«Батя 2. Дед»: удачное продолжение народной комедии про воспитание в 90-е

«Батя 2.Дед»: удачное продолжение народной комедии про воспитание в 90-е

В широком прокате сиквел педагогической поэмы «Батя», в которой юный Максим отправляется на деревню к дедушке. О том, как мрачные 90-е трансформируются на экране в уютную сельскую пастораль — в нашей рецензии.

Макс (Стас Старовойтов) почти развёлся с женой (Надежда Михалкова) и вспоминает свой период из детства, когда его батя (Владимир Вдовиченков) столкнулся с аналогичными проблемами и отправил юного Максима (Андрей Андреев) в деревню к дедушке (неузнаваемый в гриме Евгений Цыганов). Чтобы не мешался и лишний раз не расстраивался. Дед ждёт скорее смерти, чем внука, но тепло привечает Максима и знакомит с незамысловатым сельским бытом, попутно давая наставления на будущее.

Новый «Батя» встаёт на уже проверенные в оригинале сюжетные рельсы: это серия коротких по замыслу смешных (но в этот раз через один) скетчей, которые будут абсолютно понятны миллениалам. А вот для молодого поколения каждое действие деда потребует большего внимания. По замыслу авторов, им нужно втолковать, почему отцы и деды бывают такими. Но, в целом, это та же самая история, где мрачный мужик с добрым сердцем воспитывает такого же мрачного мужика с ещё более добрым сердцем.

Передавая при этом не только жизненный опыт, накопленный за время перестроечных 80-х и и спешно получаемый в смутных 90-х (к которым ещё и добавились трудные 40-е и 50-е) но и сопутствующие травмы, о которых, в свою очередь, герои не то чтобы предпочитают не думать, а просто о них не подозревают, свято полагая, что в суровое время лишние сантименты не помогут элементарно выжить. А вот крепкий подзатыльник или мудрый житейский совет гарантирует преодоление любых трудностей. Из этого уравнения, правда, опять практически исключены женщины. Батя, как мы помним, развёлся, а бабушка Макса рано умерла.

«Батя 2.Дед»: удачное продолжение народной комедии про воспитание в 90-е
Кадр из фильма «Батя 2.Дед»

Но вот только подобный терапевтический эффект работает не долго. И вот теперь уже взрослому Максу позарез необходима помощь семейного психолога, чтобы переварить весь этот травмирующий опыт и самому разобраться с проблемами, настигшими его в возрасте отца, когда самому Максу было семь лет. То есть ситуация, до боли напоминающая известный мем: «человек в прокуренном салоне Жигулей, слушающий на кассете «Сектор Газа», уже не батя, а ты». Однако его советы теперь не особо актуальны, а других у Макса попросту нет.

Третьим в этой межпоколенческой связке оказывается дед юного Макса, блестяще сыгранный Евгением Цыгановым. Его методы воспитания ещё более суровы, чем у бати, но все острые углы сглаживаются новой фактурой. Создатели картины перенесли место действия в большое и теплое деревенское лето, и эта пасторальная незатейливость как-то смягчила мрачную действительность 90-х (о них напоминает только старенький телевизор) и одновременно стала главным локомотивом юмора в фильме. Взрослому Максу в современной линии уже было не до шуток, поэтому их количество по сравнению с оригиналом сильно сократилось, а те, что остались, были возмутительно рассекречены ещё на этапе трейлера.

«Батя 2.Дед»: удачное продолжение народной комедии про воспитание в 90-е
Кадр из фильма «Батя 2.Дед»

Да и вообще, первая половина картины получилась несколько хаотичной. Внезапно пропала эмоциональная нить, связывающая Макса в детском и взрослом возрасте. Если в оригинале Стас Старовойтов сам рассказывал о своих воспоминаниях, которые потом транслировались на его прошлое и целиком зависели от конкретной жизненной ситуации, то в сиквеле этим рассказчиком неожиданно стал Никита Сергеевич Михалков (потом загадочно пропавший в середине картины) а сами сюжеты потеряли ту самую стройность и последовательность. К середине всё это более-менее выправилось, но в основном за счёт новых коротких эпизодов про молодость деда. Они, пожалуй, главное украшение фильма и даже достойны отдельного спин-оффа.

В них Евгений Цыганов — романтичный мужчина с повязкой на глазу, ищет свою возлюбленную (которую знал только по имени) по всему Союзу. В этих коротких сценах режиссёры фильма продемонстрировали искреннюю любовь к визуалу знакового и жанрового советского кинематографа: от «Летят журавли» Элема Климова до рязановской «Девушки без адреса». Этот слегка эстетский жест плавно встраивается в историю, как деталь пазла, не мешая основным линиям, а в чём-то их только подчёркивая.

Несмотря на некоторые шероховатости, фильм, в конечном счёте достигает своей цели: сердце зрителя наполняется добротой и возникает чувство, будто ты только что пообщался с родным человеком. Нужный уровень уюта в нём обеспечивают ламповая атмосфера и строгий, но в душе очень мягкий дедушка, который, в отличии от бати, учил внука не выживать, а любить. Одну единственную. До гроба. И, кажется, у него всё получилось.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Devil May Cry Previous post Devil May Cry: новая жизнь культовой франшизы игр
«Под огнем» — иммерсивный спектакль на экране кинотеатра Next post «Под огнем» — иммерсивный спектакль на экране кинотеатра

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *