Пока одни спорят, кому дольше аплодировали на Каннском фестивале, а другие подсчитывают, сколько супергеройских фильмов можно вместить в один календарный год, киноиндустрия неумолимо движется вперёд. Первая половина 2025-го уже подарила нам работы признанных мастеров, а также дебюты, которые хочется пересматривать, а не вносить в список «посмотрел — забыл». Если вы вдруг пропустили очередной фестивальный хит или не успели на премьеру самого обсуждаемого блокбастера сезона, не спешите расстраиваться: у вас ещё есть шанс наверстать упущенное и выбрать для себя лучшее из того, что уже случилось на больших экранах. И наша команда вам в этом поможет.
«Сёрфер»
Николас Кейдж возвращается к жанру Cage Rage — истории о герое, бросающем вызов миропорядку в сюрреалистичном пространстве. В этот раз действие разворачивается на австралийском пляже, где его безымянный персонаж, приехавший купить дом для семьи, сталкивается с жестокими правилами местных серферов: «Не местный — не сёрфишь». Конфликт из-за территории быстро перерастает в экзистенциальный кризис: герой теряет всё — машину, телефон, документы — и балансирует между безумцем и пророком, пытаясь сохранить связь с реальностью.
«Сёрфер» — хаотичный, но глубокий фильм о травме, требующей почти монашеского отрешения. Режиссёр ломает шаблоны триллера, погружая героя в кафкианский абсурд, где реальность живёт по своим законам. Как и «Апокалипсис сегодня» или «Солнцестояние», эта картина бросает вызов зрителю, оставляя простор для интерпретаций. Кейдж вновь доказывает, что кино может быть искусством, а он — его уникальным проводником.

Топ-10 фильмов полугодия по версии Виталия Гизатуллина:
- Бруталист
- Сёрфер
- Грешники
- Гадкая сестра
- Кончится лето
- Балерина
- Под огнём
- Дело «Мальдорор»
- Хищник: Убийца убийц
- Опустошение

«Сломленная ярость»
До начала режиссёрской карьеры Такеши Китано неоднократно пестрил на сцене в составе юмористического коллектива «Два Бита». Он и Дзиро Канэко образовали дуэт мандзай, исполнительская манера которого напоминала словесную дуэль разнотипичных амплуа — тсуккоми (серьёзный и ответственный) и боке (дурашливый и нелепый). Позднее подобный дуализм захватит Китано целиком: японец с непроницаемым взглядом найдёт себя в эклектичной смеси слоубёрнеров про якудза и фриковатой сатире.
«Сломленная ярость» — не самый сильный проект Такеши Китано, что не мешает ему быть нетривиальным и даже уникальным воплощением заявленной «рецептуры». Сюжетно фильм рассчитан на тридцать минут, но для раскрытия концепции ему требуется целый час. Похождения киллера по прозвищу «Мышь» — это хорошая история, рассказанная дважды: как триллер и как комедия. Плотность и того, и другого просто зашкаливает, что делает фильм идеальной точкой входа в творчество режиссёра.

Топ-10 фильмов полугодия по версии Александра Попова:
- Поколение романтиков
- Комната по соседству
- Под огнём
- Квир
- Сломленная ярость
- Всё, что нам кажется светом
- Человек-ящик
- Чёрный чемодан — двойная игра
- Миссия невыполнима: финальная расплата
- Ущелье

«Громовержцы*»
«Громовержцы*», в отличие от многих последних фильмов Marvel, минимизировали фан-сервис и смогли рассказать самостоятельную и полноценную историю, которая будет понятна даже тем, кто не смотрел предыдущие проекты. Но в то же время фильм не выбивается из общей структуры киновселенной. Авторам удалось выдержать баланс между юмором и драмой, а (анти)героев сделать уязвимыми и трогательными. Ставки персонажей в исполнении харизматичных и совпавших по химии актёров, наконец, не заоблачные, не планетарного масштаба, а более личные — пусть они и спасают целый город, но это скорее следствие того, что они пытались помочь одному человеку.
Тем не менее сами темы в фильме весьма глобального характера — одиночество, потеря смысла жизни, разочарование в себе и в окружающем мире. А вишенкой на этом антигеройском торте стала обаятельная Джулия Луи-Дрейфус в роли антагониста.
В итоге «Громовержцы*» оказались первым удачным фильмом Marvel за последние несколько лет, что дарит надежду, что сердце киновселенной ещё может снова ярко забиться.

Топ-10 фильмов полугодия по версии Надежды Васильевой:
- Жизнь Чака
- Материалистка
- Под огнём
- Грешники
- Верни её из мёртвых
- Сёрфер
- Громовержцы*
- Влюблённые глаза
- Мелочи жизни
- Микки 17
«Шоугёрл»
«Шоугёрл» — это фильм Джии Копполы, продолжающей наследие знаменитой кинематографической династии, с Памелой Андерсон в главной роли. Актриса, которая никогда не снималась в значимых фильмах, наконец исполнила блистательную роль, получив восторженные отзывы от прессы и по праву засветившись в номинации на «Золотой глобус». Героиня Андерсон 30 лет успешно выступала в Лас-Вегасе как солистка танцевального шоу, где ценились откровенные наряды и перья. Но однажды менеджер объявил о его закрытии, по причине низкой посещаемости. Теперь бывшая звезда ищет новый путь и смысл жизни.
Джиа Коппола создала глубокую, трогательную и душераздирающую драму. В этом ей во многом помогла игра Памелы Андерсон, судьба которой похожим образом перекликается с историей главной героини. Всю жизнь актрису не воспринимали всерьёз. Участие в этом проекте стало для неё шансом показать свою искренность и доказать критикам, что их мнение ошибочно.

Топ-10 фильмов полугодия по версии Евгения Анисковича:
- Кончится лето
- Шоугёрл
- Грешники
- Обезьяна
- Под огнём
- Присутствие
- Пророк. История Александра Пушкина
- Самый ценный груз
- Мелочи жизни
- Ущелье
«Замирающий»
Стареющие игроки любительской бейсбольной лиги собираются на последнюю игру на местном стадионе. После этого стадион снесут, а на его месте построят гораздо более нужную всем школу. Время бейсбола прошло, и местные скуфы весь фильм пытаются с ним проститься. Семенят между базами, пьют пиво на скамейке запасных, кричат друг на друга и врут себе, что десять лет назад играли существенно лучше.
Более мягкой и необязательной элегической комедии не было давно: авторы не высмеивают никого конкретно, скорее просто фиксируют, как даже самые смешные со стороны вещи для кого-то могут быть последней значительной радостью. «Замирающий» показывает, вокруг каких странных, подчас попросту нелепых вещей может вырасти дружба, и как, с одной стороны, уязвимо человеческое общение перед лицом перемен, с другой — как бескомпромиссна бывает любовь (пусть и к бейсболу, пусть и безответная). Родственники игроков уходят с их матчей, не выдерживая скуки, преданные фанаты предпочитают дневной сон, но одинокие мужчины предпенсионного возраста продолжают играть даже в ночи — не желая прощаться; не желая признать, что время всё-таки ушло безвозвратно.

Топ-10 фильмов полугодия по версии Ивана Килякова:
- Суровая правда
- Замирающий
- Мелочи жизни
- По течению
- Дело «Мальдорор»
- Альма и волк
- Сломленная ярость
- Метод Pavement
- Чёрный чемодан — двойная игра
- Дружба
«Жизнь Чака»
«Жизнь Чака» вмещает в себя великое множество. Так сразу и не скажешь, что из себя представляет фильм — эсхатологический эпос, философский ноктюрн или воодушевляющий роман воспитания. Пора признать, что Майк Флэнаган — совсем не рядовой голливудский ремесленник, а настоящий творец! Потому что только творец, имея на руках жанровый сумбур и прописные истины, способен создать нечто насколько прекрасное, что радостно уже от самого факта существования такой картины.
Что подтолкнуло ничем не примечательного банковского клерка пуститься в пляс, забыв о том, что он опаздывает на бизнес-ланч? Да всё та же иррациональная сила, что и сподвигла Майка Флэнагана, уроженца города Салем (того самого, где по Кингу водятся вампиры), стать «новым Фрэнком Дарабонтом». Некоторые люди именуют эту силу «судьбой» или «божественным проведением», но лично я избегаю этих терминов в силу их религиозной окраски. Тем не менее, даже меня, заядлого материалиста, Чарльз Кранц заставил усомниться. «Жизнь Чака» — это в высшей степени сенсуальное кино, подвергать его рациональному, математическому анализу было бы большой ошибкой. Его нужно прочувствовать! Пускай центральный мотив ленты (каждый человек — это целая вселенная) банален до неприличия, в наш век, когда ценность человеческой жизни вновь перестала быть незыблемой, я считаю, что такие вещи нужно проговаривать. Причём вслух и во всеуслышание!

Топ-10 фильмов полугодия по версии Никиты Маргаева:
- Жизнь Чака
- Кончится лето
- Папа умер в субботу
- Под огнём
- Обезьяна
- Грешники
- Универсальный язык
- Джун и Джон
- Дело «Мальдорор»
- На вершине горы
«28 лет спустя»
Долгожданное возвращение к зомби-франшизе (хотя с понятием зомби мы готовы поспорить). Перед нами развернулось уже взрослое, многослойное высказывание о том, что происходит с человеком на излёте мира. Дэнни Бойл и Алекс Гарленд сделали не стандартный сиквел, а тревожную одиссею про выживание, одиночество и попытку сохранить себя, когда уже нечего спасать. История разворачивается вокруг подростка Спайка и жизни в коммуне (и он вас удивит также, как и парнишка из «Переходного возраста») – именно его взросление становится эмоциональным центром новой части.
Нельзя не упомянуть, что фильм нетипично снят и смонтирован. Кроме уже всеми упомянутых сцен, снятых на iPhone с кинохроникой, есть ещё дрожащие кадры, круговая замедленная съёмка, резкие смены ритма и многое-многое другое. Визуально здесь всё работает на максимальное погружение. А Рэйф Файнс, Джоди Комер и Аарон Тейлор-Джонсон создают крепкий, по-настоящему драматичный костяк. Финал же не даёт нам привычной разрядки – лишь задаёт тяжёлый вопрос: а ради чего вообще стоит выживать? Стоит ли? Что вообще стало с людьми за эти 28 лет? Здесь у нас фильм не про монстров, а про одиночество среди выживших.

Топ-10 фильмов полугодия по версии Ларисы Польшиковой:
- Грешники
- 28 лет спустя
- Как приручить дракона
- Балерина
- Миссия невыполнима: финальная расплата
- Носферату
- Формула 1
- Расплата 2
- Компаньон
- Громовержцы*
«Грешники»
«Грешников» Райана Куглера можно назвать фильмом, от которого никто ничего не ждал — настолько тихой оказалась его маркетинговая кампания по сравнению с эффектом, который произвёл народный «сарафан». И как же сильно он был оправдан. Сложно вспомнить, когда в последний раз блокбастер, снятый специально для IMAX-кинозалов был таким живым и полным души и красоты, созданным без оглядки. А потрясающий саундтрек, написанный Людвигом Йоррансоном, в этом фильме не просто сопровождает сцены, а становится уникальным гидом по истории, оживляющим её так, будто бы ты сам побывал там. Он воплощает борьбу героев, их нерушимую связь с корнями и сверхъестественную энергию, создавая и усиливая этот потрясающий эмоциональный опыт.
Эта возможность погрузиться в этот один жаркий день (и такую же адски жаркую ночь), и проникнуться настолько личной историей, которая сложна для понимания большинству людей, но рассказанную так, что выбора почти ни у кого не остаётся — определённо одно из самых прекрасных кинособытий этого года.

Топ-10 фильмов полугодия по версии Леры Денисовой:
- Грешники
- Верни её из мёртвых
- Материалистка
- Финикийская схема
- Под огнём
- Чёрный чемодан – двойная игра
- Жизнь Чака
- Обезьяна
- Микки 17
- Новокаин
«Оценка»
Действие фильма разворачивается в будущем, где государство взяло под контроль буквально всё — от климата до рождения детей. Миа и Ариан, пара учёных, мечтают стать родителями, но для этого им предстоит пройти строгую проверку: на целую неделю к ним в дом приезжает чиновница Вирджиния, чтобы выяснить, достойны ли они получить ребёнка.
Фильм поражает своей атмосферой: режиссёр-дебютант Флёр Форчун, до этого снимавшая клипы для M83 и рекламу для Chanel, умудрилась создать мир, где каждая деталь — от стерильных интерьеров до искусственных животных — работает на общее ощущение тревоги и отчуждённости. Но главное здесь — не антураж, а актёрская игра: Элизабет Олсен и Алисия Викандер выдают такие эмоциональные дуэли, что временами забываешь дышать. Их героини не просто спорят о правилах, а сражаются за право быть настоящими, ошибаться и любить, несмотря на давление системы. «Оценка» умело балансирует между социальной сатирой и личной драмой, не скатываясь в банальное морализаторство. Это кино о том, как легко потерять себя в попытках соответствовать чужим ожиданиям, и как страшно бывает встретиться лицом к лицу с властью, которая считает себя вправе решать, кто достоин счастья. Здесь нет однозначных злодеев или героев — только люди, вынужденные делать сложный выбор.

Топ-10 фильмов полугодия по версии Романа Ковалева:
- Грешники
- Оценка
- Чёрный чемодан – двойная игра
- Легенды наших предков
- Рейс навылет
- Мелочи жизни
- Хищник: Убийца убийц
- Под прикрытием
- Верни её из мёртвых
- Громовержцы*
Какие фильмы первой половины 2025 года особенно запомнились вам? Пишите в комментариях.