Сентябрь 1940 года. Немецкая авиация подвергает британские города ежедневным бомбардировкам. Многие районы Лондона уже превратились в руины. Правительство, понимая острую нехватку бомбоубежищ, инициирует массовую эвакуацию детей из обстреливаемых зон.
Мать-одиночка Рита (Сирша Ронан) по настоянию отца (Пол Уэллер) принимает непростое решение — отправить своего сына Джорджа (Эллиот Хефернан) в безопасное место. Сам мальчик с этим раскладом категорически не согласен, и втихаря покидает состав поезда, перевозившего детей. Он еще не догадывается сколько жизненных испытаний выпадет на его долю в ближайшие несколько дней.
С точки зрения жанровой принадлежности новую работу Стива МакКуина следовало бы отнести к приключенческому кино. «Блиц» — это архетипичная одиссея, где герой преодолевает трудности на пути домой. У каждой из глав его путешествия есть свой набор второплановых персонажей, которые не выходят за рамки этих новелл.
Вот только этот почти сказочный мотив странствий, будто позаимствованный из «Маленького принца» Сент-Экзюпери, разбивается о жестокую действительность Второй Мировой. Едва происходящее на экране начинает отдаленно напоминать мирную довоенную жизнь, как обманчивая идиллия тут же терпит крах под оглушительный вой «воздушной тревоги». В этот же момент в относительно спокойные сцены вероломно вторгаются кадры с зависшими в небе немецкими снарядами.
Детская оптика позволяет оголить многое до состояния прописных и, казалось бы, само собой разумеющихся истин. Понятное дело, что историй, рассказанных под этим углом, превеликое множество, и МакКуин в этом отношении не изобретает велосипед. Взгляд ребенка, почти всегда наивный, но не замутненный серой моралью и компромиссами с совестью, служит отличным подспорьем для разговора на сложные темы.
Вселенная бы, наверно, схлопнулась, если бы Стив МакКуин никак не затронул в своем фильме расовую дискриминацию и бремя колониализма. Режиссер показывает, как некоторых с виду порядочных джентльменов при встрече с индусом или африканцем охватывает первобытная иррациональная злоба, подкрепленная чувством собственного превосходства.
Это же декларирует и выставка достижений имперского хозяйства, куда волею судеб заносит Джорджа. За каждым рекордом, вынесенным крупным шрифтом на табличку, на деле скрывается рабский труд заморских поданных короны. Да и сами жители этих территорий изображены там в виде дикарей с безумными гримасами. МакКуин подбирается слишком близко к тому, чтобы провести знак равенства между Сциллой колониализма и Харибдой гитлеризма.
К слову, главный герой и сам является наполовину чернокожий. Его отец по сюжету был родом из Гренады. Интересно, что этот факт перекликается с биографией постановщика.
Есть в фильм еще и женская оптика — за нее отвечает героиня Сирши Ронан. Ее сюжетная линия не столь богата на события, но все равно трогает за душу, благодаря трепетной игре актрисы. Рита, в отличии от своих подруг, испытывает перманентную потребность в заботе о ком-либо. Вместе с тем ей не свойственно выставлять свои чувства напоказ. Даже находясь в отчаянии из-за разлуки с сыном, девушка демонстрирует всем эмоциональную стойкость. За весь фильм она срывается лишь дважды: во время прощания с Джорджем на вокзале и когда узнает, что тот сошел с поезда.
А еще Рита обладает гипнотически красивым голосом. Есть подозрения, что песня Winter coat, написанная Николасом Брителлом специально для фильма, была добавлена туда как раз с прицелом на место в соответствующей категории на «Оскаре». Большая же часть оригинального саундтрека ленты принадлежит авторству Ханса Циммера. Его музыка уместно дополняет происходящее на экране, но по итогу не оседает в голове. Может, тому виной отсутствие запоминающейся заглавной мелодии, коими славится легендарный композитор.
Возможно, у вас уже напрашивается вывод, что «Блиц» от Apple TV+ — это классический Oscar bait. С одной стороны, это не далеко от истины, ибо картина по всем неформальным критериям подходит под премиальный шаблон. С другой стороны, парадоксальное сочетание актуального содержания и старомодной формы, как оказалось, смотрится впечатляюще, и ставить в укор фильму подобное было бы не вполне справедливо. Неожиданно для многих лента Стива МакКуина вообще не попала ни в одну из номинаций на «Золотом глобусе», и нет никаких предпосылок, что с «Оскаром» ситуация будет иной. А жаль! Эта захватывающая дух эпическая история слишком хороша для того, чтобы оставаться вне наградного сезона.
Трейлер: