1972 год. Германия впервые после окончания войны принимает у себя Олимпийские Игры. Опасаясь того, что патрули полиции вызовут неприятные ассоциации с нацистским прошлым, правительство решает сделать упор на атмосферу интернационального праздника, а не на безопасность. Когда в находящейся неподалеку олимпийской деревне раздаются выстрелы, сотрудники спортивного отдела ABC без промедлений приступают к освещению крупнейшей трагедии в истории олимпийского спорта.

Существует изрядное количество лент, как документальных, так и художественных, повествующих о террористическом акте, учиненном группировкой «Черный сентябрь», и о последующей за ним операции возмездия от израильских спецслужб. Однако фильм немецкого режиссера Тима Фельбаума выделяется на фоне иных тем, что показывает те страшные события через призму журналистского опыта.
Ни захвата заложников, ни перестрелки на Конноли-Штрассе, ни ужасающей развязки в аэропорту Фюрстенфульдбрукка вы здесь не увидите. Сотрудникам ABC Sports приходилось собирать информацию буквально по крупицам. Большой удачей стали уже те редкие кадры, которые им удалось втихаря отснять с большого расстояния. В остальном приходилось ориентироваться на слухи, инсайды, сообщения местных правоохранительных органов и СМИ.
Груз ответственности, который на себя взвалила команда спортивного канала, обязывал их строго соблюдать основополагающие принципы профессии — актуальность, объективность и достоверность. Тем более, что прямой эфир из Мюнхена собрал у телеэкранов больше 900 миллионов человек по всему миру, чем побил рекорд высадки на Луну по просмотрам. Одна роковая ошибка, неправильная формулировка или неточность — и доверие аудитории будет безвозвратно утеряно. Или нет?

Поначалу героям очень сложно сохранять спокойствие и не давать волю эмоциям. Мюнхенский теракт стал камнем преткновения для организаторов и участников игр 1972 года. Израильские спортсмены, которых расстреливают в 20 км от печально известного концлагеря Дахау — это сильнейший удар по репутации Германии, которая изо всех сил старалась произвести впечатление страны, освободившейся от гитлеровского наследия.
С другой стороны, наравне с евреями в Олимпиаде также принимали участие представители стран, сочувствующих Палестине в ее конфликте с Израилем. Дабы не навлекать на себя обвинения в исламофобии, журналистам приходилось тщательно подбирать термины и сторонится любых инсинуаций и обобщений. Это касалось и работы в коллективе. Отпущенное в пылу эмоций или по неосторожности резкое высказывание одного из героев про «чертовых арабов» тут же встречает ответную реакцию французского коллеги, чья мать была родом из Алжира.
Правда, цинизм, обусловленный профдеформацией и непомерными амбициями, у персонажей ленты также присутствует. Когда те осознают, что сорвали настоящий, если так можно выразиться, джекпот, на передний план выходят погоня за рейтингами и желание задвинуть конкурентов. Именно это стремление быть во всем первыми впоследствии обернется против них.

«5 сентября» поднимает важные и особенно злободневные в наш век вопросы, связанные с профессиональной этикой и моралью. Насколько уместно показывать захват заложников в прямом эфире, когда по ту сторону экрана сидят родственники последних? Не играют ли работники ABC на руку террористам, которые только и жаждут максимальной огласки своему злодеянию? И, наконец, насколько корректно давать непроверенную информацию как эксклюзив, даже с учетом оговорки ведущего про источник ее получения?
Зачастую журналистов в кино показывают, как вызывающих симпатию искателей правды или же, наоборот, как стервятников, парящих над чужими трагедиями. У Тима Фельбаума все довольно прозаично: герои его фильма просто делают свою работу, однако им, как и всем живым людям, тоже свойственно совершать ошибки и идти на поводу у собственного эгоизма.

Картина вышла в разгар нового витка кровопролития на Ближнем Востоке, хотя задумывалась она еще до атаки ХАМАС и ковровых бомбардировок Газы. Немецкий постановщик последовательно отвергает то, что его работа содержит какую-либо связь с текущим противостоянием Израиля и Палестины. Впрочем, неактуальной с учетом всего описанного выше ее уж точно не назовешь!
Трейлер: