. Из-за этой условности ни за что не получится сказать мемное «переживаю за их отношения больше чем за свои».

А невнятный бэкграунд каждого из героев делает ситуацию и того хуже: у Ильи ПТСР, из-за чего актёру Ткачуку приходится переигрывать, а в сюжет вплетаются странные и ненужные сцены, у Веры проблемная подруга и пьющая мать, что никак не отражается на её действиях или характере.

Стоит ли смотреть фильм «Дышите свободно»

На протяжении всего просмотра только и думаешь о том, каким фильм мог бы быть.

Он мог быть достойной репрезентацией уязвимой прослойки общества от известного режиссёра с мировым именем. Но ему не хватает глубины и смелости.

Он мог стать цепляющей своей трогательностью историей любви на фоне бесконечно прекрасной Северной столицы. Но ему не хватает жизни, страсти и собственно любви.

А то, каким «Дышите свободно» получился… не иначе, как фильмом нереализованного потенциала.

Трейлер:


«Дышите свободно» с 23 июня в онлайн-кинотеатре KION

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Роман Ковалев

Роман Ковалев

Главный редактор «После Титров»
В ритме ча-ча-ча Previous post Взрослеем, пританцовывая «В ритме ча-ча-ча» с Дакотой Джонсон
10 лучших фильмов первой половины 2022 года Next post 10 лучших фильмов первой половины 2022 года по версии редакции «После Титров»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *