10 лучших фильмов 2022 года по версии редакции «После Титров»

10 лучших фильмов 2022 года по версии редакции «После Титров»

Грандиозное возвращение Тома Круза к образу Мэверика, новые хиты Спилберга и Андерсона – это и многое другое в нашем списке 10 лучших фильмов 2022 года.

Этот год выдался по-настоящему урожайным для интересного кино: неожиданно хитовая дилогия хорроров от Тая Уэста, очередной триумф сатиры Роберта Эстлунда, трогательное прощальное письмо-любви Чедвику Боузману от киновселенной Marvel. В эти 365 дней мы успели насладиться новыми работами японских и корейских мэтров кино, смеялись на «Морбиусом» и вернулись на Пандору и в Готэм.

Команда «После Титров» отсмотрела более сотни картин уходящего года, чтобы отобрать для вас 10 лучших фильмов 2022 года. Итоговый список получился неожиданным и чертовски разнообразным, что лишний раз подчёркивает то, каким прекрасным и удивительным может быть кино.

Итак, поехали!

Невыносимая тяжесть огромного таланта

10 место – Невыносимая тяжесть огромного таланта

Американский метакомедийный боевик Тома Гормикэна, о самом безумном актёре современного Голливуда мы не могли обойти стороной. По сюжету карьера Николаса Кейджа складывается не лучшим образом, попутно у него возникают проблемы в отношениях с бывшей женой Оливией и дочерью Эдди. После очередного отказа на кастинге Кейдж решает вообще уйти из кино. Но, поскольку ему всё ещё нужны деньги, чтобы платить по долгам, актёр соглашается на предложение своего агента Ричарда Финка о поездке на Майорку, где он должен будет присутствовать на дне рождении местного миллиардера Хави Гутьерреса (уморительный Педро Паскаль). Обычная вечеринка оборачивается началом удивительных приключений под стать его карьере.

Кейдж на протяжении всего фильма иронизирует над собой, своей карьерой, ролями, жизнью и финансовыми проблемами, но делает это с энтузиазмом, задором и удовольствием, которому можно только позавидовать. В итоге мы получили умопомрачительное приключение, в котором актёр упивается своей минувшей славой и текущим неоднозначным статусом. У других актёров такого фильма нет, а вот у Николаса Кейджа теперь есть.

Евгения Смыкова

Худший человек на свете

9 место – Худший человек на свете

Норвежский ромком о том, как девушка Юлия не умела принимать решения, кажется артефактом эпохи несколько иной, чем нашей. Это сумбурное, местами путаное, а порой кристально ясное кино о том, как трудно жить в мире победившего капитализма, мог бы сорок лет назад снять Вуди Аллен, двадцать лет назад — Нора Эфрон, но прямо сейчас получилось только у Йоакима Триера.

Неожиданно именно история Юлии, запутавшейся представительницы растерянного поколения, которая пытается как-то собрать свою жизнь, разделить её по главам, придать ей, если не смысл, то художественную выразительность, оказалась одним из самых актуальных и, хотя это пошло, конечно, звучит, пронзительных фильмов года. Это редкий роман воспитания, в котором сложно найти мораль, редкий ромком не о силе чувств, а о том, как тяжело в них определиться. 

Режиссёру удалось снять портрет поколения и в то же время конкретного человека, Юлии, которой за фильм тоже много чего удалось. В том числе главное: не побояться заглянуть в зеркало, даже если в нём – худший человек на свете.

Иван Киляков

Сядь за руль моей машины и ещё 3 удачные экранизации Харуки Мураками

8 место – Сядь за руль моей машины

Об утрате близкого человека и последствиях этого события в жизни в этом году говорили много и очень по-разному. В то время, как, например, герой Роберта Эггерса в «Варяге» готов был уничтожить мир за смерть отца, главный персонаж нашумевшей ленты Рюсукэ Хамагути предпочитает тихую борьбу с отчаянием, где на место мечам и жажде крови приходят книги Антона Чехова и тяга к виски в полутьме ночного бара.

Прелесть фильма «Сядь за руль моей машины» в том, как он улавливает красоту жизни, как в беспечных мелочах находит мотивацию для своего героя (и, конечно же, зрителя) наслаждаться этой самой жизнью, несмотря на обстоятельства и порой абсурдное устройство мира. Иногда, чтобы вспомнить о том, как здорово жить, нужно посмотреть 3-часовой медитативный симбиоз русской и японской классики.

Роман Ковалев

Топ Ган: Мэверик

7 место – Топ Ган: Мэверик

В последние годы истинных блокбастеров выходило не так много, на их место пришла супергероика, социальная сатира и философские высказывания. Зрители истосковались по залихватским киноразвлечениям, дарящим ощущение отрыва от реальности, которое было особенно нужно в 2022 году.

Режиссёр Джозеф Косински взял проверенную формулу — объединил впечатляющие натурные съёмки, снятые для большого экрана, драйвовые экшен-сцены, что не оторвать глаз, подходящую музыку и красивых актёров — и раскачал её до предела. Как итог: команда пилотов под руководством Тома Круза совершает немыслимые кульбиты в небе, от которых перехватывает дыхание и замирает сердце. Да и само возвращение актёра к роли Мэверика спустя 30 с лишним лет стало событием, подтвердившим его статус кинозвезды.

Да, сиквел продолжает милитаристскую тематику оригинала, но в реалиях 21 века и с новыми шутками и щепоткой ностальгии. Но сюжет уходит на второй план, уступая место красивым пляжным закатам, стремительным полётам в ущельях, душевному бромансу Круза и Майлза Теллера, трогательному роману с Дженнифер Коннелли и драматическому камбэку Вэла Килмера.

Надежда Васильева

Лакричная пицца

6 место – Лакричная пицца

Сделать ставку на новичков – вот, как умеет удивлять Пол Томас Андерсон. Всем известный своими продуманными фильмами режиссёр собрал звёздный актёрский состав для второго плана и сделал изюминку из двух новых актёров – Купера Хоффмана и Аланы Хаим в фильме «Лакричная пицца». Несмотря на риск, картина обрела невероятный успех на премиях, отметилась на «Оскаре», а также завоевала любовь зрителей. 

Фильм всё также гипнотизирует своей картинкой и кадрами, абсолютным мастерством оператора и сменой декораций от сцены к сцене. И всё также остается смешным, романтичным и понятным – каждый из нас узнает себя в героях.

«Лакричная пицца» хоть и вышла под конец 21-ого года, но добралась до наших (и многих других) кинотеатров лишь в 22-ом, поэтому абсолютно заслуженно заполучила место в топе. Это удивительная сказка о совершеннолетии, взрослении и влюблённости, которая нокаутирует вас актёрской игрой и новой экранной химией, не смотря на разницу в возрасте персонажей. А знаменитости лишь украшают фильм своими камео, или лучше сказать выступлениями-эссе. В чём и есть ключевое отличие от других голливудских картин этого года, где мощный актёрский состав был лишь красным платком для завлечения, но не оправдал себя. Ставка Пола Томаса Андерсона сыграла.

Лариса Польшикова

Варяг

5 место – Варяг

Это максимально аутентичная история о викингах, мести, предательстве и любви. Настоящий эпос. Не без пафоса, но в силу специфики, без него не обойтись. С прекрасной музыкой, которую можно добавить в плейлист. С брутальными боями. Речами героев, будто цитирующими скандинавские мифы. А какая тут работа камеры! Плавные движения, много длинных кадров и чётко выверенная композиция. Порой вспоминаешь фильмы Уэса Андерсона с его маниакальной страстью к симметрии. 

Каждый из фильмов Роберта Эггерса можно рассматривать и как проникновение потустороннего в реальность, и как помешательство главных героев. Так было с его дебютной «Ведьмой», «Маяком», то же можно сказать и про «Варяга». Персонажи периодически видят то Одина, то Валькирий, употребляют вещества и вообще ведут себя как нормальные такие обыватели из XI века, для которых вера в потустороннее была так же естественна как смена времён года.

Иван Старчиков

После Янга

4 место – После Янга

Проникновенное, живое и невероятно поэтичное кино (с великолепной открывающей сценой с танцующим Колином Фареллом) в которое невозможно не влюбиться.

Режиссёр Когонада создаёт на экране целый пазл из семейной драмы о потере близкого человека и захватывающего детектива в духе «Бегущего по лезвию». Постановщик с особой нежностью относится к своим героям, а заодно и к зрителю, утопая в ностальгическом нарративе, призывая не забывать ни своего прошлого, ни прошлого своих близких. Особенно тех, кого уже нет.

Определённо один из лучших фильмов года.

Виталий Гизатуллин

10 лучших фильмов 2022 года по версии редакции «После Титров»

3 место – Фабельманы

Стивен Спилберг снял самое человечное кино в своей карьере. Символично, что произошло это в случае с работой во многом автобиографичной. «Фабельманы» – это кино в равной степени говорящее о кино в целом и самом Спилберге, в частности. Шутка ли, для нескольких поколений имя выдающегося режиссёра – синоним кино. И кому как не ему позволено через историю о себе говорить об искусстве двигающихся картинок и наоборот.

Отец современного блокбастера, каким мы его знаем, прекрасно осознаёт силу кино как средства эскапизма, как способа на 2 часа выпасть из реальности и оказаться в мире куда более ярком, насыщенном и с обязательным хэппи-эндом. И на этот раз он не постеснялся заявить, что съёмки фильмов – тот же эскапизм. Что по ту сторону камеры может быть обычный еврейский мальчик, который сталкивается с буллингом, чьи родители могут в один момент просто разлюбить друг друга, а сам он хочет просто помочь людям чаще улыбаться и может чуточку, но изменить жизнь. Смотреть на это тонкое и обаятельное кино, лишённое самолюбования, но преисполненное сентиментальными чувствами – одно из самых изысканных удовольствий, которое нам подарил 2022 год.

Роман Ковалев

Решение уйти, Пак Чхан Ук, Пак Хэ Иль, Тан Вэй

2 место – Решение уйти

«Решение уйти» – неожиданно трогательный неонуар от многими любимого южнокорейского тандема: режиссёра Пак Чхан Ука и сценаристки Чон Со Гён. Картина рассказывает историю детектива, который в силу чувств принимает ряд решений, противоречащих его разуму.

Фильм умело меняет жанры по ходу сюжета, держа зрителя в напряжении и легком смятении: до развязки не совсем понятно, что мы смотрим – историю расследования или историю любви? 

Потрясающая игра актеров, где нет ни одного слабого звена. Талантливая операторская работа Ким Джи Ёна («Суровое испытание», «Дети Свинга»). Каждый кадр эстетичен настолько, что сложно избавиться от желания ставить на паузу и рассматривать детали и сочетания цветов. И, конечно, ненавязчивое музыкальное сопровождение, которое становится громким и красноречивым в кульминационной части. 

Если вы хотите увидеть классического Пак Чхан Ука, то скорее всего, «Решение уйти» вас разочарует. В нём нет динамики и драйва «Олдбоя», а внезапно появляющаяся в середине повествования приторность может ввести в ступор, ведь в своем начале фильм задает совсем другой тон. 

Но это, конечно же, не портит «Решение уйти», а наоборот.  Если вы любите растворяться в фильме, доверяя ему и разрешая будить в вас новые эмоции и мысли, то это отличная возможность открыть для себя новую сторону именитого южнокорейского режиссёра. 

Эллина Черникова

10 лучших фильмов 2022 года по версии редакции «После Титров»

1 место – Банши Инишерина

Долгожданная трагикомедия Мартина Макдоны вышла только под конец года, но кажется, будто мы и так жили в ней весь 2022-й. Давно не было более актуального фильма; фильма, столь точно говорящего о современности большинство из того, что о ней стоит знать, но при этом в лучшем смысле вневременного. 

Двое друзей (поразительные Колин Фаррелл и Брендан Глисон) ссорятся, потому что один живёт в повседневности, а второй решил прописаться в вечности. Их спор — что лучше, быть хорошим человеком или всем запомниться; что важнее, дружба или искусство; что ценнее, талант или доброта, — столь же животрепещущий, всех очень остро волнующий, сколь и совершенно пустой. В этом уникальном фильме о селфхарме, алкоголизме и ослах должна была бы победить дружба, но побеждает суета. И вечность. Два бывших друга смотрят на море и видят войну — лучшего кадра этот киногод нам подарить не мог.

Иван Киляков


Автор обложки: Варвара Ульяненок

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Роман Ковалев

Роман Ковалев

Главный редактор «После Титров»