10 лучших хорроров 2022 года по версии редакции «После Титров»

10 лучших хорроров 2022 года по версии редакции «После Титров»

Вторжение инопланетян, кошмар в арендуемом доме, массовое убийство на съёмках порно — это и многое другое в списке главных хорроров 2022 года.

Хоррор — один из самых креативных и прогрессирующих жанров в современном кино. Он не только способен пощекотать нервишки и порадовать впечатляющим зрелищем, но и нередко поражает глубиной, символизмом и важностью поднимаемых тем. По этим причинам мы решили в 2022 году выделить для хорроров отдельный топ, чтобы отдать дань уважения многим классным фильмам, которым в итоговых списках лучших редко уделяют должное внимание.

Не говори никому

10 место — Не говори никому

«Не говори никому» — эстетски прекрасный, но максимально дискомфортный, пугающий и провокационный скандинавский хоррор прямиком с фестиваля Санденс. 

В центре сюжета история семьи, которая невольно оказалась в заложниках у пары настоящих садистов. Напряжение растёт с каждым днём, и всё происходящее грозит вылиться в нечто ужасное и непредсказуемое. Но гости не могут просто убежать, потому что привыкли во всём соглашаться с собеседниками. 

Датский постановщик Кристиан Тафдруп медленно и нещадно залезает зрителю под кожу непрекращающимися попытками изучить глубину человеческой покорности и угодливости, сняв один из самых страшных слоубёрнеров года, даже не прибегая к жанровой мистике. Его картина проникает в подсознание, шокирует, запугивает, отталкивает и притягивает одновременно. Главный вопрос в картине звучит основательно: «Постоянный компромисс или жизнь?» Увы, но все герои делают правильный выбор, буквально смотря в лицо тьме. А вдруг она огорчится?

Виталий Гизатуллин

Улыбка

9 место — Улыбка

«Ваша улыбка заражает, хочется улыбаться тоже» — эта фраза в хорроре Паркера Финна приобрела буквальное значение. Идея превратить один из главных символов счастья и радости в источник смерти и трагедии мощно воздействует, одновременно заставляя смеяться от кринжа и поёживаться от безумия происходящего. Если бы Джокер из Готэма был фильмом, он, наверно, был бы таким.

«Улыбка» завораживает своей аудиовизуальной составляющей. Звук и картинка как единое целое обволакивают зрителя, притупляя его настороженность и всё больше погружая в галлюцинации и психоз. И пусть Финн Паркер использует в фильме скримеры, но делает это грамотно и эффектно. И концовку не сливает, чем часто грешат хоррормейкеры.

Надежда Васильева

Черный телефон

8 место — Чёрный телефон

Любите Стивена Кинга с героями-подростками, мистикой и хорошей драмой? Обожаете встречать отсылки к экранизациям его романов? «Чёрный телефон» подарит вам всё это и даже больше. Что неудивительно, ведь в основе сюжета рассказ Джо Хилла — сына легендарного писателя.

Камерный хоррор Скотта Дерриксона (создателя роскошного «Синистера») рассуждает, пусть и не глубоко, о природе насилия и безумия. Визуально же его фильм — это творение синефила, который бережно и внимательно относится к эстетике кадра, поп-культуре 70-х и наследию Кинга.

Итан Хоук тут блистает в роли сумасшедшего маньяка, играя одними глазами и голосом, а юный Мэйсон Темз даёт не по-детски мощный отпор силам зла. И, возможно, после просмотра вы станете обходить стороной чёрные трубки телефонов (если найдёте такие в эпоху смартфонов).

Надежда Васильева

Нет

7 место — Нет

Не до конца удачная попытка Джордана Пила выйти за рамки собственного амплуа, масштабная, как космический корабль, легковесная, как чих. И при этом «Нет» — один из самых по-настоящему интересных фильмов года, перегруженный ненужным символизмом, смешивающий каноны фантастики 50-х с рассуждениями о природе наблюдателя, нарушающий жанровые конвенции, чтобы в итоге их утвердить.

Это кино не боится не понравиться, и хотя рассказывает, как принято у Пила, о системном расизме, концентрируется и на куда менее очевидных вещах. Пил здесь играет на территории великого экспериментатора Джона Карпентера, не добирает, конечно, но к его чести стоит сказать – это странное зрелище (ковбой, оператор, скример в духе «оно живое») завораживает так же, как повисшая над домом коневодов летающая тарелка. Отдельный балл за лучшее использование обезьяны в кино со времён «Космической одиссеи».

Иван Киляков

Кадр из фильма «Варвар»

6 место — Варвар

Тесс (Джорджина Кэмпбелл) забронировала жильё в одном из пригородов Детройта через приложение Airbnb. Приезжая к арендованному жилью, девушка узнаёт, что в доме уже остановился парень Кит (Билл Скарсгард): молодой человек предлагает остаться и переночевать, ведь мест в гостиницах в такое время не отыскать. Она соглашается, не подозревая, чем окажется чревато это решение.

Режиссёром хоррора «Варвар» стал Зак Креггер, прославившийся как участник юмористической группы The Whitest Kids U ‘Know: изначально комики проводили выступления в Нью-Йорке, а в 2007 году стали снимать скетчи для телевидения. В кино же Зак особо нашуметь не успел: за свою карьеру творец поработал над комедией «Мисс Март», номинированной на «Золотую малину», и исторической лентой «The Civil War on Drugs». 

На создание хоррора режиссёра вдохновила книга «Дар страха», часть которой посвящена женской интуиции. Центральными персонажами «Варвара» становятся Тесс и Кит: оказываясь в подвале дома, девушка, в отличие от мужчины, не спешит действовать, руководствуясь внутренними инстинктами. Сценаристы отображают разницу между поступками обоих полов, создавая не только идеальное дополнение к «Роду мужскому», но и один из лучших жанровых фильмов года. 

Максим Клейн

Тела тела тела

5 место — Тела, тела, тела

Если коротко, то «Тела, тела, тела» от горячо любимой нашей редакцией студии А24 — это самый нахальный и остроумный слэшер года. Причём в этот статус его выводит финальный сюжетный твист, абсолютно гениальный в своей абсурдности.

В отдельные моменты фильм может разом напоминать все известные молодёжные слэшеры, где неизвестный (или известный?!) маньяк изобретательными способами отправляет на тот свет одну жертву за другой, пока «финальные девушки» не победят-таки зло. Но в то же время режиссёр Халина Рейн то и дело сворачивает с проторенных дорожек, сталкивая своих героев друг с другом, попутно размышляя над природой женской дружбы, буллинга, зависти и других пороков. Всё это происходит легко и ненавязчиво, а тот самый «вот-это-поворот» и вовсе заставляет смеяться в голос. Прекрасное переосмысление жанра, в котором, как кажется, ещё не сказано последнее слово.

Роман Ковалев

Пэрл

4 место — Пэрл

После просмотра этого фильма не мог заснуть сам Мартин Скорсезе. Мэтр также добавил, что «в фильмах Тая Уэста есть очень редкая в наши дни энергия, заряженная чистой, неразбавленной любовью к кино». А кто мы такие, чтобы спорить с голливудской легендой?! Даром, что оба вышедших в этом году хоррора Уэста («Пэрл» и «Х») не только связаны между собой сюжетно, но и объединены той самой преданностью к нашему любимому искусству, пусть выразительные средства для демонстрации этих чувств выбраны абсолютно непохожие.

Эта тревожная история развивается вокруг юной девушки с фермы, которая мечтает стать звездой, а вставать на её пути — значит, рисковать своим здоровьем (и не только психическим!). Предельно тривиальный сюжет Уэст приправляет неожиданно работающим миксом из стилизации под цветастые костюмные драмы 50-х (с соответствующей актёрской игрой, динамикой и диалогами) и жёсткого и бескомпромиссного хоррора. А вишенкой на этом безумном торте становится близкий к выдающемуся актёрский перфоманс Мии Гот в самом продолжительном и жутком монологе года.

Роман Ковалев

Наблюдающий 2022

3 место — Наблюдающий

«Наблюдающий» не предлагает ничего существенно нового ни в киноязыке, ни в жанре, но это то честное жанровое кино, которого как-то отчаянно не хватает. Это ещё один жанровый парафраз великого «Окна во двор» (даже в этом году на ту же тему как минимум была ещё чудесная «Кими»), но при этом и талантливый, и на редкость прямолинейный. Кино Альфреда Хичкока было о том, что любой синефил по природе вуайерист, и что грань между детективным расследованием и паранойей потоньше даже оконного стекла. Дебютантка Хлоя Окуно не то чтобы особенно развивает эти мысли, но в мытарствах Майки Монро по Бухаресту есть известные наглядность, очевидность и изящество.

Последним картина обязана своей королеве крика – Монро в Румынии одновременно похожа на героиню из «Девушки, которая слишком много знала» и просто на всех нас — потерянная, растерянная, пьющая вино с малознакомой соседкой просто потому, что та понимает английский. В общем, весомое слово о плюсах и минусах релокации. Но главное в фильме не это, наверное, а жутковатое понимание, что когда за тобой наблюдает незнакомец — это крипово, но если ты это видишь, значит, и ты наблюдаешь за ним.

Иван Киляков

Свежатинка

2 место — Свежатинка

Когда смотришь этот хоррор, невольно вспоминаешь поговорку: «За любой кипиш, кроме голодовки» 🙂

Дебютный режиссёрский проект Мими Кейв снят в жанре триллера с откровенно чёрным юмором. А блистают в нём Дейзи Эдгар-Джонс и Себастиан Стэн.

И знаете, всё это выглядит как глоток свежего воздуха как для зрителей, так и для самих актёров. У Себастиана удалась роль властного, харизматичного психа и маньяка, который очень любит гастрономию. Только вкусы у него весьма специфические. Стэн словно отдыхает в этом образе от своего марвеловского персонажа, которого вы прекрасно знаете.

Кейв и тандем Эдгар-Джонс-Стэн подарили нам драйвовый, напряжённый и стильный триллер. Некоторые кадры можно смело ставить на паузу и загружать в Pinterest в качестве эстетического признания в любви к еде. Не стоит и забывать и о смысловой нагрузке фильма. Хоть она и проста: «Не суди книгу по обложке». Но все мы порой на эту обложку ведёмся. Особенно, когда ищем внимания и любви. 

Евгения Смыкова

Х Миа Гот

1 место — Х

«Х» студии А24 сделан во всех традициях экспериментального кино: это и не классический жанровый образчик (в данном случае слэшер), и не оммаж на хиты прошлого (хотя отсылки видны даже не самым матёрым фанатам хорроров), да и фильмом про кино его тоже не назовёшь (а что, порно, а здесь снимают именно его, — тоже своего рода кино).

Сюжетная завязка начинается как типичный слэшер с группой беззаботных друзей, которые отправляются в затхлый загородный домишко со своей «миссией». Естественно, тревожные звоночки вокруг уже с первых минут кричат об опасности. 

Но умные персонажи не так интересны, когда зритель требует крови, жести и щепотки классического юмора. А «Х» — это, в первую очередь, развлечение на вечер для тех, кто планирует понастальгировать по слэшерам 70-х, поискать сотню отсылок и угадать, кто умрёт первым, а кто — последним.

В то же время студия А24 не была бы собой, если бы не насытила картину смысловыми подтекстами. Если во время и после просмотра вы задумались о том, что действительно вас пугает, какова реальная цена успеха, и почему общество считает за табу секс и насилие — фильм сработал на все 100%.

Лариса Польшикова

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Роман Ковалев

Роман Ковалев

Главный редактор «После Титров»