«Айта» – якутский арт-блокбастер о тонкой грани между самосудом и безрассудством

Айта рецензия

30 марта в прокат выходит «Айта», новый фильм якутского режиссёра Степана Бурнашёва («Чёрный снег»), в которого на этот раз словно разом вселились Финчер, Виндинг-Рёфн и Карпентер. Смотреть это не только можно, но строго рекомендуется.

Якутская глубинка. Наши дни. Девочка по имени Айта перед попыткой суицида оставляет записку, в которой фигурирует имя Афоня. Накануне инцидента местный полицейский Афанасий, для друзей – Афоня (Андрей Фомин), подвозил Айту на служебной машине после вечеринки. Из-за двух этих фактов представитель закона становится главным подозреваемым в случившемся несчастье, а соцсети молниеносно нарекают его педофилом.

Презумпцию невиновности никто не отменял, поэтому несмотря на желание местного народа устроить Афанасию самосуд, следователь Николай (Иннокентий Луковцев) стремится докопаться до истины прежде, чем случится беда.

Айта Степан Бурнашев

Человек человеку…

Режиссёр Степан Бурнашёв взял за основу реальную историю, которую ему рассказали знакомые, и выстроил на её фундаменте простой, но крепкий конфликт. На место во многом опостылевшей темы борьбы человека против системы пришло куда более страшное противостояние – человек против человека. И по сути здесь нет правых и виновных. Вопрос оптики.

Причём речь даже не об очевидном конфликте отца девочки, мечтающего во что бы то ни стало отомстить обидчику, и обвиняемого, которого в фильме по большей степени выносят за скобки, но полицейского, пытающегося мыслить рационально и бесстрастно в ситуации, когда делать это архисложно. Последнему нужно идти либо против своего народа, либо против своих взглядов и убеждений.

Айта 2023

Помимо темы поиска справедливости разными путями авторы также вскользь, но без сглаживания углов затрагивают вопросы шовинизма. В данном случае происходит непривычная для нашего кино инверсия – в меньшинстве, в качестве чужака оказывается русский человек. «Все русские на одно лицо», – для пущей острастки произносит один из персонажей.

Но, как и Николай, который смотрит на Афоню не как на русского или коллегу, но как на человека, так и зрителю предлагается в целом смотреть на ситуацию шире и всегда оставаться, в первую очередь, людьми, а не представителями национальностей или народностей. Да и поднимаемые темы также универсальны, будь они рассказаны хоть в якутском кино, хоть в корейском.

Только Бог простит

Прелесть фильма «Айта» в том, что это кино неглупое и философское по содержанию (темы мести здесь уютно соседствуют с возможностью прощения), а также очень зрелищное по форме. Можно назвать его арт-блокбастером, и в этом не будет ни капли обмана.

Несмотря на очевидно скромный бюджет «Айта» может похвастаться стильной зернистой картинкой, словно обволакивающей зрителя и уносящей его куда-то далеко. В отдельные эпизоды может показаться, что снял это не наш с вами соотечественник, а какой-нибудь Николас Виндинг-Рёфн, упивающийся красотой несочетаемых на первый взгляд кислотного неона и полицейского «бобика» в якутском поле.

Айта смотреть

Из других референсов, приходящих на ум:

  • Джон Карпентер с его «Нападением на 13 участок», но если у американца было почти безапелляционное разделение на добро зло, то у Бурнашёва есть обезумевший от горя отец, которого вряд ли язык повернётся назвать злым, а по зрелищности работы вполне сопоставимы;
  • Дэвид Финчер с его ранними триллерами. Как и у голливудского мэтра, у Бурнашёва атмосфера и антураж играют немаловажную роль, поэтому в кадре не прекращается дождь, становящийся в определённый момент не просто фоном, но участвующим в действе персонажем.

Сами по себе такие сравнения должны польстить якутскому постановщику, но не умалять его заслуг. Его «Айта» – самодостаточное во всех смыслах кино, которое интересно смотреть и разбирать, а возможные отсылки или реверансы в сторону великих – это, как минимум, достойно.

Айта фильм

«Айта» – кино завораживающее. Его можно было бы увидеть на авторских фестивалях и в череде зрительских фильмов. За счёт этого баланса можно назвать его стопроцентной удачей для якутского и российского кино.

Трейлер:

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Роман Ковалев

Роман Ковалев

Главный редактор «После Титров»
В российский прокат официально вышла четвёртая часть франшизы «Джон Уик». История о киллере, изначально мстившем бандитам за убийство собачки и украденную тачку, не устаёт расширять мир и поднимать ставки. В этот раз мистер Уик воюет, кажется, со всем миром, и вновь делает это чертовски эффектно. Предыдущий пост Баба-Яга уходит на пенсию. Снова: рецензия на фильм «Джон Уик 4» (2023)
На Apple TV+ завершился первый сезон сериала «Терапия» с Джейсоном Сигелом и Харрисоном Фордом. Рассказываем о новом комфортном проекте в линейке стриминга, где у каждого персонажа психологические (и не только) проблемы, но компания которых — лучший выбор для просмотра в любом настроении. Следующий пост Выбери жизнь: рецензия на сериал «Терапия» (1 сезон)

One thought on “«Айта» – якутский арт-блокбастер о тонкой грани между самосудом и безрассудством

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *