В мировом прокате громко заявил о себе вампирский хоррор Райна Куглера «Грешники» (о нём мы уже писали в нашей рецензии). Фильм не только собрал впечатляющую кассу для авторского проекта, но и получил хорошую прессу и восторженные отзывы зрителей. А теперь, выйдя в онлайн-формате, «Грешники» по-прежнему продолжают будоражить аудиторию.
Секрет популярности фильма Куглера довольно прост: постановщик создал мультижанровый коктейль — кровавый, стильный и атмосферный. Его работа отсылает к эстетике эксплуатационного кино, но при этом углубляется и в исторический контекст: американский Юг 1930-х, где расовое угнетение соседствовало с рождением великой музыки — блюза. Для тех, кто хочет продолжить погружение в эту мрачно-гипнотическую атмосферу южной (и не только) готики, мы подобрали шесть фильмов, созвучных духу «Грешников».
«От заката до рассвета» (1996)

Беглые преступники Сет и Ричард Гекко (Джордж Клуни и Квентин Тарантино) берут в заложники семью пастора и скрываются в Мексике. Кровавый след тянется за ними аж от самого здания суда, из которого им удалось совершить побег. По пути они останавливаются в злачном баре, вроде «Дома у дороги», который оказывается логовом вампиров. Братьям и их заложникам придётся сражаться за выживание до самого рассвета. И повезёт далеко не всем.
Этот фильм, безусловно, должен стоять в списке первым. Потому что картиной Роберта Родригеса вдохновлялся сам Куглер, когда писал «Грешников». Поэтому многие элементы залихватского вестерн-хоррора Родригеса легко опознаются в картине калифорнийского постановщика, и он, не стесняясь, снимает перед ним шляпу.
«От заката до рассвета» — уже абсолютная классика. Неожиданный микс криминального триллера и хоррора. Первая половина напоминает классический роуд-муви, но затем сюжет резко переходит в кровавый вампирский экшен. Типичные тарантиновские персонажи, неожиданный юмор и настоящая кровавая баня в концовке фильма сделали ленту по-настоящему культовой.
«Зелёная книга» (2018)

1960-е годы, США. Грубоватый вышибала итальянского происхождения Тони Валелонга по прозвищу Болтун (Вигго Мортенсен) нанимается водителем для утончённого афроамериканца, пианиста-виртуоза Дона Ширли (Махершала Али). Их турне по южным штатам, где царит расовая сегрегация, превращается в опасное путешествие. В котором, однако, им удастся крепко подружиться.
Ещё один фильм, своей атмосферой напоминающий «Грешников». В основу драмы Питера Фаррелли легла не только трогательная история о дружбе, преодолении предрассудков и взаимном влиянии двух противоположностей. «Зелёная книга», как и картина Куглера, также невероятно музыкальна. Полифония различных жанров (от классики до соула и блюза) сопровождает героев на протяжении всего фильма и легко соседствует с комедией и социальной остротой, не прибегая к излишней морализации. Великолепная актёрская игра и тёплая атмосфера сделали «Зелёную книгу» трёхкратным обладателем премии «Оскар», включая награду за лучший фильм.
«Полуночная месса» (2021)

Главный герой, Райли Флинн (Зак Гилфорд), возвращается в родной изолированный островной городок после тюремного заключения. В это же время в общине появляется харизматичный священник отец Пол (Хэммиш Линклейтер), чьи проповеди сопровождаются необъяснимыми «чудесами». Постепенно жители начинают меняться, а в городе происходят всё более странные и пугающие события.
«Полуночная месса» — это медленная, атмосферная и глубоко философская хоррор-драма от Майка Флэнагана. Визитная карточка проекта — диалоги и нарастающее чувство тревоги взамен типичных пугалок. Кульминационная сцена, где вампиры и люди сходятся в последнем противостоянии в замкнутом пространстве, вызывает ассоциации с аналогичным поединком Дыма и Пепла из «Грешников». Та же клаустрофобия, та же обречённая поэтика последнего рубежа.
«Джанго освобождённый» (2012)

Новая классика от Квентина Тарантино, которой также мог бы легко вдохновляться и Райан Куглер. Раб Джанго (Джейми Фокс) обретает свободу благодаря немецкому охотнику за головами доктору Шульцу (Кристоф Вальц). Вместе они отправляются на поиски жены Джанго, Брумхильды (Керри Вашингтон), которую продали жестокому плантатору Кэлвину Кэнди (Леонардо ДиКаприо).
Стильный, провокационный и остроумный вестерн, сочетающий жёсткое насилие, чёрный юмор и погружение в эпоху рабовладения в США. Особую пикантность этому карнавалу жестокости придаёт Кэлвин Кэнди в исполнении ДиКаприо. Рабовладелец с манерами вампира-денди. Достаточно лишь мысленно добавить ему клыки — и образ завершится. Такими же манерами (но, только уже с настоящими клыками) обладал главный антагонист «Грешников» вампир-ирландец Рэммик в великолепном исполнении Джека О’Коннелла.
«Миссисипи в огне» (1988)

Драма режиссёра Алана Паркера основана на реальных событиях 1964 года в штате Миссисипи, где были жестоко убиты трое правозащитников. Два агента ФБР — опытный сотрудник (Джин Хэкмен) и молодой идеалист (Уиллем Дефо) — расследуют исчезновение активистов, сталкиваясь с заговором молчания, расизмом и коррупцией в местных органах власти.
Жёсткая и эмоционально заряженная драма, обнажающая глубины расовой ненависти и бюрократического равнодушия. Фильм впечатляет мощной актёрской игрой (особенно Хэкмена, получившего «Оскар» за роль второго плана), атмосферой подавленности и безнадёги, а также неожиданно поэтичными визуальными решениями.
«Эбигейл» (2024)

Группа похитителей берётся за, казалось бы, простое задание — похитить и стереть память девочке по имени Эбигейл, чтобы получить выкуп от её богатого отца. Однако вскоре они понимают, что их жертва — не обычный ребёнок, а кровожадный вампир. Оказавшись в запертом особняке, преступники один за другим становятся её добычей.
«Эбигейл» — стильный, но скучноватый ужастик с неоправданно жестокими сценами. Фильм балансирует между напряжённым триллером и мрачной комедией, но чаще выглядит как хоррор-фестиваль, в котором косплеят все фильмы о вампирах разом. И если бы не финальная разборка в запертом особняке, то фильм бы вряд ли вообще мог чем-то удивить. Самым запоминающимся персонажем оказалась юная Эбигейл (Алиша Вейр). Она крутит кровавое фуэте под музыку Чайковского и с кибернетической неумолимостью преследует очередную жертву.