Какие фильмы вы вспоминаете, когда речь заходит о кинематографе 80-х? Наверняка, всплывут такие названия, как «Терминатор», «Чужие», «Назад в будущее» и многие другие культовые ленты. Тем не менее, в 80-ые годы прошлого столетия вышло огромное множество классных фильмов, многие из которых не получили должного внимания со стороны зрителей. Исправляем это недоразумение и представляем вашему вниманию 10 самых недооценённых фильмов 80-х на наш взгляд.
Принц города (Prince of the City, 1981)
Сидни Люмет снял один из лучших полицейских фильмов 70-х, но и в 80-х он не снижал планки, выступив постановщиком «Принца города». В этой работе, как и в «Серпико», поднимаются вопросы о грязных полицейских и добросовестных служителях правопорядка.
Только представьте, насколько основательным был подход Люмета при создании этого фильма: 126 диалогов и 130 локаций для съёмки. Почти 3 часа хронометража дало автору возможность в должной мере рассказать сложную историю взаимоотношений детектива, решившего бороться с коррупцией в полиции.
Вор (Thief, 1981)
Сейчас Майкл Манн больше известен как продюсер или постановщик неуклюжих старомодных боевиков (см. «Кибер»), но в 80-х и 90-х он был одним из ведущих режиссёров неглупого и захватывающего кино. Однако, далеко не все его работы тех декад получили должную порцию внимания широкой аудитории. Если «Схватку» не смотрел только ленивый, то ленту «Вор» редко вспоминают, говоря о лучших творениях Манна. А зря.
В своей дебютной картине Манн во многом предопределил общую стилистику многих голливудских лент на ближайшее десятилетие. Он умело использовал различные новомодные техники съёмки, не забывая о том, что в центре истории должен быть сильный и харизматичный персонаж (его роль здесь исполнил Джеймс Каан).
По сюжету герой Каана, матёрый вор, мечтает о нормальной жизни, ради чего он соглашается на сделку с опасным боссом мафии и решает на сложное дело, даже зная, что за ним попятам идут продажные полицейские.
«Вор» — мощное и стильное криминальное кино, отголоски которого можно увидеть во многих последующих лентах на аналогичную тему.
Прокол (Blow Out, 1981)
Фильм «Прокол» — не самое заметное явление в фильмографии Брайна де Пальмы, особенно на фоне «Лица со шрамом» и «Неприкасаемых». Безусловно, лента с Джоном Траволтой (возможно, лучшая его роль в карьере) вряд ли может считаться шедевром, но большего признания она однозначно достойна.
История повествует о звукорежиссёре по имени Джек, работающем над второсортными фильмами. В один из рабочих дней во время записи звуков для новой картины он случайно становится свидетелем автокатастрофы, а затем спасает девушку из тонущей машины. Вместе с тем он успевает записать загадочный звук, который может служить доказательством убийства, а не несчастного случая, коим полиция считает произошедшее.
Эту работу можно охарактеризовать как типичное кино Де Пальмы — непредсказуемый триллер, обязательный оммаж на творчество Хичкока, фееричная эмоциональная концовка. И всё это прекрасно снято и ещё лучше отыграно Джоном Траволтой и Джоном Литгоу.
Забегаловка (Diner, 1982)
Представьте вместе Дэниела Стерна, Микки Рурка, Кевина Бейкона и Стива Гуттенберга, которые просто дурачатся, беседуют ни о чём и обо всём сразу. Согласитесь, сразу захотелось посмотреть на такую компанию?
Эта лента режиссёра Барри Левинсона относится к жанру так называемого бессюжетного кино или же slice of life. Здесь по большому счёту нет начала и конца, есть просто небольшой отрывок из жизни, наполненный юмором, жизненными наблюдениями и вполне себе бытовыми ситуациями, знакомыми каждому.
Левинсону в этом фильме удалось запечатлеть миг перехода от беззаботной жизни ко взрослой с её ответственностью и отсутствием прежней беспечности. При этом при просмотре не покидает чувство ностальгии по уходящему времени.
Четвёртый мужчина (De vierde man, 1983)
«Основной инстинкт», «Вспомнить всё», «Робокоп» — всё это культовые фильмы, которые Пол Верховен снял в Голливуде. Однако и на нидерландском этапе его карьеры были картины, заслуживающие большего зрительского внимания. Например, в 80-х он экранизировал повесть Герарда Реве, где в качестве главного героя выступает писатель, алкоголик, мизантроп и бисексуал, не чурающийся богоискательства.
История, рассказанная Реве и Верховеном, напоминает жуткий сон, в котором роковая блондинка всюду сеет секс и смерть. Режиссёр в галлюциногенной манере рассуждает на тему власти плотского наваждения над разумом человека, попутно размышляя о силе и месте религии в жизни человека.
И никаких компромиссов или голливудского хеппи-энда, только медленное погружение в пучину безумия и агония, подобная той, что испытывает жертва паука, оказавшаяся обездвиженной в паутине.
После работы (After Hours, 1985)
О Мартине Скорсезе принято говорить, как о мэтре гангстерского кино и мастере по созданию криминальных триллеров. Сейчас уже мало кто вспомнит, что в 80-х режиссёр пробовал свои силы на комедийном поприще и делал это довольно изящно, как например, в картине «После работы».
Сюжет фильма незамысловат на первый взгляд — уставший программист решает отдохнуть как следует после работы, но он ещё даже не подозревает, к чему приведёт его случайное знакомство с красоткой в кафе.
Скорсезе ловко погружает героя в своеобразный лабиринт под названием «Адская кухня» Нью-Йорка, то и дело сталкивая его с самыми удивительными персонажами и абсурдными ситуациями, в итоге доводя всё это до настоящего гротеска.
Фильм в своё время показался полным провалом в прокате, но сам Мартин Скорсезе в качестве режиссёра умудрился стать победителем на Каннском кинофестиваля.
Почти стемнело (Near Dark, 1987)
Один из первых фильмов Кэтрин Бигелоу («На гребне волны», «Повелитель бури»), картина о вампирах, в которой мог сняться Джонни Депп, лента, элегантно сочетающая жанры хоррор и вестерн — всё это о «Почти стемнело» (иногда встречается перевод «Сумрак»).
Задолго до того, как это стало модным, Бигелоу показывала историю любви между живым человеком и вампиром под аккомпанемент группы Tangerine Dream. При этом фильм работает не только как сентиментальная история взаимоотношений, но и как кровавый и безумно атмосферный хоррор, чего только стоят сцены с бесчинствами банды кровопийц (особенно хорош в этом отношении вечно второстепенный Билл Пэкстон).
Князь тьмы (Prince of Darkness, 1987)
Джон Карпентер — режиссёр, который не нуждается в дополнительном представлении. Его работы могут считаться настоящим олицетворением американского кинематографа той эпохи.
В центре сюжета оказывается группа учёных, перед которой открывается возможность изучать загадочный сосуд возрастом более 7 млн лет с содержанием некой загадочной субстанции.
Самым любопытным в этом фильме является то, что автор решил попробовать соединить две, казалось бы, несовместимые вещи на почве борьбы со сверхъестественным, а именно науку и религию. Для того, чтобы добавить напряжения и эффекта клаустрофобии, Карпентер помещает своих героев в запертую церковь, где постепенно начинает твориться настоящая чертовщина.
Предместье (The ‘Burbs, 1989)
Джо Данте, специалист по семейному кино, в конце 80-х подарил миру крайне любопытный комедийный фильм под названием «Предместье» с Томом Хэнксом в главной роли.
В небольшом предместье селится новая загадочная семья по фамилии Клопек, члены которой не общаются ни с кем из соседей, чем порождают массу слухов. А ночью из их дома и вовсе доносятся странные звуки…
В этом фильме есть все ингредиенты хорошей семейной ленты — забавные персонажи, исполненные талантливыми артистами, удачный юмор, простой, но увлекательный сюжет.
Верзила (The Tall Guy, 1989)
Романтические комедии Ричард Кёртис («Реальная любовь», «Бойфренд из будущего») сочинял ещё в 80-х, а свою историю фильма «Верзила» он доверил поставить режиссёру Мэлу Смиту.
В этой картине актёр-неудачник участвует в абсолютно дурацкой пьесы, благодаря которой ему удаётся стать заметным. В главных ролях в проекте были задействованы Джефф Голдблюм и Эмма Томпсон, но нельзя забывать и о завсегдатае фильмов Кёртиса Роуэне Эткинсоне.
«Верзила» — смешная, обаятельная и романтическая комедия, за просмотром которой можно отдохнуть душой.