Российское кино бывает бессмысленным и беспощадным. Оно может быть трогательным и мрачным. А иногда – мотивирующим. Вашему вниманию 10 позитивных и вдохновляющих российских фильмов последних лет, которые помогут вам вернуть веру в счастье и возможности отечественного кинематографа.
«Далёкие близкие» (2022)

Школьный учитель географии и по совместительству страстный огородник Борис Петрович (Евгений Сытый) получает от сына в подарок на день рождения смартфон. Сторонившийся от всего современного Борис Петрович, мягко говоря, не в восторге от подарка и привычно ворчит на сына за невнимательность к себе. Но, через некоторое время, посредством гаджета пожилой географ знакомиться с такой же любительницей овощей — Надеждой (Елена Яковлева). Да вот беда, живёт она в Подмосковье, куда Борису Петровичу надо добираться аж из Хабаровского края. Он уговаривает сына, который перегоняет машины, подбросить его до места назначения и отправляется навстречу приключениям.
Трогательное, забавное, местами отчаянно наивное, но очень чувственное роуд-муви о побеге от одиночества, сближении с близкими, о способности человека всё перевернуть в своей жизни и, не боясь, открыто идти к новым горизонтам. Фильм точно понравится тем, кто захочет провести один спокойный вечер в компании близких и родных.
«Молодой человек» (2022)

Ване (Павел Табаков) уже 30 лет, но былые успехи в школе и вузе не привели его к успешной жизни. Ему изменяет жена, на работе не дают повышение, а ещё он узнаёт, что его горе-одноклассник внезапно стал богачом. Этот самый бизнесмен (его филигранно отыгрывает Данила Козловский) устраивает конкурс для старшеклассников с многомиллионным призом, и Ваня решает прикинуться подростком и отправляется в школьный лагерь, чтобы выиграть эти деньги и наконец наладить свою жизнь.
Кто из нас не ностальгировал по прошлому? А если есть шанс вернуться в это прошлое, да ещё и солидно на этом подзаработать? Звучит как план – как план для идеальной комедии положений, где опыт сталкивается с подростковой бойкостью, а общей переменной выступает песня группы Reflex Non Stop в исполнении «Пошлой Молли».
В этой ленте удалось практически всё: от выверенной роли Табакова, изображающего инфантильного молодого человека, который, разумеется, в конце поймёт, что жить надо настоящим, и до многочисленных гэгов, построенных на разнице поколений.
«Родные» (2021)

Ещё один роуд-муви в нашей коллекции, на этот раз от режиссёра сериала «Мир. Дружба. Жвачка» Ильи Аксёнова, сценарий для которого писал Жора Крыжовников. По сюжету отец большого семейства (Сергей Бурунов) узнаёт о серьёзном заболевании и решает ехать на Грушинский фестиваль, чтобы, возможно, в последний раз исполнить свою песню перед Олегом Митяевым. Когда-то у него уже был такой шанс, но что-то так и не срослось.
В эту поездку герой Бурунова берёт всю свою семью и, согласно жанровой модели, родственники, наконец, смогут высказать друг другу всё, о чём так долго молчалось. А заодно узнают о близких много нового.
Слегка диковатый, но страшно обаятельный фильм Аксёнова — очередной бенефис Сергея Бурунова, который удачно гармонирует с любой средой, а в «Родных» ещё и дополняет богатый колорит среднерусской возвышенности. В картине много как смешного, так и грустного, а за героев переживаешь действительно как за родных.
«Юра дворник» (2023)

Модный фотограф Роман (Денис Власенко) попадает в неприятную ситуацию, из-за которой ему приходится покинуть Москву и вернуться домой в Уфу. В родном городе его ждёт любимая бабушка, игнорирующая его профессию мать, а также наивный умственно отсталый дворник Юра (Антон Кузнецов), которого всячески поддерживает бабуля Ромы. Фотограф идёт на эксперимент и снимает парня в образе мажора якобы для обложки GQ. Эта шутка становится вирусной, а на утро ребята становятся знаменитыми.
История может показаться надуманной, если не знать, что в её основе реальные события (просто вбейте в поисковике «Юра дворник» и вы найдёте то самое фото и всё, что последовало за ним). Но даже не это делает фильм прекрасным. Он бесконечно оптимистичный и светлый. Он словно говорит, что из любой жизненной ситуации можно найти выход, каким бы безумным он не казался. А талант артиста Кузнецова с каждой новой ролью проявляется всё больше – кажется, что для него нет непосильных задач, и здесь это особенно заметно.
«Пара из будущего» (2021)

Евгений (Сергей Бурунов) и Александра (Мария Аронова) живут в браке уже больше 20 лет. На дворе 2040 год, и некоторые процессы в обществе усложнились. Например, теперь нельзя просто так развестись — для этого нужно иметь приличный социальный статус и достаточное количество денег. Евгений давно уже махнул рукой на семейную жизнь и открыто лайкает в соцсетях фото соседки, а Александра пилит мужа за загубленную молодость. Напряжение растёт с каждым днём, и во время очередного жуткого скандала в них попадает молния, чудесным образом отбросив во времени на 20 лет назад. У Жени и Саши появляется шанс помешать самим себе пожениться, изменив свою судьбу навсегда.
«Пара из будущего» – непритязательное, но очень позитивное, жизнеутверждающее кино от постановщика Алексея Нужного, давно завоевавшего сердца зрителей простыми и увлекательными сюжетами о жизни в провинции. Это бурный, эмоциональный семейный ромком ещё раз напоминает о том, как важно говорить о наболевшем и слушать друг друга.
«Поехавшая» (2023)

У москвички Ани (Ольга Лерман) развивается кризис миллениала, когда кажется, что всё, что ты делаешь – это не то, о чём ты всегда мечтал. Она оставляет парня и привычную жизнь, берёт велосипед и любимую таксу и отправляется в путь через всю страну к маме, с которой они давно поругались.
Ещё одна реальная история, ещё один роуд-муви. И это не удивительно – жанр идеально подходит для духоподъёмных сюжетов о поиске собственного «я» и для демонстрации череды ситуаций, помогающих понять ключевые моменты в жизни. Помимо философской стороны вопроса, в «Поехавшей» Антона Маслова много ярких героев, задушевных эпизодов и юмористических зарисовок, с которыми возможно столкнуться, только путешествуя по России.
«Нормальный только я» (2021)

Молодой и предприимчивый директор детского лагеря «Красный сокол» Игорь (Антон Богданов) решает закрыть здравницу из корыстных целей. А чтобы на бумаге всё выглядело прозрачно, лагерь признают аварийным и не приспособленным для отдыха детей. Но об этом не знала группа подростков с особенностями здоровья, которая в момент закрытия приехала в лагерь по путёвкам. Обычные уговоры, а потом и прямые угрозы на них не подействовали, и тогда Игорь, в качестве последнего аргумента, привозит в лагерь воспитанных улицей тинейджеров.
Режиссёрский дебют Антона Богданова (Антоха из «Реальных пацанов») в сухом остатке мог бы превратиться в очередную тяжёлую драму о трудностях воспитания, социального расслоения и конфликте отцов и детей. Но постановщик сознательно уклонился от мрачного нарратива, поставив жезнеутверждающее, солнечное и довольное весёлое кино, которое говорит о серьёзном на языке эмпатии и юмора.
«Я худею» (2018)

Аня (Александра Бортич) очень любит поесть и ничего с этим сделать не может. Но после того, как её бросает парень, девушка решает во что бы то ни стало похудеть и вновь стать любимой, а заодно счастливой.
«Я худею» – отличный пример мотивирующего кино. Причём мотивирует оно не похудеть, хоть эта тема и служит завязкой для сюжета, а менять жизнь к лучшему. Можно сказать, что здесь есть целый сборник полезных советов о том, как следует относиться к себе, своим увлечениям и окружению. Порой выводы из этих советов могут быть грустными, порой весёлыми, равно как и сама жизнь не состоит исключительно из одного цвета тоски или счастья.
«Батя» (2020)

Молодой москвич Максим (Стас Старовойтов) торопится в аэропорт, чтобы встретить своего отца (Владимир Вдовиченков), наконец пожелавшего навестить сына, невестку и внуков. А заодно отметить с ним свой юбилей. Но в последний момент выясняется, что отец Максима так и не собрался в путешествие, предпочитая отсидеться дома. Тогда Максим берёт в охапку семью и едет к нему сам, по пути вспоминая батины методы воспитания и невольно сравнивая их со своими.
«Батя» — комедия с оттенком сурового реализма 90-х, в которой не нужно искать глубинного смысла — там всё и так на поверхности. Фильм сделан в формате анекдотов — коротких и забавных историй с обязательным панчлайном в конце, но смеяться над ними в основном будут зрители, чей возраст приходится на условные 30-40 лет. Все объекты в фильме, от ковра на стене и до пакетов молока «треугольником», кажется давно забыты, но при одном взгляде на фактуру «Бати» всё будто снова становится осязаемым. Кроме того, это кино не только про папу и сына и поколенческом разрыве. Это кино про страну и про людей, пытавшихся осмыслить свалившиеся на них перемены, а самое главное — понять как с ними жить дальше.
«Жги!» (2017)

Работница женской колонии Алевтина (Инга Оболдина) втайне мечтает петь на большой сцене и однажды ей на юбилей дарят караоке. Счастливая Алевтина ещё стесняется зрителей и поэтому поёт в подаренный микрофон в гордом одиночестве. Но в какой-то момент её тайно снимают на видео. Ролик мгновенно завирусился в сети, и вот, Алевтину уже приглашают на главный песенный конкурс страны, где она сможет показать свой талант миллионам зрителей.
«Жги» – эмоциональное, живое, внятное кино с гладкой, с отточенной картинкой и хорошо прописанной историей. В некоторых моментах режиссёр фильма Кирилл Полухин лукавит перед зрителям и выдаёт абсолютно наивный финал. Но само течение истории и не предполагает другого. Здесь всё пропитано оптимизмом и светлой верой в чудеса.