19 октября компания Про:взгляд выпускает в российский прокат фильм «Анатомия падения», взявший в этом году в Каннах главную награду.
Каннский фестиваль – настоящее событие для киноманов, за его номинантами и эксклюзивными показами потенциальных хитов (в этом году это «Убийцы цветочной луны» Мартина Скорсезе, многострадальный сериал «Кумир» и т. д) следят от критиков и деятелей индустрии до зрителей. При многообразии лент существует предубеждение, что чаще всего на фестивале показывают размеренные и скучные фильмы. Однако такие примеры как «Паразиты», «Криминальное чтиво», «Пианист», а теперь и новая работа Жюстин Трие наглядно доказывают, что фестивальное кино может быть нескучным и даже массовым.
О чем «Анатомия падения»?
Популярная писательница Сандра Войтер (Сандра Хюллер) преуспела практически во всех аспектах жизни: у нее есть дом в горах Франции, прекрасный сын (Мило Машадо Гранер), муж Самюэль (Сэмюэл Тейс), помогающий ей во всех начинаниях, и непогрешимая репутация. Идеалистическая картина разрушается по щелчку пальцев, когда ее ребенок обнаруживает тело своего отца и следы крови на снегу. Теперь Сандра под подозрением следствия, и все секреты будут раскрыты.
Драма об отношениях в обертке из судебного процедурала
Мода на судебные процессы между звездами открыла новую веху в исследовании частной жизни и границах допустимой для публики информации. Всего год назад миллионы людей следили в прямом эфире за громким и скандальным делом Джонни Деппа и Эмбер Херд, в ходе которого, общественности стало известны неприятные факты из их брака. Подобно браку Херд и Деппа, Жюстин Трие в своем фильме «Анатомия падения» препарирует брак Сандры и Самюэля, показывая несколько точек зрения на одни и те же события, становящиеся ключами к пониманию природы этих отношений.
Красной нитью, соединяющей бусины повествования в ровный ряд, становится судебное дело, которое начинается смертью и заканчивается оглашением приговора, его последствиями для обвиняемой и ее близких. Динамика «Анатомии падения» выстраивается посредством этого расследования. Так, мы вместе с полицейскими и адвокатами пытаемся выстроить картину происходящего в виде следственных экспериментов, допросов героев.
Не имея полной картины происходящего и не зная ничего о героях, у зрителя нет точного понимания – виновна писательница или нет. Персонаж Сандры Хюллер отыгран на полутонах, где-то на уровне между Эми из «Исчезнувшей» и героиней Бьорк из триевской «Танцующей в темноте», совмещая в себе образы и тирана, и жертвы одновременно.
Понять, какой она человек практически невозможно, даже следуя за ней по пятам, присутствуя на заседаниях и части сцен супружеской жизни. Кроме нас, зрителей, и правоохранителей, в ее жизнь и брак вмешиваются журналисты и зеваки, для которых этот процесс всего лишь один из видов заработка и развлечения, а операторская работа все тщательно подмечает и имитирует стрингерскую съемку.
«Иногда мы бьемся вместе, иногда по отдельности, а иногда друг против друга»
Главное, в чем преуспевает Сандра Войтер, – это ее карьера, а семейные отношения становятся для нее чем-то второстепенным, во что она вовлечена по воле судьбы. Проблемы их брака не заканчиваются смертью, а запускают спирали рефлексии и вины, не только для подозреваемой, но и ее ребенка, который никогда всего этого не забудет. Фильм, снятый женщиной, не мог не задействовать новую перспективу на устройство женской души и роль в этом мире.
Сандра – не архетипичная хранительница домашнего очага, а даже наоборот: она обеспечивает свою семью, имеет популярность среди читателей и прессы (не даром одной из «улик» является сама литература), тем самым меняется ролью со своим мужем и создает образ женщины нового типа. На этом стыке интересов, где каждый перетягивает одеяло на себя, приходит вопрос: виновата эта перемена или дело в том, что институт брака устарел?
Из сильной, на первый взгляд, судебной драмы, «Анатомия падения» превращается в пронзительную историю о распаде и одиночестве, в тишине которых остается теперь уже несуществующая, неотремонтированная, как их дом, семья. Далеко не новая история о браке оборачивается в расследование и поиски причин того, что этот союз разрушило и был ли он, с самого начала, обречен.
Трейлер: