Как и почему научная фантастика в кино менялась каждые 10 лет

Как и почему научная фантастика в кино менялась каждые 10 лет

Научная фантастика – один из самых разнообразных киножанров, и наблюдение за его многолетней эволюцией может выявить некоторые крайне интересные тренды.

0

Научная фантастика была одним из первых жанров в истории кино, который за сто с лишним лет своего существования менялся самым кардинальным образом. Сам по себе сай-фай возник задолго до появления кинематографа, его корни можно найти ещё в романах начала девятнадцатого века. Многие историки от мира литературы считают «Франкенштейна» Мэри Шелли первым образчиком жанра, который определил многие его тренды на долгое время – как то «высокомерный гений» и «потенциальная опасность научных амбиций».

Совершив скачок из литературы в кино в 1900-х годах, научная фантастика смогла значительно увеличить свой охват. То, что начиналось как передача полёта мыслей на бумаге, расцвело перед камерой, и жанр начал исследовать новые, увлекательные поджанры на экране. Десятки популярных романов были адаптированы в фильмы, придав им визуальной материальности. Но и не адаптациями едиными режиссёры покоряли новые горизонты – многие их истории отражали быт через призму футуристичности. Такие фильмы, как «Планета Обезьян», «Бегущий по Лезвию» и «Терминатор», повлияли на развитие научной фантастики как жанра со своими тропами, чертами и кинематографическим языком.

Каким бы популярным сай-фай ни был сейчас, это не значит, что так было всегда. Наблюдая за успехами современных представителей жанра, важно не забывать, что эта популярность – результат многих лет трансформаций и производства сотен фильмов, не боявшихся рисковать и выходящих за рамки привычного. Каждое десятилетие привносило свой вклад в виде новых фильмов, трендов, тропов и способов представления будущего.

1900-е

Как и почему научная фантастика в кино менялась каждые 10 лет

В начале 1900-х годов кинематографу было далеко до своего нынешнего статуса доминирующего вида развлечения. Более того, первый известный кинофильм, «Сцена в саду Раундхэй», был снят всего лишь за 12 лет до начала века. На рассвете двадцатого века кино внезапно стало осознаваться как способ развлечения, ведь до этого его рассматривали исключительно с научной стороны. Братья Люмьер, первыми показавшие публике движущиеся картинки, считали, что кино нужно исключительно для правдивой передачи окружающего мира. В отличие от документальных фильмов, их съёмки не подвергались монтажу: сырые записи нужны были для фиксирования реалий жизни, по возможности без сторонних манипуляций.

Хоть в своё время подобные съёмки и были дико востребованы, кино неизбежно стало использоваться в сфере развлечений. Такие начинающие киноделы, как Жорж Мельес, начали расширять границы того, чем может быть фильм – безусловно, при помощи своих произведений, вроде «Путешествия на Луну» (1902) и «Невероятного путешествия» (1904). Обе картины передавали общую атмосферу научной фантастики, царившей в то время, хоть сейчас мы и отнесём их скорее к научному фэнтези. Фильмы Мельеса рассказывали об учёных и теоретиках, которые решались на путешествие в неизведанное для достижения невероятных целей, используя абсурдные и лишь отдалённо научные приспособления. Фильмы добились общемирового успеха, вдохновили многих подражателей и превознесли научную фантастику на самых ранних этапах кино.

1910-е

Научная фантастика

За двадцать лет, следующих после создания первой кинокамеры, кинематограф стал более доступным видом искусства. Пускай ему и было далеко до современной производительности, по всему миру творцы из других сфер всё чаще видели кино как своеобразную революцию, что приводило к созданию всё новых и новых картин. Следом за последним фильмом Жоржа Мельеса «Завоевание полюса» сай-фай фильмы стали постепенно отходить от чисто фантастической и склоняться к более реалистичной атмосфере.

Такие фильмы, как «20 000 лье под водой» 1916 года (первый фильм, частично снятый под водой) и «Повелитель тайны» 1918 года (американский фильм с участием Гарри Гудини), показали переход кино к более материальной научной фантастике. В число их тем входили научные исследования и робототехника, маркеры мирового интереса к технологическому прогрессу. Из-за стремительного развития технологий публика также начала привыкать к тому, что мы сейчас называем полным метром, постепенно выживавшему короткий метр в зону более нишевого искусства.

1920-е

Как и почему научная фантастика в кино менялась каждые 10 лет

Большинство фильмов в дни раннего развития кинематографа являлись фантазиями на тему эскапизма, экспериментальными историями. Однако 20-е годы ознаменовали смещение акцентов множества жанровых фильмов, особенно сай-фая. Кинематограф становился всё более утончённым, сценаристы и режиссёры начали вплетать в картины социальные комментарии. Если литература запустила тенденцию аллегорий на современное общество, то кино её только укрепило.

Самым крупным примером этому за всё десятилетие стал шедевр Фрица Ланга «Метрополис» (1927), высшая точка немецкого экспрессионизма. Вдохновлённый индустриализацией Германии и увеличивающейся пропастью между богатой элитой и бедным рабочим классом, «Метрополис» описывает будущее, в котором простые люди трудятся под землёй, в то время как один процент состоятельных людей живёт в небоскрёбах. Чудовищное неравенство жизни двух классов было изображено как реакция на экономический беспорядок в Германии после Первой Мировой войны. До сих пор «Метрополис» является золотым стандартом не только для антиутопий в частности, но и для всего жанра научной фантастики в целом.

1930-е

Как и почему научная фантастика в кино менялась каждые 10 лет

Не смотря на предшествующее процветание жанра, в тридцатые годы мир пытался выкарабкаться из экономических ужасов Великой Депрессии. Результат – научная фантастика перестала быть такой идеалистичной, какой была до этого. И литература, и кино сместились в более тёмные глубины жанра, смешивая фантастику с другими жанрами.

В то десятилетие знаковыми были научно-фантастические фильмы ужасов от студий Universal и Paramount, самыми знаменитыми из которых стали «Доктор Джекилл и мистер Хайд» и «Человек-Невидимка». Эти фильмы были чем-то средним между эскапистскими фантазиями раннего кино и более жёстким сай-фаем двадцатых и тридцатых. В конце концов мы получили фильмы, в которых наука и технологии представляют растущие страхи и опасения, связанные с Великой Депрессией. К сожалению, в следующее десятилетие глобальная ситуация только ухудшилась, приведя к ещё большим ужасам мировой истории.

1940-е

Как и почему научная фантастика в кино менялась каждые 10 лет

Сороковые года засвидетельствовали самый большой мировой конфликт всех времён – безжалостную Вторую Мировую войну. В этот период оборвалось бесчисленное количество жизней, а влияние войны на культуру и искусство чувствовалось в любой точке мирового шара. Хоть самыми популярными фильмами в то время стали военные – в особенности те, которые были направлены на пропаганду любой из сторон – сай-фай также испытал на себе это влияние. Помимо того, что Universal и  Paramount продолжили снимать фильмы ужасов, многие американские студии начали использовать тропы научной фантастики в более бульварных произведениях, таких как «Флэш Гордон», показывающих ужасы фашизма и авторитаризма.

Один из фильмов той эпохи, «Странные каникулы» (1945), несёт недвусмысленный анти-авторитарный посыл. Джон Стивенсон, главный герой фильма, возвращается после отдыха и обнаруживает, что Соединённые Штаты Америки захватили фашисты. Как и большинство «лёгких» фильмов того времени, картина на самом деле была снята компанией General Motors, что являлось тогда стандартной практикой. Множество промышленных предприятий оказывали посильную помощь для приближения победы, в том числе создавая на свои деньги фильмы, оправдывающие военные действия США в глазах народа.

1950-е

Как и почему научная фантастика в кино менялась каждые 10 лет

Научная фантастика пятидесятых испытала на себе крупнейший сдвиг в истории жанра, изменение, напрямую связанное с одним из самых страшных научных открытий. Первое и единственное зафиксированное боевое использование ядерного оружия произошло от рук США на территории Японии в конце Второй Мировой войны. Бомбы «Малыш» и «Толстяк» были сброшены на города Хиросима и Нагасаки в августе 1945 года, с разницей в три дня, что привело к двумстам тысячам человеческих жертв. С тех пор и по сей день над международными отношениями разных стран нависает тень ядерного истребления.

Научно-фантастические фильмы стали первой формой развлекательного искусства, высказавшейся об этом происшествии.  Используя яркие, гротескные техники, фильмы «Они!» и «Это прибыло со дна моря» пугали публику огромными животными, либо изменёнными, либо проснувшимися в результате ядерных взрывов. Прародитель фильмов кайдзю, «Годзилла», напрямую вдохновлён ужасом, рождённым атомными бомбардировками.

Однако атомная эра – не единственный социальный вопрос, к которому обращался сай-фай. С ростом влияния и мощи Советского Союза одной из главных тем стала угроза вторжения, тонко завуалированная аллегория на американский страх перед коммунизмом. Оригинальное «Вторжение похитителей тел» вышло в то самое время; фильм про безэмоциональных инопланетян-имитаторов парадоксально сочетал в себе намёки и на Красную Угрозу, и на маккартистскую «охоту на ведьм».

1960-е

Как и почему научная фантастика в кино менялась каждые 10 лет

Популярность сай-фай-ужастиков и господство фильмов о Годзилле эпохи Сёва, произведённых во времена Золотого Века научной фантастики шестидесятых годов, захватили публику. Большую часть шестидесятых казалось, что пришельцы и радиоактивные чудища будут везде – ведь такого рода фильмы могли производиться при относительно маленьком бюджете, а вот кассу для студий приносили гарантированно. Однако конец шестидесятых стал эпохой перерождения жанра сай-фай благодаря двум фильмам, которые отказались от банального тона своих предшественников и ухватили нить остросоциального «Метрополиса».

1968 год подарил кинозрителям фильм Франклина Шеффнера «Планета обезьян», едкую критику ядерной одержимости, с революционными спецэффектами. Чуть позже в том же году вышло всемирно признанная научная фантастика Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года», раскрывавшая множество тем, начиная с поисков человеком смысла жизни и заканчивая разумностью искусственного интеллекта. Оба фильма зажгли новую искру для интеллектуальной экранной научной фантастики, проложив дорогу множеству ныне любимых фильмов.

1970-е

Как и почему научная фантастика в кино менялась каждые 10 лет

Пускай простенькая научная фантастика никуда и не делась, «Одиссея» напрямую привела к волне умных сай-фай триллеров, охватившей весь мир. Фильмы «Штамм “Андромеда”», «Зелёный сойлент» и «Солярис» были степенными, методичными научно-фантастическими фильмами, которые глубоко уходили в философские рассуждения. В то же самое время киноделы начали понимать силу блокбастера и чего можно добиться, скомпоновав его с другими типами фильмов.

Двойной удар «Звёздными войнами» в 1977 и «Суперменом» в 1978 навсегда изменил киноиндустрию. Один фильм поставлен по оригинальному сценарию, второй – адаптация комикса, оба стали безумно успешны и привели к созданию масштабных и революционных франшиз. «Супермен» на двадцать лет опередил супергеройскую киноволну и проложил дорогу для развития спецэффектов, ну а «Звёздные войны»… что ж, все знают, что сделали «Звёздные войны».

1980-е

Как и почему научная фантастика в кино менялась каждые 10 лет

Как часто бывает с популярными фильмами в Голливуде, «Звёздные войны» породили множество имитаций, большинство которых по качеству варьировались от «дешёвых» до «годных». «Битва за пределами звёзд» для многих стала самой знаменитой из этих имитаций, в основном благодаря продвинутым спецэффектам Джеймса Кэмерона. Сам Кэмерон впоследствии задал вектор для научно-фантастических фильмов восьмидесятых собственным фильмом – картиной «Терминатор». Являясь одной из первых действительно оригинальных историй про путешествия во времени, «Терминатор» не только стал эталонным примером временного парадокса, но и вписался в тренд сай-фая восьмидесятых переносить действие в футуристично-апокалиптический сеттинг. Множество разных фильмов так или иначе задействовали этот тренд, в том числе «Бегущий по лезвию» и анимированный «Акира» – коллективная паника относительно блёклого технологичного будущего несомненно была вдохновлена неопределённостью вокруг Холодной Войны.

1990-е

Как и почему научная фантастика в кино менялась каждые 10 лет

Если пятидесятые отражали паранойю и страх перед началом ядерной эпохи, то девяностые погрузились в массовые опасения зарождения эпохи интернета. Бесчисленные фильмы жанра «научная фантастика»того периода подходили к технологиям с любопытством и ужасом – например, «Железо», рассказывающий о роботе-убийце, буйствующем посреди постапокалиптичных пустошей. «Терминатор 2» также затронул кибернетическую паранойю, показав, что система Скайнет появилась как результат создания сложного супер-процессора.

Безусловно, ни один фильм из девяностых не пускался в пост-модернистские размышления о развитии технологий и набирающем силу интернете так успешно, как «Матрица». Сотканное из множества разных источников вдохновения (включая буддизм, Супермена и «Призрака в доспехах»), видение антиутопичного мира за авторством (тогда) братьев Вачовски, мира, в котором человечество оказалось порабощено роботами, идеально ухватило культурный дух времени и вдохновило поток фильмов, затрагивавших те же темы.

2000-е

Как и почему научная фантастика в кино менялась каждые 10 лет

В этот период появление компьютерной графики сильно повлияло на многие кинофильмы, особенно на представителей жанра «научная фантастика» – и нигде это не прослеживается так чётко, как в трилогии-приквеле «Звёздных войн». Несмотря на сложный и детализированный мир трилогии, триумфальное возвращение в далёкую-далёкую галактику так и не свершилось, во многом из-за смещения акцентов на визуал и перенасыщения фильмов дешёвым юмором. Однако это не остановило прочих киноделов от того, чтобы использовать работу первопроходца-Лукаса с CGI и не использовать её в других проектах. Фильм «Аватар» Джеймса Кэмерона (2009) по сей день является одним из самых революционных фильмов в истории, благодаря успехам в области визуальных эффектов. Слияние CGI и 3D-технологий позволило публике получить такой аудио-визуальный опыт, который невозможно переоценить.

2010-е

Как и почему научная фантастика в кино менялась каждые 10 лет

С самого своего рассвета в семидесятые годы блокбастеры становились всё популярнее среди студий, а интерес к ним в 2010-е годы достиг критического уровня. В этот период расцвели огромные и мощные франшизы, как то «Трансформеры» и кинематографическая вселенная Marvel. Хоть в центре внимания и оказались супергерои, корнями эти фильмы уходили в концепты бульварной научной фантастики, проявлявшиеся в изображении искусственного интеллекта и инопланетных героев.

К концу этого периода возросла популярность артхаусного сай-фая. В струю, запущенную «Одиссеей», вошли независимые киношники с приятными и оригинальными концепциями тех же «Побудь в моей шкуре» и «Из машины». Даже студии периодически шли на риск с большими интеллектуальными научно-фантастическими фильмами, например, «Интерстелларом» Нолана.

2020-е и дальше

Как и почему научная фантастика в кино менялась каждые 10 лет

Даже анализируя все тренды предыдущих десятилетий, тяжело сказать точно, куда повернёт сай-фай в будущем. Пока публика напряженно следит за предстоящими релизами «Довода» и давно ожидаемой адаптации «Дюны» от Дэни Вильнёва, никто не может знать наверняка, что ожидает жанр дальше. С самых ранних дней на страницах классической литературы научная фантастика отражала открытия и события в обществе. До тех пор, пока культура и технологии продолжат развиваться рука об руку, научная фантастика продолжит шокировать и удивлять людей по всему миру.

Оригинал статьи можно прочитать по ссылке.

Текст перевела и адаптировала Варвара Ульяненок.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

0