Четверо мужчин сумели чудом пронести дружбу сквозь десятилетия. Правда, во многом это заслуга инфантильного Семена (Павел Табаков). Именно он организует все пьянки, интервалы между которыми с годами только увеличиваются. В годовщину дружбы парень решает вновь бросить друзей в объятия алкогольного угара. Во время увлекательного мероприятия, именуемого «бархоппингом», Миша (Александр Алябьев), желая смыться пораньше, подговаривает других ребят напоить Семена до беспамятства. Впрочем, у последнего на друга есть не менее амбициозный и в той же мере безрассудный план.

«По барам» — это новая работа Александра Фомина, режиссера фильма «Молодой человек» со все тем же Павлом Табаковым в роли тридцатилетнего обалдуя. Два года назад его дебютная картина получила относительно теплый прием как от критиков, так и от зрителей. Не то, чтобы она стала каким-то откровением в сегменте отечественных комедий, но на фоне всяких «Непосредственно Ках» и «Вась не в себе» выглядела довольно привлекательно.
Вторую режиссерскую работу Фомина, конечно, тоже нельзя назвать идеальной, но, стоит отдать должное: такое на наших экранах выходит не часто. Не хочется сглазить, но, кажется, что в полку талантливых последователей Каримова прибыло. Хотя вдохновитель тут далеко не очевиден. Упоминаемые в фильме «Армагеддец» Райта и «Еще по одной» Винтерберга также могли стать отправной точкой.
К слову, Табаков-мл. и компания будут явно покрепче Пегга с Фростом из финальной главы трилогии «Корнетто». Русские ребята замахнулись на марафон из двадцати баров, в то время как англичане кое-как осилили двенадцать. Конечно, можно списать на то, что им все время мешали инопланетные похитители тел, но кого интересуют эти нелепые отмазки?

Еще одна аналогия, которая прямо-таки напрашивается во время просмотра — это франшиза «О чем говорят мужчины». У ленты Фомина сразу несколько пересечений с культовой серий фильмов «Квартета И». В первую очередь это изобретательные инсценировки, происходящие в голове у персонажей. Герои то и дело вторгаются в чужие флэшбеки, иронизируя над рассказчиком. Ну и, само собой, глубокомысленные и в то же время бесхитростные разговоры об отношениях, совместном прошлом и ценностях дружбы здесь тоже присутствуют.
Понятное дело, что четверке из фильма «По барам» не достает шарма, что был у участников «Квартета И». Но у новинки есть одно преимущество над неумолимо стареющей (или, как это модно говорить, скуфеющей) франшизой. Картина Фомина существует в конъюнктуре 2024 года с его актуальными мемами и общественными явлениями. Впрочем, является ли сей аспект достоинством — решать вам.
Дело в том, что в картину запихнули такое количество упоминаний о времени действия, что она начинает напоминать разговор тридцатилетнего с зумером, где первый пытается быть на одной волне со вторым. Отсылки к интернет-фрику Поднебесному, блогеру Литвину, сериалу «Слово Пацана» и «голой вечеринке» Ивлеевой — это, безусловно, важные штрихи к портрету (или натюрморту) текущей странной эпохи, но явный перебор.
Для любителей более древних мемов также подвезли пару-тройку. Некоторые из них даже способны вызвать легкий приступ ностальгии и разблокировать в памяти давно забытые слова. Правда, недолговременный налет смущения также не стоит исключать.

По-настоящему же «По барам» раскрывается лишь в те моменты, когда отбрасывает игру в актуальщину. Тогда зритель понимает, что авторы картины — люди по меньшей мере талантливые и эрудированные. Поскольку главные герои к 30 годам обладают каким-никаким багажом знаний (а персонаж Табакова так и вовсе работает преподавателем), то и юмор у них проскакивает соответствующий — с реверансами в адрес Пелевина и культовых кинолент.
Одаренность создателей помогает распознать и совершенно замечательный монтаж, удачно подчеркивающий комичные ситуации, в которые влипают мужчины. Но, главное, что отличает «По барам» от многих других наших комедий об алко-вечеринках, это душевность и в самом деле трогательный посыл.
Пускай сценарий звезд с неба не хватает, а все сюжетные линии угадываются до их завершения, за приключениями героев все же интересно следить, а им самим хочется сочувствовать. В персонажах и в их поступках зритель может ненароком узнать самого себя. Тем более, что каноничная структура четверки в случае мужской дружбы — явление распространенное.

В свое время BadComedian в обзоре на «Горько» Крыжникова высмеял аргумент защитников фильмов, который звучал следующим образом: «смешно, потому что как в жизни». Так вот, несмотря на определенные огрехи и промахи, к «По барам» это ставшее интернет-мемом выражение применимо без какой-либо саркастичной интонации, а это дорогого стоит!
К слову, в ленте появился и сам Александр Фомин. Он сыграл пятого друга, который женился сразу после школы и покинул банду. Дабы доказать остальным, что брак — это переломная точка в жизни, Семен решает вызвонить его и пригласить поучаствовать в бархоппинге. С этим героем связана довольно предсказуемая, но крайне забавная сюжетная линия.
Трейлер: