Просмотр космического хоррора – лучший способ провести День космонавтики. По крайней мере, так считают в нашей редакции. Мы собрали несколько выдающихся космических хорроров (и оставили за бортом «Чужого»: как известно, Чужой на борту – к беде, да и этот великий кинофильм не стоит даже описывать, стоит просто смотреть) – классических и новых, популярных и не слишком, высокобюджетных и таких, к которым имеет отношение Роджер Корман, – но главное таких, которые будут интересны даже тем, кто во все остальные дни в году в целом равнодушен к космонавтике.
«Планета вампиров», 1965
Поскольку сюжеты большинства фильмов в подборке похожи до степени смешения, даже неловко пересказывать «Планету вампиров»: опытные астронавты-ученые высадились на странной планете, которую считали несуществующей, подрались друг с другом в необычном приступе безумия, получили сигнал бедствия от коллег, там упавших, пошли их спасать, но нашли лишь тела. Мертвые, правда, в какой-то момент начали убивать живых, а лихой, но простенький фильм про команду людей в одинаковых костюмах на незнакомой планете неожиданно к тридцатой минуте стал не напоминать, но предвещать «Чужого», вышедшего только десять лет спустя.
Ридли Скотт великий режиссёр, и все дальнейшие авторы космических хорроров нет-нет да и подворовывали что-то из чужого («Чужого»), когда не могли или не хотели придумать своего, но гениальная простота сюжета о том, как в астронавтов что-то вселилось, как в космосе, где человеку нужен человек, человеком остаться сложнее всего, принадлежит Марио Баве.
Его уникальный стиль – ремесленника, который был тоньше и интереснее большинства авторов своего поколения (да и попросту гением), – чувствуется в каждом неожиданном кадре, в каждом незапланированном повороте камеры, в каждой странной сцене, которая выделяет этот фильм из черной дыры сай-фай хорроров категории B, и, конечно, в удивительном послевкусии, которое стоит полутора часов порой забавного наблюдения за тем, как в итальянских павильонах 1965-го года видели космос (спойлер: всё в тумане и с игрушечными скалами).
«Галактика ужаса», 1981
На планете со сказочным названием Моргантус происходит инцидент с космическим кораблем. Спасать экипаж таинственный Повелитель Планет снаряжает другой корабль с прозаичным позывным «Квест» и командой из не самых уравновешенных товарищей. Приземлившись, товарищи сразу соображают, что планета – дрянь, а дела плохи, на что намекают возвышающаяся вдалеке зловещая пирамида, ползучий туман и изувеченные тела предшественников.
Улететь не выйдет – что-то удерживает корабль. В попытке разобраться с творящейся чертовщиной и не помереть, экипаж «Квеста» начинает спуск в глубины ада собственных страхов.
Вот 4 причины смотреть «Галактику ужаса»:
Это плоть от плоти детище трехгрошового короля Роджера Кормана. 1,8 млн долларов бюджета, практические эффекты на коленке, эксплуатационный сюжет и одна из самых отвратительных секс-сцен в истории;
Это третья серьезная работа Джеймса Кэмерона в кино. Будучи вторым режиссером, он придумывал как реалистично и за копейки показывать в кадре инопланетных тварей. Многие фишки «Галактики ужаса» потом перекочевали в его «Чужих»;
Это предтеча таких хорроров, как «Нечто», «Чужие», «Сквозь горизонт» и еще десятка клонов категории «B». Хоть «Галактика» и является по сути калькой «Чужого», прокрученной через эксплотейшн-жернова драйв-ин кинотеатров, многие оригинальные идеи оттуда получили развитие в кассовых монстрах 80х и 90х;
Это, наконец, тревожный, смешной и странный космохоррор с опустошающим финалом. 80 минут стыдного, нутряного удовольствия, будто сказка братьев Гримм, вернувшихся из путешествия по ледяным глубинам враждебных галактик.
«Сквозь горизонт», 1997
Странное кино, в котором в ледяном космосе самым страшным оказывается горящий корабль, а в обещанном раю обнаруживается потерянный ад. Речь, как ни странно, про фильм Пола У. С. Андерсона, чьё имя при желании можно прочитать как совмещения имён выдающихся однофамильцев (Пола Томаса и Уэса), но в чьих картинах даже самый зоркий глаз не обнаружит ни тонкой меланхолии первого, ни торжества воображения второго.
Где-то между «Смертельной битвой» и «Обителью зла» он снял маленький шедевр – провалившийся в прокате и отыгравшийся на DVD космический хоррор «Сквозь горизонт», в котором видится не привычная лень умелого ремесленника, а несовершенная, но занимательная работа энтузиаста, который посмотрел «Нечто», а потом подряд прочитал готический роман и аннотацию другого фильма Карпентера, уже с Сэмом Нилом, и решил, что может так же. И что удивительно – смог.
«Сквозь горизонт» – не великая, наверное, фантастика, но это «Восставший из ада» (или «Призрак дома на холме», если вы совсем уж эстет), вставленный ошибкой монтажера в «Чужого», фильм про викторианский особняк, населенный призраками, который вместо кинематографического безвременья исторических картин дрейфует в безвременье поблизости черной дыры. В ней неизбежно сгинет всё – и он, и зрители, и режиссёрская карьера Андерсона, который мог бы стремиться к Карпентеру, но устремился к Уве Боллу.
«Пекло», 2007
Страх, рожденный разнообразными теориями апокалипсиса, особенно терзал умы людей в конце 1990-х — начале 2000-х. По одной из версий, конец света может наступить из-за потухшего Солнца: Солнечная система погибнет, и жизнь конкретно на Земле буквально замерзнет. Остаться равнодушным к идеям апокалипсиса точно не мог Дэнни Бойл, снявший в 2002 году зомби-фильм «28 дней спустя». И вместе с любителем вдумчивого сай-фая Алексом Гарлендом (в роли сценариста) режиссер экранизировал размышления о спасении Солнца и всего человечества.
Избежать философских подтекстов для них было невозможно, поэтому международная команда отчаянных ученых отправляется менять батарейки солнечному гиганту на корабле «Икар-2», напоминая о трагедии из древнегреческих мифов. Также нашлось место и метафоре Бога, и цитированию сай-фай классики в лице Стэнли Кубрика и Ридли Скотта.
Что же касается остального, то экипаж тут скорее больше занят моральными дилеммами, чем научными изысканиями ради спасения Земли. Несмотря на то, что у самих персонажей не так много личностных красок, благодаря актерам (Киллиан Мёрфи, Роуз Бирн, Мишель Йео, Крис Эванс) герои не выглядят однотонными.
«Пекло» задумывался, как космический триллер, но временами ему не хватает динамики и саспенса. Фильм напоминает скорее рассуждение о том, насколько мы одиноки и потеряны, и что скрывается внутри нас, пока нам к горлу не приставили нож. А космический вакуум здесь как впечатляющий фон, а не антагонист. Тем не менее «Пеклу» есть что вам предложить, если вы не гонитесь за экшеном в каждые 10 минут хронометража и не боитесь запутаться в чужих мыслях.
«Пандорум», 2009
Истории о затерявшихся без надежды на спасение — одни из самых любимых в кино. И если в морских странствиях по безбрежным океанам рано или поздно на горизонте появляется земля, то в космосе можно блуждать бесконечно. И это сводит с ума, о чем нам красочно напоминает немецко-британский космический хоррор Кристиана Альварта.
Пандорум в мире кинофантазий — психическое расстройство, которое забирает разум и душу отчаявшихся капитанов космических кораблей. А если впридачу к этому экипаж страдает от амнезии, а ваш корабль с умирающими «двигателями» наводнили омерзительные мутанты, то шансы на выживание приравниваются к нулю. Тем не менее команда «Элизиума» (отсылка к древнегреческой мифологии) борется за иллюзорный шанс выжить, ведь они по сути все уже мертвы, так что терять нечего.
Кино про космос часто грешит панорамными кадрами корабля среди звезд (такая метафора глубокого одиночества), но в «Пандоруме» акцент делается на хаосе, скрывающемся за металлической обшивкой и в головах выживших пассажиров. Фильм пропитан концентрированным безумием, отчаянием в стиле «последних людей во вселенной» и динамичным экшеном, что вкупе с неплохой съемкой и хорошими актерскими работами (Деннис Куэйд, Бен Фостер, Кэм Жиганде) может и напугать вас как хоррор, и доставить удовольствие как добротный боевик. Ну и конечно, не обошлось без религиозных подтекстов, превращающих почти любой фильм про космос в высказывание о будущем человечества. Не шедевр, но оставляет послевкусие.
«Аполлон 18», 2011
Фильм в жанре космического мокьюментари – едва ли не единственный в своём роде, снятый во времена, когда подобные сюжеты уже были на излёте. Группа учёных находит видеоматериалы, снятые во время секретной экспедиции на Луну экипажа «Аполлон-18», которой официально никогда не было. На кадрах видео, трое астронавтов во время рутинного исполнения задания сталкиваются с неизвестным и пугающим объектом, который открывает на них охоту.
Несмотря на технические огрехи в съемках, неровный сценарий и явные кивки в сторону «Чужого» (но только в строго предлагаемых обстоятельствах), фильм местами действительно пугает своей мрачной лунной атмосферой, неожиданными скримерами и невозможностью укрыться от надвигающегося зла — там просто нет для этого подходящего места. «На Луну лучше любоваться с Земли», – подчёркивают авторы фильма. Так будет безопаснее.
«Живое», 2017
Когда в фильме такой маститый каст, я вечно обманываюсь (читай, обламываюсь). Но «Живое» исключительный случай. По сюжету все довольно тривиально: космонавты находят сплав чужого и нечто, все радуются (никогда не понимала, что такого чудесного в нахождении инопланетян), животинка обижается, что ее не гладят и хочет всех уничтожить. Космонавтам нужно решить: уничтожить «пассажира» и сбежать на спасательных капсулах, или поступить по протоколу и изолировать станцию.
Актерский ансамбль шикарен. Зверюга прекрасна, иногда ее даже жаль становится. А реализм постановки заставляет тебя поверить в происходящее. Обязательно смотреть до конца! Концовка мне до сих пор снится в кошмарах (особенно – пробирающее до мурашек музыкальное сопровождение).