5 лучших фильмов об изнанке киноиндустрии: от комедии Феллини до шедевра Иствуда

"5 лучших фильмов об изнанке киноиндустрии к выходу на экраны "Презрения" Жана-Люка Годара

Пришлось по душе годаровское «Презрение»? Посмотрите ещё 5 лучших картин о закулисье киноиндустрии: от комедии Феллини до магнум опуса Клинта Иствуда.

30 октября на экраны страны впервые ворвётся «Презрение» Жана-Люка Годара. Французский хулиган и авангардист нещадно критикует киноиндустрию и сравнивает её с фабрикой по переработке талантов в сырьё для студийной системы. Если вы уже знакомы с творением классика, то пора ознакомиться и с другими картинами, которые расставляет все точки над  i в теме кинопроизводства.

Киноиндустрия всегда была лакомым кусочком для яростного и острого высказывания режиссёров. Под авторский пресс попадали как погасшие звёзды, любой ценой желающие вернуться в страну грёз, так и весь голливудский «зоопарк во всём его многообразии». В нашем обличающем списке найдётся место и невинным иллюзиям о киногероях и последствиям от ада студийной цензуры.

«Белый шейх» (реж. Федерико Феллини)

"5 лучших фильмов об изнанке киноиндустрии к выходу на экраны "Презрения" Жана-Люка  Годара

Пара молодожёнов впервые прибывает в Рим. Он – статный прагматик, она – ветреная мечтательница. Вместе им предстоит поддаться обману древнего города и раз и навсегда утратить иллюзии о кинематографе.

«Белый шейх» Феллини интересен не только высмеиванием института брака и влиянием этой стопроцентно водевильной комедии на дальнейшее творчество режиссёра вплоть до «Ночей Кабирии» и «Дороги» — шедевров неореализма, но и своей мягкой и точной критикой культа личности актёров, которых зрители порой считают бессмертными и безгрешными созданиями.

Главная героиня, впервые встретившая своего кумира перед камерами, не перестаёт восхищаться его лихостью, напускной отважностью и сладкоголосыми речами.

Как только на горизонте появляется грозная жена «белого шейха», всё встаёт на свои места. За белоснежным образом бравого и неукротимого героя скрывается трусливый обманщик, кутила и распутник, который за свою разгульную жизнь разбил не одно невинное сердце. И вот разочарованная героиня уже стоит над рекой перед прыжком.

Феллини с азартом и лёгкостью показывает насколько грёзы и фантазии о герое с экрана бывают разрушительны для человека. Он не назидательно даёт понять, что многие иллюзии киноиндустрии способны подменить реальную жизнь и сделать это безвозвратно.

«Кино про кино» (реж. Валерий Рубинчик)

"5 лучших фильмов об изнанке киноиндустрии к выходу на экраны "Презрения" Жана-Люка  Годара

Подающий в прошлом большие надежды автор, ныне второсортный режиссёр кино про бандитов, в забытом богом санатории, предаётся мучительным снам о фильмах Феллини и Тарковского, и пытается выжить в условиях современного кинопроизводства.

Непризнанный классик отечественного кино Валерий Рубинчик вместе с выдающимся сценаристом Анатолием Гребневым в декорациях заброшенного дома кинематографистов создают горькую трагикомедию об отечественной киноиндустрии и ее главных проблемах.

Собрав труппу первой величины — от звезды прошлого Валерия Николаева до величин Татьяны Лавровой и Станислава Любшина — они пишут историю болезни нового века кино и делают это прозорливо и дерзко.

От старых безделушек прошлого века вроде череды романов на съёмочной площадке до настоящего обыденного зла – продюсерской власти. Она здесь ни в чём себе не отказывает и запросто может поменять заявленный жанр триллера на мелодраму, а потом и вовсе слепить из созданного хаоса мюзикл. Как говорится, если умирать, то с музыкой.

Рубинчик и Гребнев с грустью смотрят вслед того кино и со всей иронией, а подчас и терпкой сатирой не оставляют живого места от новых правил игры.

«Жизнь в забвении» (реж. Томми Дичилло)

"5 лучших фильмов об изнанке киноиндустрии к выходу на экраны "Презрения" Жана-Люка  Годара

Неврастенический Стив Бушеми в роли эксцентричного режиссёра вместе с группой независимых американских кинематографистов пытаются снять новый инди-фильм. Каждый раз что-то идёт не так, и без того сложный процесс превращается в безумный карнавал всех оттенков реальных будней киностудии.

Том Дичилло, бывший оператор Джима Джармуша, перенял его абсурдную стилистику. В «Жизни в забвении» он с юношеским запалом деконструирует мечту многих начинающих кинолюбителей, будущих покорителей «Санденса» и Канн.

То, что в грёзах казалось великой магией, актом невероятного чуда, на экране предстаёт апокалипсисом в миниатюре и адом на земле. Дичилло не стесняется живописать киношную жизнь без прикрас, поэтому вновь попавший в кадр микрофон и телефонная трель при включенной камере соседствуют с актёрскими истериками разных регистров и адюльтерами всех сортов.

«Жизнь в забвении» — это правда 24 кадра в секунду со всеми вытекающими. От режиссёрского глаза не уходят детали полевых условий жизни тысячи свободных художников, снимающих свои фильмы ради вечного искусства.

Однажды даже появится дверь из фильмов Линча, чтобы доказать тезис: «Кино — это сон». При температуре 42 без применения жаропонижающих, но не в этом ли главное удовольствие?

«Странствия Салливана» (реж. Престон Стёрджес)

"5 лучших фильмов об изнанке киноиндустрии к выходу на экраны "Презрения" Жана-Люка  Годара

Культовая комедия слегка подзабытого классика золотого века Голливуда Престона Стёрджеса об успешном студийном режиссёре Джоне Салливане, решившем однажды снять остросоциальную драму из жизни нищих. Собрав бродяжий скарб, он отправляется в хождение за тридевять земель с целью понять жизнь бедняков.

«Странствия Салливана» — это немеркнущая и спустя полвека после выхода сатира, удивительно точно показывающая огромную пропасть между представлениями творцов о скитаниях босяков и быта реальных малоимущих. Ведь надеть потрепанную шляпу, грязную сорочку и порванные ботинки — ещё не значит стать бездомным.

 Это подтверждается многочисленными сценами, когда лже скиталец Салливан «таинственным образом» возвращается обратно в Голливуд. Стёрджесс остро потешается и над «благими помыслами» обеспеченных художников, которые хотят создать трагическое полотно о бытии малоимущих, но не догадываются, что люди, отрезанные от богатств и сытой жизни, на самом деле, хотят просто вдоволь посмеяться, чтобы на несколько минут забыться под лучами искусства.

Стёрджес на протяжении полутора часов призывает киноиндустрию не лицемерить, что они понимают жизнь лучше, чем те, кто знаком с бедностью не понаслышке.

«Белый охотник чёрное сердце» (реж. Клинт Иствуд)

"5 лучших фильмов об изнанке киноиндустрии к выходу на экраны "Презрения" Жана-Люка  Годара

Клинт Иствуд, вооружённый непроницаемым взглядом, снисходительной манерой к окружающим и сигарой в уголке рта, воплощает реальную историю отчуждения выдающегося американского режиссёра Джона Хьюстона на съёмках культовой «Африканской королевы».

На первый взгляд, это приключенческое кино о безрассудном, неуправляемом режиссёре, готовом сорвать дорогостоящие съёмки на самом дальнем континенте ради возможности поохотиться на величественных африканских слонов.

Но за таким авантюрным сюжетом скрывается тонкая и едкая критика всей голливудской киноиндустрии, которая своими подчас невыносимыми требованиями и повсеместной властью цензуры доводит даже самых талантливых и независимых до мегаломании и одержимости капитанов Ахавов. Что толкает больше чем на обычное преступление, последствия от которого прочувствуют все.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Око за око: рецензия на хоррор «Песочный человек» Previous post Око за око: рецензия на хоррор «Песочный человек»
«Ночь» Микеланджело Антониони Next post Поклон данности: «Ночь» Микеланджело Антониони

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *