В отдалённом районе ирладндской деревни происходит убийство молодой женщины Дэни. Её муж Тед (Гвилим Ли) — главрач местной психитрической больницы. Первым подозреваемым в преступлении становится пациент этой клиники, но и его через какое-то время находят с размозжённой головой. Год спустя в деревню приезжает сестра-близнец Дэни, Дарси (Кэролин Брэкен играет сразу двух девушек). Она слепа с рождения, но обладает экстрасенсорными способностями.
С собой в сундуке она привозит жуткого вида деревянную куклу (у неё целая коллекция «проклятых» предметов, экспонирующихся в её магазинчике), которая по её словам может помочь в установлении причин гибели её сестры. Тед, за это время уже успевший увлечься новой пассией (комичная Кэролайн Ментон), явно недоволен визитом Дарси и всячески пытается выгнать девушку из дома. На что Дарси заявляет ему, что ей уже давно известно имя убийцы. Тед растерян и испуган, а в доме начинают происходить пугающие вещи.
Начать стоит с того, что название «Астрал» в заголовке фильме никоим образом не связано с пенталогией Джеймса Вана о злоключениях несчастного отца семейства. Так просто удобнее прокатчикам, чтобы привлечь внимание к фильму, чье заглавие и впрям малопримечательно. В оригинале оно звучит как Oddity, а если учесть некоторые сюжетные повороты и основного персонажа (зловещий деревянный истукан), его можно перевести как «Чучело» или «Пугало». Это вторая полнометражная работа ирландского режиссёра Дэмиана Маккарти, ранее снявшего минималистичный и клаустрофобный хоррор «Предостережение».
Дебют Маккарти так понравился и критикам и зрителям, что постановщик немедленно взялся за новую работу, которую, правда, выпустил лишь спустя четыре года. Учитывая немудреные (как и названия) сюжеты своих фильмов, изобилующих феерическими джампскейрами, автор вполне может замахнуться и на трилогию. Тем более, что связующие элементы в сценарии обеих картин у Маккарти присутствуют. Совсем как у вышеупомянутого Джеймса Вана, сходство со стилем которого (но только не в названии) у автора определённо есть.
Пока на экранах купается в зрительском внимании и почитается арт — или eleveted (то есть «возвышенный») хорорр, в котором авторам важнее медленно подогревать атмосферу и общаться со зрителем через метафоры неблагополучных социальных явлений, Маккарти с запальчивостью увлеченного художника не изобретает велосипед, а продолжает реанимировать старомодные ужастики. Предпочтение он отдаёт физическим эффектам, вгоняющим в холодный пот тревожным скрипкам и не стесняется вдохнуть новую жизнь в вечно выскакивающего из-за угла очередного макабра.
Порой это увлечение формой сильно отражается на сюжете, который Маккарти уже второй раз подряд смешивает с лобовым детективом о банальном убийстве из-за мести или, как в случае, с фильмом «Астрал. Медиум» – с обыкновенным адюльтером. Но за стынувшую в жилах кровь и учащённый пульс, когда Маккарти резко отрывает пластырь, без промедлений залезает под кожу и пытается дотянуться до самых подсознательных, почти забытых первобытных страхов, ему можно многое простить. В том числе и эксплуатацию одновременно зловеще комичных и жутких призраков, перекочевавших словно из «Байек из склепа» или «Калейдоскопа ужасов» вместе с пустынными домами с призраками, в которых всё время воет ветер.
«Астрал. Медиум» — это сгусток напряжения, мрачного юмора, испуга и простенькой детективной интриги. Так или иначе пару-тройку раз тут страшно будет даже тем, кто уже не помнит почему в детстве не высовывал ногу из-под одеяла и засыпал с включённым светом. Потому что главная цель Маккарти — это разум зрителя, чей сон, как известно, сам рождает чудовищ. Режиссёру нужно лишь правильно указать направление.