Маленький принц: рецензия на фильм «Блиц»

Одиссея военного времени: рецензия на фильм «Блиц»

На Apple TV+ можно посмотреть военную драму «Блиц» от режиссера «12 лет рабства». О том, почему мы настоятельно рекомендуем это сделать — в нашей рецензии.

Сентябрь 1940 года. Немецкая авиация подвергает британские города ежедневным бомбардировкам. Многие районы Лондона уже превратились в руины. Правительство, понимая острую нехватку бомбоубежищ, инициирует массовую эвакуацию детей из обстреливаемых зон. 

Мать-одиночка Рита (Сирша Ронан) по настоянию отца (Пол Уэллер) принимает непростое решение — отправить своего сына Джорджа (Эллиот Хефернан) в безопасное место. Сам мальчик с этим раскладом категорически не согласен, и втихаря покидает состав поезда, перевозившего детей. Он еще не догадывается сколько жизненных испытаний выпадет на его долю в ближайшие несколько дней.

Кадр из фильма «Блиц»
Кадр из фильма «Блиц»

С точки зрения жанровой принадлежности новую работу Стива МакКуина следовало бы отнести к приключенческому кино. «Блиц» — это архетипичная одиссея, где герой преодолевает трудности на пути домой. У каждой из глав его путешествия есть свой набор второплановых персонажей, которые не выходят за рамки этих новелл.

Вот только этот почти сказочный мотив странствий, будто позаимствованный из «Маленького принца» Сент-Экзюпери, разбивается о жестокую действительность Второй Мировой. Едва происходящее на экране начинает отдаленно напоминать мирную довоенную жизнь, как обманчивая идиллия тут же терпит крах под оглушительный вой «воздушной тревоги». В этот же момент в относительно спокойные сцены вероломно вторгаются кадры с зависшими в небе немецкими снарядами.

Кадр из фильма «Блиц»
Кадр из фильма «Блиц»

Детская оптика позволяет оголить многое до состояния прописных и, казалось бы, само собой разумеющихся истин. Понятное дело, что историй, рассказанных под этим углом, превеликое множество, и МакКуин в этом отношении не изобретает велосипед. Взгляд ребенка, почти всегда наивный, но не замутненный серой моралью и компромиссами с совестью, служит отличным подспорьем для разговора на сложные темы.

Кадр из фильма «Блиц»
Кадр из фильма «Блиц»

Вселенная бы, наверно, схлопнулась, если бы Стив МакКуин никак не затронул в своем фильме расовую дискриминацию и бремя колониализма. Режиссер показывает, как некоторых с виду порядочных джентльменов при встрече с индусом или африканцем охватывает первобытная иррациональная злоба, подкрепленная чувством собственного превосходства. 

Это же декларирует и выставка достижений имперского хозяйства, куда волею судеб заносит Джорджа. За каждым рекордом, вынесенным крупным шрифтом на табличку, на деле скрывается рабский труд заморских поданных короны. Да и сами жители этих территорий изображены там в виде дикарей с безумными гримасами. МакКуин подбирается слишком близко к тому, чтобы провести знак равенства между Сциллой колониализма и Харибдой гитлеризма. 

К слову, главный герой и сам является наполовину чернокожий. Его отец по сюжету был родом из Гренады. Интересно, что этот факт перекликается с биографией постановщика.

Кадр из фильма «Блиц»
Кадр из фильма «Блиц»

Есть в фильм еще и женская оптика — за нее отвечает героиня Сирши Ронан. Ее сюжетная линия не столь богата на события, но все равно трогает за душу, благодаря трепетной игре актрисы. Рита, в отличии от своих подруг, испытывает перманентную потребность в заботе о ком-либо. Вместе с тем ей не свойственно выставлять свои чувства напоказ. Даже находясь в отчаянии из-за разлуки с сыном, девушка демонстрирует всем эмоциональную стойкость. За весь фильм она срывается лишь дважды: во время прощания с Джорджем на вокзале и когда узнает, что тот сошел с поезда.

А еще Рита обладает гипнотически красивым голосом. Есть подозрения, что песня Winter coat, написанная Николасом Брителлом специально для фильма, была добавлена туда как раз с прицелом на место в соответствующей категории на «Оскаре». Большая же часть оригинального саундтрека ленты принадлежит авторству Ханса Циммера. Его музыка уместно дополняет происходящее на экране, но по итогу не оседает в голове. Может, тому виной отсутствие запоминающейся заглавной мелодии, коими славится легендарный композитор.

Кадр из фильма «Блиц»
Кадр из фильма «Блиц»

Возможно, у вас уже напрашивается вывод, что «Блиц» от Apple TV+ — это классический Oscar bait. С одной стороны, это не далеко от истины, ибо картина по всем неформальным критериям подходит под премиальный шаблон. С другой стороны, парадоксальное сочетание актуального содержания и старомодной формы, как оказалось, смотрится впечатляюще, и ставить в укор фильму подобное было бы не вполне справедливо. Неожиданно для многих лента Стива МакКуина вообще не попала ни в одну из номинаций на «Золотом глобусе», и нет никаких предпосылок, что с «Оскаром» ситуация будет иной. А жаль! Эта захватывающая дух эпическая история слишком хороша для того, чтобы оставаться вне наградного сезона.

Трейлер:

Понравился материал? Поделись с друзьями:

В цифре стал доступен новый фильм легендарного Клинта Иствуда «Присяжный номер два». Даже в свои преклонные годы мэтр мирового кинематографа сумел снять фильм, который способен конкурировать с творениями более молодых и дерзких режиссёров. Рассказываем, почему этот триллер о несовершенности правосудия определённо стоит внимания. Previous post Старикам тут место: рецензия на фильм «Присяжный номер два»
Прощай, зависимость: рецензия на фильм «Выгон» Next post Прощай, зависимость: рецензия на фильм «Выгон»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *