Провальные фильмы в классных сериях. Топ-15 худших продолжений в кино

Провальные фильмы в классных сериях. Топ-15 худших продолжений в кино

Одни фильмы загубили потенциал франшизы, другие стали финальной точкой в серии – собрали для вас провальные фильмы в известных и популярных киносериях.

Провальные фильмы во франшизах получаются таковыми по разным причинам. Кто-то хочет заработать денег на известном имени и не прикладывает усилия, чтобы поддержать заданную предшественниками планку. Другие ударяются в излишние эксперименты и уходят далеко от того, за что любят оригиналы. В этом материале мы собрали 15 примеров того, как не надо делать сиквел. Даже если в нём присутствуют давно любимые герои или так полюбившаяся аудитории концепция.

Содержание

«Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» (2008, франшиза «Индиана Джонс»)

Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа Провальные фильмы

Чувствуете рвущийся из гортани хрип: «Они уничтожили Инди!»? Эта нелепая сцена со спасением от ядерного взрыва в холодильнике. Меня прямо распирало от недовольства в этот момент. Они взяли героя детства, непобедимого, вечно ухмыляющегося в лицо смерти и нацистов Доктора Генри Уолтона (Индиану) Джонса-младшего, запихали его в чёртов стальной ящик, протащили по воздуху добрую милю и вывалили на землю как мешок картошки. Да хрен с ним, с холодильником: они запихали его в этот ужасный сиквел, в одно корыто с Шайей ЛаБафом – тем малохольным невротиком из «Трансформеров»! 

Потом возмущение мира четвёртой частью легендарной франшизы очень наглядно, в духе новоголливудского реализма, транслировали Мэтт Стоун и Трей Паркер в 8-ой серии 12-ого сезона. Мир, правда, подарил «Хрустальному черепу» почти 800 миллионов сборов – столько же, сколько собрали вместе два предыдущих фильма франшизы. Но осадочек остался. Почему так?

Инди постарел, Инди набрал вес, ироничная ехидность превратилась в пенсионерское брюзжание. На место нацистов пришли «злые русские», советские солдаты под предводительством Кейт Бланшетт с навевающей грусть прической и, почему-то, рапирой. А на место Коротышки – вечно нервный Шайа ЛаБаф. Ну, вы понимаете. 

Погони, перестрелки, эффектные в своей нереалистичности драки и Страшная Загадка с Артефактом остались на месте. Как, впрочем, и финал, на который действия героев по ходу фильма никакого влияния не имеют. Инди снова побеждает врагов, обретает старую любовь и новые обязанности. Институт снова не получает никаких древностей.  

Я оглядываюсь назад и действительно пытаюсь вспомнить, чем же так злила четвёртая часть приключений археолога-авантюриста. И, похоже, не могу. Фильм почти не отличается от своих предшественников – не лучше, не хуже (ну, кроме разве что первой части, которую, просто по праву рождения, никакому сиквелу не переплюнуть). Кажется, раздражало совсем другое – ностальгия сыграла злую шутку, и Хрустальный череп ненароком показал нам не самое радужное будущее. Как говорил один добрый малый (хоть и пират): «Мир остался прежним. Это мы измельчали».

Владимир Ростовский

«Терминатор 3: Восстание машин» (2003, франшиза «Терминатор»)

Терминатор 3

Сара Коннор в сиквеле Терминатора говорила, что мы сами вершим свою судьбу. Продюсеры «Терминатора 3» с этим не согласились и сказали: «Хотим денег». 

«Терминатор 3» – не худший фильм франшизы. Да и само кино неплохое в целом, если убрать упоминания о Терминаторе, судьбе и прочем. Хороший такой боевик был бы про путешествия во времени и злобных роботов. Но принадлежность к франшизе накладывает обязательства, из-за которых «Терминатор 3» рушится как карточный домик. Вся мораль и дилемма прошлых двух частей была уничтожена плохим сценарием и желанием доить франшизу. После этого фильма был только небольшой проблеск надежды в виде четвёртого фильма, но пятая и шестая части всё угробили. 

Возможно никаких продолжений и не нужно было. «Терминатор 2» – до сих пор один из лучших боевиков на свете, и вряд ли сам Джеймс Кэмерон сможет себя переплюнуть, даже если возьмётся за новую часть. Но это мы уже вряд ли узнаем. Хотя всё возможно, ведь мы сами вершим свою судьбу.

Иван Старчиков

«Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть» (2013, франшиза «Крепкий орешек»)

Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть (2013)

Детище Джона МакТирнана с 1988 года успело сменить несколько режиссёров, даже сам МакТирнан возвращался к франшизе, образцово поставив третьего «орешка». Но его пример не нашёл отклика у последователей. И если «Крепкий орешек 4.0» вышел более-менее ровным за счёт погружения олдскульного полицейского МакКлейна в новый мир киберпреступности, то пятая часть вышла откровенно плохой. 

Слабый сценарий, ураганный экшн, экранировавший вялую режиссуру, неуместный градус пафоса, вместо похмельно-сумрачного сарказма МакКлейна и нехотя вернувшийся к роли Брюс Уиллис буквально похоронили франшизу. Название фильма – «Хороший день, чтобы умереть» – оказалось пугающе пророческим.

Виталий Гизатуллин

«Шрек Третий» (2007, франшиза «Шрек»)

Шрек 3

Сказать, что «Шрек» изменил правила игры среди мультипликационных студий – это не сказать ничего. Все большие конгломераты старались сделать своего «Шрека», и мало у кого получилось. Деконструкция сказок, появившаяся в самом конце диснеевского ренессанса, вбила последний гвозди в крышку гроба традиционных анимационных историй. Более того, многие (и в том числе некоторые авторы редакции «После Титров») могут с уверенностью сказать, что «Шрек 2» во многом даже превосходит первоисточник, предлагая интересный моральный конфликт, который редко когда-либо экранизировался в принципе.

Поэтому «Шрек Третий», который словно перепутал характеры персонажей и похоронил образ Прекрасного Принца, так сильно разочаровывает. Шутки становятся плоскими и неинтересными, Шрека будто подменили, а их отношениям с Фионой не уделено внимания от слова совсем. Да, анимация с каждым фильмом становится всё лучше, но как-то получилась странная деконструкция ради деконструкции – а это ещё ни разу ни к чему хорошему не приводило.

На фоне «Шрека Третьего» все продолжения, спин-оффы и короткометражки кажутся просто шедеврами, что немного снижает ценность второго фильма. И это прямо… Печальный конец прекрасной истории.

Варвара Ульяненок

«Заклятие 3: По воле дьявола» (2021, франшиза «Заклятие»)

Заклятие 3: По воле дьявола

Джеймс Ван выпустил «Заклятие» в 2013 году и сразу же обрёк фильм на продолжение: на сегодняшний день вселенная «Заклятия» включает восемь кинокартин — оригинал, сиквелы, спин-оффы, приквелы спин-оффов, просто приквелы — их суммарные сборы в прокате превысили 2 миллиарда долларов. Однако при кассовом успехе хоррор-франшиза ещё в 2018-м свернула не туда, сразу после «Проклятия монахини», но если спин-оффам простительны сюжетные глупости, то прямому продолжению — нет.

«Заклятие 3: По воле дьявола» выпустил в 2021 году молодой режиссёр Майкл Чавес, и, кажется, его целью было сделать безликий сиквел. Не перечить продюсерам, не показывать индивидуальность, использовать побольше заезженных, пусть и опробованных, клише — сделано. Скримеры не пугают, темнота не завораживает, экзорцизм выглядит нелепо и вторично… Вспомните легендарных призраков из ранних фильмов киновселенной. Вспомнили? Ха, в новом «Заклятье» призраков нет вообще. Концепция «самый страшный враг — это человек» здесь тоже не работает. Какой-то недокрученный гибрид вышел. Обидно.

Ксения Балюк

«Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» (2017, франшиза «Пираты Карибского моря»)

Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки

Откровенное паразитирование на популярности франшизы привело «Пиратов» в гавань Сюжетных Дыр и Нелепости. Трилогия Гора Вербински рассказала шикарную историю с яркими персонажами, но после ни у кого за край света заглянуть не удалось, поэтому и занесло сначала на Странные берега, а потом и сказочке конец.

Образ [капитана] Джека Воробья бесспорно влюбил в себя зрителей, но без хорошего сценария эксплуатировать его сомнительная идея. И если в четвёртой части ещё хоть немного пахло духом пиратства, то «Мертвецы» выдохлись и пахнут разложением. Уставшие от ролей актёры, бессмысленное возвращение «старых» персонажей, самоповторы, слабый сюжет. Такое на себе не вытянет даже обезьянка Джек.

Евгений Белоусов

«Шаг вперёд 6: Год танцев» (2019, франшиза «Шаг вперёд»)

«Шаг вперед 6: Год танцев»

Танцевальная франшиза в 2006 году начиналась как кино о поиске своего места в жизни, способе самовыражения через искусство, как бунт против существующих норм. Ещё это было высказывание о проблемах в американском обществе. Второй фильм частично продолжил традицию, но начиная с третьего акцент полностью сместился на танцы как искусство движения и способ самовыражения.

С каждой новой лентой картинка становилась красочнее: хореография и мизансцены усложнялись, добавились технические примочки и масштаб танцевальных сцен. А вот сюжет упрощался, дойдя, наконец, до банального противостояния танца как бизнеса (с конкуренцией и баттлами) vs танца как искусства. Но из-за впечатляющих номеров и харизматичных персонажей франшизе многое прощалось. Пока не вышел шестой фильм.

«Шаг вперед» по духу — больше американская франшиза (не только потому, что все происходит в США). Там царят драйв и свобода уличных танцев (т.е. смеси r`n`b, breakdance и других стилей хип-хопа, которые стали популярны в мире благодаря Америке), бунтарство и протест против традиций, свойственные во многом менталитету США. За это зрители и любили эту франшизу. Но всего этого не ощущается в 6-ой части, которую перенесли в Китай — совсем другую реальность по духу и культуре.

Новые азиатские герои, иная энергетика и музыка, и в итоге этот фильм ощущается как подкидыш, чуждый и инопланетный. Бонусом — не очень сильная хореография, танцы без размаха, а сюжет (хоть и пытается говорить о проблемах общества КНР и танцах как бизнесе) скомкан и барахтается где-то на задворках. Лучшим решением тут было бы не цепляться за бренд «Шага вперёд», а создать отдельный фильм, использовав преимущества азиатской культуры и свежие лица актёров.

Надежда Васильева

«Пункт назначения 4» (2009, франшиза «Пункт назначения»)

Пункт назначения 4

«Пункт назначения» – хоррор-франшиза, в которой не так много крови, но мурашки при просмотре которой бегают с первой минуты до последней. Концепция, что от смерти не убежишь, заставляет поле каждого фильма оборачиваться на любой шорох, а иногда становится страшно даже зайти в ванную комнату. 

Но после яркой и запоминающейся третьей части что-то явно пошло не так. Как раз в этот период каждый фильм стремился попробовать себя в формате 3D. Особенно хотели в этом преуспеть хорроры. Только представьте: что-то ломается, протыкает тела, брызги крови, а вы – в эпицентре всего этого! 

Да, увлекательно, но ради такого аттракциона создатели стали забывать о сюжете. А ведь именно логичными цепочками смертей, её неожиданным присутствием и была так привлекательна трилогия. Вместо этого – больше трэша, больше крови и желание просто забыть обо всём увиденном как можно скорее.

Евгения Смыкова

«Ледниковый период: Приключения Бака» (2022, франшиза «Ледниковый период»)

Ледниковый период: Приключения Бака

Если говорить о неудачном продолжении анимационного хита, то первым на ум приходит прошлогодний «Ледниковый период: Приключения Бака». В центре сюжета опоссумы Крэш и Эдди, которые решают сбежать от мамонта Элли, и начать самостоятельную жизнь. Трудности возникают сразу же: попав в Затерянный мир, зверьки встречают умного динозавра Орсона, желающего захватить подземное царство. 

Главный аргумент против нового «Ледникового периода» в том, что полюбившиеся персонажи практически никак не задействованы в сюжете. Мэнни, Сид, Диего на протяжении ленты бродят в поисках парочки, а Скрэт и вовсе не появляется. Можно отметить и поверхностную проработку новых героев: динозавр Орсон мечтает править миром, ведь сильные должны доминировать над слабыми, а подружка Бака Зи решает ввязаться в авантюру, потому что не может отпустить потерю близких. Проседает и комедийная часть. Множество шуток, рассчитанных скорее на юную аудиторию, неоднократно повторяются, что быстро начинает надоедать.

Максим Клейн

«Джейсон отправляется в ад: Последняя пятница» (1993, франшиза «Пятница, 13-е»)

Джейсон отправляется в ад: Последняя пятница

В целом это один из худших фильмов в истории. Это объективно довольно чудовищно и с точки зрения сторителлинга и обращения с героем Джейсона, и даже в плане соблюдения канонов слэшера, на который картина в какой-то момент совсем перестает быть похожа, и канонов франшизы (часть важнейших правил нарушается походя).

При этом, если у вас есть сердце и оно, что называется, бьётся в ритме ударов мачете Джейсона – не влюбиться в этот ужасный фильм невозможно. Это южная готика, снятая в северном штате; подростковый слэшер, в котором нет подростков, но появляются охотник за головами и беременность демоном, а сам Джейсон нужен только чтобы разбудить в жителях потихоньку вымирающего городка старые обиды – и вот дружные некогда люди уже стреляют в друг друга из дробовиков. За всем этим неочевидным образом стоит книга Некрономикон. И если вам вспоминается Лавкрафт – забудьте, напоминает это скорее Михаила Елизарова

А самое жуткое в этом фильме, пожалуй, то, что несмотря на название это отнюдь не последняя «Пятница» – дальше будет «Джейсон Х», и по непонятным никому причинам история кинематографа на нём не завершилась. 

Иван Киляков

«Мир Юрского периода: Господство» (2022, франшиза «Парк Юрского периода»)

Провальные фильмы в классных сериях. Топ-15 худших продолжений в кино

Киновселенная «Юрского периода» славилась ожившими динозаврами, научно-этическими дилеммами и рискованными приключениями харизматичных учёных в джунглях. Возрожденная в 2015 году франшиза под названием «Мир Юрского периода» вывела идеи Стивена Спилберга на новый уровень: сначала в масштабах острова, а потом континента. И все ждали, что в 2022 году третья часть «Мира» сумеет достойно поставить точку в истории, начавшейся ещё в 1993 году. Однако чуда не случилось.

Колин Треворроу умудрился забыть про экспозицию, полностью поменял правила игры с динозаврами, оставив нас с вопросами без ответов. Герои тут так часто меняют местоположение, что к середине фильма просто перестаешь пытаться разобраться в сюжетных нестыковках из-за перенасыщенности локациями. Не говоря о том, что динозавров превратили чуть ли не в нацию, которой выделили территорию для жизни (но при этом забыли об эволюционных законах, проблемах адаптации и животных инстинктах). При этом, удивительным образом, чешуйчатые тут скорее как мебель, в них нет никакой ценности для сюжета, а для героев они как «назойливые мухи» на пути.

И одним из главных разочарований, которое сложно простить, стало бездарное возвращение Сэма Нилла, Лоры Дерн и Джеффа Голдблюма. Треворроу хотел сыграть на ностальгии, а в итоге испортил и «старичков» и новых персонажей Криса Пратта и Брайс Даллас Ховард. В результате, от сай-фай тут осталось только слово, от динозавров — графика вместо впечатляющих роботизированных кукол, приключения превратились в непонятную кашу, а персонажей сделали истеричными и глупыми. А ведь раньше ругали третью часть «Парка», которая теперь выглядит намного солиднее.

Надежда Васильева

«Звёздные войны: Скайуокер. Восход» (2019, франшиза «Звёздные войны»)

Звёздные войны: Скайуокер. Восход

Путь «Звёздных войн» стал тернистым ещё с трилогии приквелов, но трилогия сиквелов переплюнула их на парсек, а то и на два. Сначала зрителям выдали ремейк «Новой надежды» с Мэри Сью в главной роли, потом дали шанс Райану Джонсону, но загубили все его идеи из-за фансервиса, прийдя не к «Восходу», а к «Закату». Восставший Палпатин, отвратительный твист с родословной Рей и куча кринжа. Наверное, таков путь.

На «Звёздные войны» отлично ложится выражение про трёх сыновей, где третий — дурак. Среди трилогий дурак — это сиквелы, а внутри них — это «Скайуокер. Восход». Новые персонажи с самого начала многим не понравились, а старых убивали по одному за фильм, давая понять, что на большом экране в Далёкой далёкой Галактике большие проблемы. Что ж, радует, что в сериальном сегменте сейчас всё более или менее хорошо. Надеемся, что и в кинотеатрах однажды будет новый восход.

Евгений Белоусов

«З/Л/О: Новый вирус» (2014, франшиза «З/Л/О»)

З/Л/О: Новый вирус

Выпущенная в 2012 году антология короткометражных ужасов V/H/S перезапустила надоевший жанр found footage  (найденная плёнка), показав в одном фильме сразу несколько материалов видеокассет. Вместе они образовывали единое произведение, позволяющее увидеть нечто сверхъестественное в повседневной жизни.

Франшиза появилась благодаря создателям посвящённого хоррор-тематике сайта Bloody Disgusting. Брэд Миска сам придумал и спродюсировал фильмы, а снимать их позвал молодых кинематографистов, предоставив полный карт-бланш на любую идею. Кстати, при внушительных сборах бюджеты V/H/S не превышают полумиллиона долларов.

Сегодня вселенная V/H/S включает в себя пять экспериментальных фильмов с десятками безумных новелл. Многие ругают третью часть «З/Л/О: Новый вирус» 2014-го — она действительно проседает на фоне остальных — и хвалят ностальгические перезапуски 1990-х («З/Л/О/94», «З/Л/О/99»), но однозначно критиковать тот или иной фильм невозможно, ведь прелесть V/H/S в том, что в нём всегда есть что-то новое. Так, из экспериментальной площадки V/H/S превратилась в, возможно, величайшую франшизу современности, которая умудрилась не растерять задора. По крайней мере, пока.

Ксения Балюк

«Пила 3D» (2010, франшиза «Пила»)

Пила 3D

Франшиза «Пила» пошла по наклонной уже после 1-го фильма, но всё же во 2 и 3 частях были какие-то отсылки к изначальной задумке и изобретательность пыток. Совсем бессмысленная мясорубка началась с 4-го фильма и только усиливалась, вплоть до 7-го. Это началось из-за того, что на первый план вышла сама резня, а когда-то заложенные идеи поиска правды, расплаты и искупления через боль затерялись среди вывернутых кишок и изуродованных тел. Что касается главного маньяка, то он превратился в бессмертного и неуловимого безумца, а правоохранители с каждой серией выглядели всё глупее.

Фильмы начали соревноваться по уровню насилия. И пока пытки становились более изощрёнными (хотя бывали провалы и с этим, как в 5-й части), сюжет превращался во всё более невразумительную кашу. Апофеоза бессмысленной жестокости и слабой истории франшиза достигла в 7-ой части под заголовоком «3D» (там ещё зачем-то снялся солист Linkin Park Честер Беннингтон).

Именно задумка показать насилие с размахом и максимально варварски, чтобы это выглядело впечатляюще в 3D, и стала главной ошибкой создателей. Пытки получились настолько омерзительными и банальными, что вызывали скуку и желание промотать (или покинуть кинозал). Если уж превращать телесные истязания в отличительную черту, то лучше делать это изобретательно. И даже финал, внезапно отсылающий к первому фильму, не спас седьмую часть от провала.

Надежда Васильева

«Форсаж 9» (2021, франшиза «Форсаж»)

Джейсон отправляется в ад: Последняя пятница

В целом, очевидно, что любой фильм с Вином Дизелем – трэш для сильных духом, а любой фильм со Скалой – великий. Так вот, в этом «Форсаже» Скалы нет. На месте сообразительного качка – Джон Сина, по сюжету – младший брат героя Вина Дизеля (если вы представляете себе размер артиста Сины, понимаете – это не только звучит, но и выглядит великолепно), с которым они по совокупности причин много лет не общались. 

В девятой части «Форсажа» герои отправляются во все тяжкие, точнее – становятся аудиовизуальным воплощением этого расхожего выражения. Два друга летят в космос на тюнингованном Понтиаке; Доминик Торетто узнает врага на видеозаписи по «семейному кресту»; а вечные погони, из которых, в сущности, состоит фильм, приобретают размах не столько даже библейский, сколько языческий. А выдающиеся актеры Курт Рассел, Хелен Миррен и Шарлиз Терон зарабатывают, очевидно, немало денег – иначе их присутствие объяснить сложно.

При всём этом «Форсаж 9» – произведение удивительно целостное. Это фильм о гонках с двумя ключевыми темами – о христианским прощением и о роли семьи. В линии конфликта Доминика и его брата эти темы сходятся, и портреты Вина Дизеля и Джона Сины хочется даже вклеить в детское Евангелие. Собственно, к тому, что это случится в 10-й части, всё и идет: то, что Доминик Торетто не спросил побывавших в космосе Романа и Теджа, видели ли они там Бога – чистая случайность, и её, уверен, обязательно исправят.

Иван Киляков

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Роман Ковалев

Роман Ковалев

Главный редактор «После Титров»
«Небо над Берлином»: 7 цитат, сделавших фильм великим Previous post «Небо над Берлином»: 7 цитат, сделавших фильм великим
Всевидящее око 2022 Next post «Всевидящее око», ослепленное законами жанра

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *