Топ-10 фильмов слоу бёрнеров

Топ-10 фильмов слоу бёрнеров

Неспешный темп, потрясающая атмосфера, хорошо прописанные герои, волнующая концовка — всё это о фильмах слоу бёрнерах.

1+

Кинематограф, подобно живому организму, постоянно развивается, меняется, применяет новые формы воздействия на зрителя и продолжает дарить эмоции. Одной из модных тенденции последних лет являются фильмы так называемого поджанра «слоу бёрнер» (slow burner). Их нельзя отнести к одному конкретному жанру, потому что в подобной форме выпускаются как хорроры, так и триллеры, но всех их объединяет крайне неспешное и обстоятельное повествование с полным погружением зрителя в атмосферу происходящего на экране и яркой кульминацией в конце.

Вашему вниманию топ-10 фильмов слоу бёрнеров, которые отождествляют собой этот поджанр, дарят невероятные эмоции и надолго врезаются в память.

Солнцестояние (Midsommar, 2019)

Солнцестояние

Ари Астер, один из лидеров новой волны хоррор-мейкеров, продемонстрировал свои недюжинные навыки на поприще слоу бёрнеров ещё в ленте «Реинкарнация», где с каждой минутой зрителю становилось неуютнее, обстановка на экране становилась всё более тяготной, а после просмотра оставалось много пищи дли ума. 

Ещё более ярко выраженным слоу бёрнером стала последняя на данный момент работа Астер «Солнцестояние» о героях, попавших в коммуну скандинавских язычников. В ней крайне мало событий, а медленный темп повествования для значительной части аудитории служит настоящей преградой для получения эмоций, заложенных автором.

Режиссёр нарочно отказывается от классических приёмов запугивания зрителей вроде скримеров, предпочитая сформировать обстановку, которая будет пугать даже при свете дня. Попутно автор рассуждает на темы социальной изоляции, токсичных отношений, религиозного фанатизма, словно подбрасывая поленьев в костёр, разгорающийся настоящим пламенем в шокирующей концовке истории.

Ребёнок Розмари (Rosemary’s Baby, 1968)

Ребенок Розмари

Если вы думаете, что слоу бёрнеры появились в 2010-х, то глубоко заблуждаетесь. Неспешный темп развития истории с минимальным количеством событий и волнующей концовкой применялся во многих ставших классикой хорроров, вроде «Сияния» или «Ребёнка Розмари». Выделим именно работу Полански, поскольку автору удалось виртуозно создать напряжённую обстановку, в которой до самого конца не ясно, придумала ли героиня тайный заговор собственного мужа с их соседями и другими знакомыми, или же он действительно имеет место быть. 

Как и во многих современных работах, в «Ребёнке Розмари» рассматривается мысль о том, что самым страшным монстром может быть человек, а непростые отношения между близкими нередко оказываются страшнее, чем загадочное нечто.

Приглашение (The Invitation, 2015)

Приглашение

Действительно мастерский слоу бёрнер удалось создать режиссёру Карин Кусаме («Время возмездия», «Женский бой») в 2015 году. В центре истории оказывается парень по имени Уилл (Логан Маршалл-Грин), который вместе со своей пассией отправляется на вечеринку бывшей жены. В их семье произошла трагедия, но спустя 2 года женщину как будто подменили: она сияет от счастья, улыбка не сходит с её лица, а новый парень рассказывает о важности единения и умении отпустить. Но Уиллу всё происходящее кажется крайне подозрительным…

В «Приглашении» тут и там разбросано большое количество деталей, которые подобно чеховскому ружью выстреливают в самый нужный момент. Казалось бы, неважные и не несущие особого смысла эпизоды получают своё рациональное объяснение. А пока вы вместе с героем Логана Маршалла-Грина будете пытаться понять, что за чертовщина происходит в этом доме, почему на дверях весят замки и кто в здравом уме будет показывать на вечеринке видео со смертью человека. Эти заигрывания с ожиданиями и попытками докопаться до истины подарят вам удовольствия не меньше, чем отвечающий всем зрительским запросам конец истории.    

Однажды в…Голливуде (Once Upon a Time….in Hollywood, 2019)

Однажды в Голливуде

К поджанру слоу бёрнеров в своей последней работе обратился сам Квентин Тарантино, чьи фильмы, как правило, характеризуются большим количеством событий и достаточно бодрой динамикой. Взяв за основу реальные события, произошедшие с женой Романа Полански Шэрон Тэйт, режиссёр создал грандиозное полотно, которое целиком и полностью посвящено любви к кинематографу золотого века Голливуда.

Тарантино без всякой спешки даёт возможность прочувствовать дух и атмосферу того времени, чтобы затем разорвать его в клочья в присущей ему жестокой манере с изобилием ультранасилия. Как ловкий манипулятор, режиссёр «Криминального чтива» переиначивает события реальности, подчёркивая тот факт, что кино — это отдельный маленький мир, где может произойти что угодно.   

Закатать в асфальт (Dragged Across Concrete, 2018)

Закатать в асфальт

В меру маститый режиссёр С. Крэйг Залер явно фанатеет от слоу бёрнеров, иначе не объяснить его тягу к этому направлению в кино. Каждая его работа может считаться представителем этого поджанра, но именно «Закатать в асфальт» выглядит наиболее убедительной и кинематографичной.

История двух копов-напарников (Мэл Гибсон и Винс Вон), ступивших не на ту тропу, развивается нарочито неспешно, словно давая понять, что в мире настоящих брутальных мужчин нет места импульсивным решениям. Этот фильм подобен шахматной партии, где в самом начале расставляются фигуры, которым суждено столкнуться и определить победителя. Но в отличие от шахмат в картине Залера не может быть ничьей. 

Ведьма (The VVitch: A New-England Folktale, 2015)

Ведьма

В 2015 году мир узнал о режиссёре Роберте Эггерсе, снявшем потрясшую всех увидевших ленту «Ведьма» с безгранично талантливой Аней Тейлор-Джой. Этот типичный слоу бёрнер рассказывает историю о семье колонистов XVII века, покидающих жильё, чтобы поселиться на ферме у леса. Вскоре исчезает младший из детей семьи, а обстановка начинает накаляться с каждой секундой.

По большому счёту зерно фильма можно отыскать лишь в последних 15 минутах, где находится место и сюжетным твистам, и приёмам более привычных современному зрителю хорроров. Однако, прелесть картины Эггерса в том, что она буквально поглощает зрителя с первых кадров и не отпускает до самих финальных титров. Она пугающе красива и атмосферна. Она загадочна и непредсказуема. А после яркой кульминации ещё больше начинаешь ценить увиденное в первой половине фильма.

Убийство священного оленя (The Killing of a Sacred Deer, 2017)

Убийство священного оленя

Не самый типичный слоу бёрнер получился у поклонника эксцентричного и провокационного кино Йоргоса Лантимоса («Лобстер», «Фаворитка»). Здесь буквально в самом начале обозначается проблематика и то, что ожидает героя Колина Фаррелла, его семью, а вместе с ними и зрителя. После чего идёт медлительная реализация «плана». 

В то время как в некоторых лентах режиссёры предпочитают заигрывать с ожиданиями аудитории, Лантимос прямым текстом говорит, чего ожидать. Эта прямолинейность и неизбежность в сочетании с гнетущей атмосферой и слабо эмоциональной игре актёров заставляет сердце биться чаще, а также наталкивает на самые разные размышления.   

Старикам тут не место (No Country for Old Men, 2007)

Старикам тут не место

Возможно, главным шедевром среди слоу бёрнеров является культовая лента братьев Коэнов. В ней чуть больше ярких сцен и событий, чем принято демонстрировать в подобных лентах, но никто не поспорит с тем, что обстановка здесь неумолимо накаляется, а развязка может шокировать неподготовленную аудиторию.

Медлительная погоня машины для убийств в исполнении Хавьера Бардема (один из самых впечатляющих кинообразов в истории!) за присвоившим чужие деньги героем превращается в невиданный доселе аттракцион весьма специфического толка. Лишний раз говорить о том, что происходит в фильме, бессмысленно, это лучше один раз увидеть самому.

Прочь (Get Out, 2017)

прочь

Вполне очевидно, что работа Джордана Пила попадёт во все учебники по истории кино. В ней есть все слагаемые фильма, который навсегда останется в памяти зрителей: мощный актёрский перфоманс Дэниэла Калуя, внятный социальный подтекст, непредсказуемый сюжет и буквально наэлектризованная обстановка. 

Обходясь минимумом визуальных средств и не самым быстрым на свете темпом повествования, Пилу удалось создать одновременно крепко сбитый хоррор, пугающий неизведанностью и оригинальными операторскими решениями, и увлекательную историю с эталонно сокрытым до последнего твистом. Если хотите начать своё знакомство со слоу бёрнером, то вряд ли вы найдёте вариант лучше, чем «Прочь». 

Песнь дьявола (A Dark Song, 2016)

«Песнь дьявола» - прекрасный образец хоррора нового поколения

Поклонники хорроров и в частности слоу бёрнеров по достоинству оценят ирландскую ленту «Песнь дьявола». В ней идеальный баланс напряжённой и пугающей истории с философскими вкраплениями. Непосредственно скримеров и прочих бу-моментов в фильме практически нет, но уютно при просмотре вам точно не будет.

По сюжету отчаявшаяся девушка, потерявшая ребёнка, решается на проведение ритуала, который позволит ей в последний раз пообщаться со своим чадом. Помогать ей в этом деле соглашается неординарный специалист по оккультным вопросам. Вместе они запираются в загородном доме и готовятся к смертельно опасной процедуре. С каждым новым этапом подготовки вы ближе знакомитесь с героями, погружаетесь в параноидальную атмосферу, благодаря чему одну из самых мощных концовок последних лет вы точно не забудете никогда.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

1+