Тема появления пауков радом с человеком (неважно с какими намерениями) довольно часто будоражит умы создателей как прямолинейных хорроров, так и психологических драм. Ведь паук — загадочное насекомое, обладающее не только жутким видом, но и большим спектром различных метафор и иносказаний. Поэтому внушающие страх паучки с завидной периодичностью появляются на больших экранах.
На этой неделе, например, в прокате можно застать французский хоррор «Паутина страха» о нападении членистоногих на обычную городскую многоэтажку. А в мае в кинотеатрах можно будет посмотреть уже австралийский вариант на ту же тему — «Чёрная вдова. Укус смерти». По случаю выхода этих картин мы решили вспомнить о пяти разных фильмах, где встреча человека и паука не сулит ничего хорошего (правда, не всегда).
«Космонавт» (2024)
Чешский космонавт Якуб Прохазка (Адам Сэндлер) выполняет важную миссию по изучению таинственной сиреневой туманности, проплывающей над планетой Земля. В какой-то момент к смертельно усталому космонавту присоединяется космический паук (с голосом Пола Дано), которому стало интересно — что же тут делает человек, да ещё и так далеко от дома.
В картине Йохана Ренка («Во все тяжкие», «Чернобыль») паук, хоть и впечатляет размерами, совсем не страшный, а наоборот — любознательный и немного меланхоличный галактический путешественник, похожий на ослика Иа. Он любит шоколадную пасту и помогает Якубу разобраться со своими семейными проблемами.
Чуть подробнее о фильме «Космонавт» мы писали в нашей рецензии.
«Враг» (2013)
Тонущему в пучине безумия герою Джейка Джилленхола повсюду мерещатся пауки. Даже собственную жену он порой принимает за огромного хищника.
Дени Вильнёв снял, пожалуй, один из своих самых загадочных фильмов, проецируя на пауков всё собрание сочинений Зигмунда Фрейда. Ничего непонятно, но страшно интересно.
«Паучок» (2019)
Одинокая мать с двумя детьми переезжает из большого города в маленькое захолустье. По соседству с ней живёт собиратель археологических редкостей (яркая, но короткая роль Брюса Дэвисона), которому присылают древний сосуд в котором законсервирован страшный паук. Сосуд, само собой, разобьётся и противостоять хищнику придётся маленькой девочке, чей дом окажется первой мишенью паука.
Простенький, жанровый триллер с дешёвыми практическими эффектами, который к концовке уже больше смешит, чем пугает. Но провести с ним вечерок вполне можно.
«Атака пауков» (2002)
В своём роде уже классика. Снова маленький городок, на месте которого хотят разместить свалку ядерных отходов. Одна из бочек случайно попадает в местный водоём, откуда берёт корм для своих пауков профессор-энтомолог. Заражённые радиацией сверчки становятся настоящим стероидом для массы пауков, и они начинают расти как на дрожжах, сея панику среди местного населения.
Фильм-ностальгия с точной фиксацией времени нулевых: с обязательным плакатом Linkin Park на стене, забавной подростковой модой, сотовыми телефонами, дурацкой озвучкой пауков в стиле «Гремлинов» и совсем юной Скарлетт Йоханссон на вторых ролях.
«Арахнофобия: Боязнь пауков» (1990)
Тоже классика. На сегодняшний день, пожалуй, один из немногих представителей жанра, которому удалось выглянуть за пределы фильмов категории «Б». Тут и режиссёр довольно маститый (Фрэнк Маршалл, плотно работавший со Спилбергом), и эффекты приличные, и Джефф Дэниелс в главных ролях. Сюжет, правда, мало отличался от своих собратьев, но в какие-то моменты при просмотре становится не по себе и всё время хочется оглянуться назад. Не крадётся ли к тебе совсем недружелюбный сосед-паук?
«Мгла» (2007)
Удачная экранизация культового романа короля ужасов Стивена Кинга от режиссёра Фрэнка Дарабонта. По сюжету на маленький городок внезапно опускается густой туман, из которого вылезают огромные чудовища (и пауки тоже). Дидактика, правда, зацикливается тут скорее не на них, а на представителях рода человеческого, запертого в стенах супермаркета, часть из которого может оказаться пострашнее монстров снаружи.
«Опоссум» (2018)
Ещё один психологический триллер, где паукообразное существо преследует неудачливого марионеточника с кучей проблем в личной жизни. Британский постановщик Мэттью Холнес, также как и Дени Вильнёв, наделил киношного паука способностью воплотить в себе все возможные страхи, запрятанные глубоко в подсознании. А ещё здесь есть по-настоящему жуткий, почти лавкрафтовский паук, тягучая атмосфера персонального угасания и трагическая история о маленьком человеке. Мрачноватое, но нетривиальное кино.