«Дом дьявола» (2008)
Один из первых хорроров умницы и большого синефила — Тая Уэста, успешно завершившего в этом году трилогию про девушку Максин и преследующих её маньяках. В центре сюжета «Дома дьявола» также оказывается молодая девушка по имени Саманта, желающая заработать немного денег. Она нанимается сиделкой в странный дом, хозяева которого уходят на вечеринку и строго-настрого наказывают ей не входить всего в одну комнату. Вскоре девушка понимает, что там живёт чистое зло, с которым она должна провести целую ночь.
«Мы ещё здесь» (2014)
Уже немолодая семейная пара тяжело переживает потерю сына в автокатастрофе, и желая сменить обстановку, переезжает на новое место жительства в Новой Англии. Через некоторое время супруги замечают, что в доме происходят странные вещи: слышатся чьи-то голоса, сами собой пропадают вещи. После небольшого расследования они узнают, что раньше в этом доме случился страшный пожар и и теперь в нём обитает нечто злобное и крайне опасное.
Режиссёр Тед Гейган, так же как и Уэст, по сей день поддерживает моду на ретро-хорроры и старается ей не изменять. Одна из последних его работ — картина «Бруклин 45», вобравшая в себя частичку спиритического кино в духе «Доски для ведьм» 1986 года. Как порядочный киноман, Гейган строго следует изученной до дыр классике и бережно цитирует её в каждой своей работе. «Мы ещё здесь» — не только как будто бы утерянная плёнка, снятая в 80-е, но и еще дань уважения Гейгана как к удушающему своей атмосферой хоррору «А теперь не смотри», так и к sleaze-ужастикам вроде «Реаниматора». Оттуда в фильм Гейгана, например, перекочевала актриса Барбара Крэмптон.
«Предостережение» (2020)
Слегка потерянный молодой человек по имени Айзек соглашается на предложение присмотреть за племянницей приятеля, которая после смерти матери и самоубийства отца живёт одна в опустевшем доме. Но есть пара нюансов: жилище располагается на отдалённом острове, а ночному сторожу нужно надеть специальный костюм с цепью. Можно свободно передвигаться по дому, но в одну комнату заходить ему запрещено. Туда и цепь, кстати, не дотягивается. Там и обитает несчастная племянница, у которой к тому же проблемы с психикой.
Фильм Дэмиана МакКарти скрупулёзно воссоздает тягучую и тревожною атмосферу ретро-хоррора, обходясь абсолютно минимальными средствами, добавив сюда ещё и пару ходов из детектива. МакКарти вполне заслуженно был обласкан критикой.
«Злое» (2021)
Главная героиня этого хоррора — несчастная девушка Мэдисон, которая страдает от абьюзивного мужа, но ради будущего ребёнка готова стерпеть всё. Но сознательно отодвигаемая трагедия неизбежно случается, и Мэдисон возвращается в родной дом в надежде наладить нормальную жизнь. Однако там её начинают преследовать жуткие видения, как будто некая сущность совершает страшные убийства. Вскоре девушка понимает, что всё это происходит в реальности и связано непосредственно с ней самой.
Режиссёр картины «Злое» Джеймс Ван нередко в своих сюжетах обращался к прошлому. Но если в дилогии «Заклятие» господствовали злые духи, то в «Злое» Ван обратился к органике 80-х, отдавая честь Джону Карпентеру, Дэвиду Кроненбергу и Джеймсу Кэмерону. Последнему был особенно пламенный привет в сцене разборки в полицейском участке в духе первого «Терминатора».
«Прячься» (2020)
Бобби вместе с другом похищает таинственный маньяк, наводящий ужас на всю округу. Он закрывает подростков в своём доме, но Бобби удается освободиться. Однако выбраться из дома, который похож на адский лабиринт, не так то просто. К тому же Бобби не может бросить друга в беде и начинает опасный квест по поиску выхода.
Фильм режиссёров Давида Шарбонье и Джастина Пауэлла — минималистичный и виртуозный ретро-хоррор, повышающий градус саспенса с каждым шагом Бобби по таинственному дому. Особенно жуткой выглядит сцена, где антагонист говорит с ними с помощью обрывочных фраз из постоянно работающего телевизора.
«Цензор» (2021)
Работница цензурного комитета Энид только и занимается тем, что смотрит фильмы. Преимущественно хорроры категории «Б». Её задача — вырезать все самые непотребные сцены, чтобы лишний раз не травмировать британскую молодежь. Однажды в очередном ужастике она вдруг видит сцены, которые произошли с ней в реальной жизни, когда была похищена сестра Энид, и до сих её никто не видел. Теперь девушке нужно срочно разыскать авторов фильма и выяснить, что всё это значит.
Картина британского постановщика Прано Бэйли-Бонда не просто реконструирует эпоху 80-х с погромами на улицах Лондона и выступлением Маргарет Тэтчер по телевидению. «Цензор» ещё и внимательно присматривается к потребителям, жаждущим шок-контента, и размышляет о границах дозволенного. А также о том, как однажды случайно не оказаться в тех самых сценах, заботливо вырезанных строгим цензором.
«Одержимые злом» (2023)
Аргентинский хоррор от режиссёра Демиана Рунья про двух братьев, которым предстоит избавить деревню от одержимого дьяволом. В мире этого фильма наличие таких «пациентов» подаётся как должное, уже давно устоявшееся и даже утомительное. Главное — не подхватить «заразу» которая передается чуть ли не воздушно-капельным путём. Что и происходит, разумеется, с одним из братьев.
Довольно жуткий фильм с заимствованиями из лучших работ Сэма Рэйми. Есть шокирующие сцены и довольно оригинальные ходы, которые помогают по-другому взглянуть на жанр. Угрюмое, насупленное и жёсткое кино.