При упоминании имени Тима Бёртона в голове возникает калейдоскоп причудливых персонажей, гротескных декораций и волшебных мелодий. Он, как никто другой, умеет создавать новые миры, в которые регулярно приглашает зрителей и заставляет на время забыть о мире насущном. В его фильмографии полно взлётов и падений, но в этот раз сконцентрируемся на позитивном – лучших фильмах Бёртона. Догадаетесь, какая работа по версии нашей редакции самая удачная?
10 место — Марс атакует!
Не великое, но запоминающееся кино, которое оценил бы, наверное, Эд Вуд — марсиане здесь злобные и смешные, люди ещё смешнее, спецэффекты отсылают к 50-м, сюжет, в общем, туда же. Собственно, всё снималось ради выстрелов из марсианских автоматов. Здесь нет фирменной неоготики Бёртона, как нет и фирменного Джонни Деппа. Зато Пирс Броснан курит трубку, Натали Портман говорит: «значит, дело не в голубях», а Джек Николсон играет одновременно президента и воротилу игорного бизнеса.
Это действительно смешное кино, в котором эстетика плохих фильмов 50-х совмещается с саркастическим комментарием к современности, который, в силу своей размытости, будет, наверное, актуален всегда. Идеальный дабл — «Прометей» Ридли Скотта, существенно более серьёзное кино о том, что зеленые человечки нас не любят.
9 место — Чарли и шоколадная фабрика
Детская сказка со взрослым «рейтингом» и любимой тусовкой Бёртона: Хеленой Бонем Картер и Джонни Деппом. Это фильм про одиночество, про семью, ну и про мораль, конечно. Нужно же детям, смотрящим кино, разъяснить, что обжорство, жадность, капризы и упрямство — это плохо. Всё это упаковано в сочную визуальную обёртку, приправлено песнями, танцами и чёрным юмором. Чего стоят тысячи умпа-лумпов (работников фабрики), которых сыграл актер Дип Рой в одиночку. Он повторял одни и те же движения сотни раз — поразительная трудоспособность. А на Джонни Деппа в образе эксцентричного владельца фабрики смотреть никогда не надоест.
8 место — Бэтмен возвращается
Один из самых мрачных, громоздких (в основном из-за бутафории и картонных декораций) и монументальных супереройских фильмов о Тёмном рыцаре. И, увы, обидно недооценённый зрителями. Когда речь заходит о Готэмской дилогии Бёртона, чаще принято вспоминать первую часть 1989 года (в основном из-за мега-звезды той эпохи – Джека Николсона, – гениально сыгравшего Джокера). Тогда как именно в «Бэтмен возвращается» режиссёру максимально удалось воссоздать на экране мрачный тон комиксов Фрэнка Миллера. А, кроме того, настроить против Бэтмена сразу трёх харизматичных злодеев, заставить главного героя метаться между костюмом летучей мыши и амплуа богатого мужчины ещё сильнее, лихо закрутить сюжет и даже покритиковать фабрикантов за ядовитые выбросы в окружающую среду, из-за которых, появились монстры вроде Пингвина.
По напряжению эта часть ничуть не уступает нолановскому «Тёмному рыцарю» и даже, где-то, до сих пор превосходит его. Оттого и ужасно обидно, что Бёртону так и не дали снять третью часть. Кто знает – какой бы она получилась.
7 место — Крупная рыба
«Крупная рыба» считается одной из самых добрых кинокартин Тима Бёртона.
Фильм рассказывает про Уильяма Блума, журналиста, которому комфортно находиться в реальности, и его отца — Эда Блума, коммивояжера на пенсии, который очень любит рассказывать фантастические истории, выдавая их за действительность. Перед смертью отца сын вновь погружается в эти воспоминания в попытках понять, где правда, а где ложь, и узнать-таки, какой он в реальности — его отец Эдвард Блум.
За «Крупную рыбу» Тим Бёртон взялся по приглашению компании Джинкс/Коэн после провала «Планеты обезьян», так что его карьера очень нуждалась в таком надёжном проекте.
Эстетически фильм не типичный для Маэстро Мрачности — его фирменная готическая эстетика здесь очень аккуратная и сдержанная, а жизнерадостный, буквально пышущий жизнью Юэн МакГрегор (молодой Эдвард Блум) в главной роли диссонирует с привычным для Бёртона кастом.
Но это не мешает картине быть «бёртоновской»: режиссёр вновь мастерски сливает реальный и вымышленный миры, заставляя зрителя взглянуть по новому на жизнь и на смерть.
6 место — Большие глаза
«Большие глаза» стали очень интересной попыткой Бёртона отойти от собственной, наработанной годами формулы. На главных ролях были не Джонни Депп и ХБК, а внезапные (и очень яркие) Эми Адамс и Кристоф Вальц, в то время как антураж был сделан под реализм, в противовес стандартному готичному фэнтези.
Сама история привносит много интересных аспектов в историю, которая в руках любого другого творца могла бы быть очередным стандартным и скучным байопиком. Но фирменный почерк Бёртона всё ещё проявляется в деталях и небольших сценах. Поэтому герои на экране кажутся живыми. Настоящими. А история о создании картин девочек с большими глазами держит в лёгком напряжении до конца.
5 место — Эдвард Руки-ножницы
«Эдвард Руки-ножницы» — большое, трепетное, невероятно красивое и, пожалуй, самое трогательное кино в фильмографии Тима Бёртона. Это колоссальный пример умелой и кропотливой работы над формой и содержанием, когда постановщик мастерски смешал в одном сосуде и авторскую оптику, и понятную многим историю взросления, первой влюблённости, трагедию расставания и отрицания обществом.
Во многом для Бёртона (который и сам был аутсайдером в детстве) это глубоко личная история, превращённая в хоть и красивую сказку, но со мрачным и несчастливым концом. Его альтер-эго Эдвард так и остаётся ребёнком, не пожелавшим взрослеть, заперевшись в диснеевском замке на большой горе — вдали от всех и от себя. Но иначе, эта история была бы не столь пронзительна и не покоряла бы сердца зрителей и по сей день.
4 место — Битлджус
«Битлджус» в какой-то мере является квинтэссенцией раннего Бёртона. Тут вам и готичная главная героиня, и мрачный юмор, и фирменная цветовая гамма. Добавьте в микс шикарный саундтрек Дэнни Эльфмана — и получите настолько странный и необычный фильм, что забыть его будет сложно.
Не стоит обделять вниманием и Майкла Китона, который в то время был актёром-талисманом эксцентричного режиссёра. Он появлялся-то в картине совсем ненадолго, даром что заглавный персонаж, но оставил такое впечатление у зрителей, что заполучил себе вторую (пост-загробную) жизнь в виде мультсериала и даже практически культового бродвейского мюзикла.
Вам тоже советуем пересмотреть «Битлджуса» на днях. Не всё же work all night on a drink a rom.
3 место — Труп невесты
Сейчас «Труп невесты» смотрится немного странно. Основные проблемы героев идут от неумения выставлять личные границы. Но в XIX веке вряд ли кто-то знал о психотерапии, вот и приходится героям действовать по наитию. За их действиями следует толпа мертвецов, устраивающих пляску смерти под музыку Дэнни Эльфмана и наблюдать за этим одно удовольствие. Как и за анимацией, она тут кукольная, и как оказалось, за неё отвечает студия Laika, отметившаяся потом прекрасными «Коралиной в стране кошмаров» и «Кубо. Легенда о самурае».
В проекте принял участие ставший знаменитым в последнее время Альберто Мьельго. Выходит, Тим Бёртон взрастил будущие таланты! Но их влияние вряд ли можно здесь прочувствовать, это насквозь бёртоновский проект. Джонни Депп есть, мрачность и рассуждения о смерти есть, готической атмосферой сквозит каждый кадр. Чистый Бëртон, без примесей.
2 место — Суинни-Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит
Заходят как-то в барберную к капитану Джеку Воробью Беллатриса Лестрейндж, Северус Снейп и Питер Петтигрю. Звучит как анекдот, неправда ли? А на самом деле это актёрский состав неожиданного мюзикла нашего героя.
Практически нигде в рекламных материалах не упоминалось, что «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» является мюзиклом. Только в одном проморолике фильма (из четырёх) имеет место фрагмент, где Джонни Депп поёт. За неделю до премьеры был выпущен международный рекламный ролик, также содержащий музыкальные номера. Все без исключения актёры прошли предварительное прослушивание у автора мюзикла Стивена Сондхайма.
Не смотря на то что в прокате фильм получил смешанные отзывы, из-за боязни Джонни Деппа крови, она выглядела больше похожей на тыквенный сок, в итоге получилась неплохая экранизация и перенос истории героя цикла «Грошовых ужасов» на экран. Для самого Бёртона картина стала жестокой и мрачной по своей постановки в его фильмографии.
1 место — Сонная лощина
В «Сонной лощине» Тиму Бёртону в полной мере удалось совместить свои необузданные фантазии и юмор на грани китча со вполне себе жизнеспособным сюжетом, в основу которого легло произведение Вашингтона Ирвинга о Всаднике без головы.
Макабрическая атмосфера фильма компенсируется эксцентричной игрой приближающегося к пику своего актёрского мастерства Джонни Деппа. Визуальное и музыкальное обрамление доведены практически до идеала. Смотреть и пересматривать эту работу хочется не только на Хэллоуин, когда она особенно актуальна, но и в любой другой день, когда хочется сбежать из этого мира и с головой окунуться в историю, где рациональное сталкивается с мистическим в стильном и увлекательном танце.