Аниме — это уже давно не просто мультипликация для маленьких детишек, а целая индустрия с многомиллионной аудиторией по всему земному шару. Последние годы жанр всё глубже проникает в мировую поп-культуру, расширяя свою базу фанатов. В прошлом году, например, второй раз в истории «Оскар» в категории «Лучший анимационный фильм» отдали аниме-фильму, а в Голливуде всё чаще берутся за лайв-экшен адаптации сериалов вроде «Ван-Писа» или «Ковбоя Бибопа». Однако есть люди, которые до сих пор считают, что смотреть аниме, будучи взрослым, — это какой-то моветон. Поэтому мы собрали для вас субъективную подборку из десяти полнометражных тайтлов, которые мы любим и считаем, что их стоит посмотреть вне зависимости от вашего отношения к жанру. Возможно, какой-то из этих фильмов станет первым шагом навстречу огромному приключению.
«Могила светлячков» (1988)
Мощнейшая трагедия Исао Такахаты, вышедшая в кино вместе с «Моим соседом Тоторо». История брата и сестры, которые в последние месяцы Второй мировой войны теряют мать и сначала переезжают в дом к тёте, а после её бесконечных упрёков переселяются в заброшенное бомбоубежище. Невероятно сильное антивоенное высказывание, демонстрирующее, через какие ужасы прошли обычные люди, невольно втянутые в кровавые исторические события.

«Могила светлячков» — лента, которую не захочется пересмотреть в своё удовольствие. Увидев её однажды, забыть будет трудно. Это, своего рода, аниме-версия «Иди и смотри» Элема Климова, где наглядно показывают, почему война — это не радужное явление, где становятся героями и совершают великие подвиги, а трагедия международного масштаба. Тем более для японцев Вторая мировая связана с позором, поражением и бессмысленными жертвами. Никакой гордостью и народным единением здесь не пахнет. А мальчишка, жаждущий стать героем для своей маленькой сестрёнки, оказывается не в состоянии её защитить. Это грустная и страшная картина, но посмотреть её определённо стоит.
«Ковбой Бибоп: Достучаться до небес» (2001)
Студия Sunrise, создавшая культовый сериал, совместно со студией Bones представили полнометражное продолжение под руководством Синъитиро Ватанабэ. Фильм, действие которого происходит между 22 и 23 эпизодами оригинального сериала, рассказывает о расследовании экипажем Бибоп серии терактов на Марсе. Главный антагонист — бывший солдат Винсент Воладжу, планирующий распылить смертельный вирус во время грандиозного парада. Визуальный стиль сочетает фирменную джазовую эстетику сериала с кинематографичной постановкой экшен-сцен, а саундтрек Ёко Канно получил отдельную пластинку.
Популярность фильма основана на идеальном балансе между ностальгией по сериалу и самостоятельной ценностью. Ключевой плюс — углублённая проработка антагониста: трагическая история Винсента перекликается с прошлым Спайка, создавая зеркальный конфликт. Анимация превосходит телевизионный оригинал — особенно эффектны сцены перестрелок среди падающих лепестков. Однако новичкам будет сложно оценить нюансы: фильм предполагает знание характеров героев, а некоторые диалоги звучат как отсылки к событиям сериала.

Этот фильм стоит посмотреть как пример редкого удачного расширения аниме-вселенной. Он сохраняет философскую глубину оригинала («Ты несешь своё прошлое как крест»), но даёт более масштабное визуальное воплощение. Особенно впечатляет финальная дуэль на фоне праздничного салюта — возможно, лучшая экшен-сцена во всей франшизе. «Достучаться до небес» доказывает, что аниме-продолжения могут не просто эксплуатировать популярность, а творчески развивать исходный материал.
(Примечание: Название отсылает к песне Боба Дилана, а визуальный образ Винсента вдохновлён персонажем Рутгера Хауэра из «Бегущего по лезвию»)
«Возвращение кота» (2002)
Оригинальный фильм студии Ghibli был снят Хиройки Моритой — учеником Хаяо Миядзаки. История начинается как типичная школьная комедия: неуверенная в себе Хару спасает от грузовика странного кота, не подозревая, что это принц Кошачьего королевства. Однако вскоре сюжет превращается в сюрреалистическое приключение с элементами абсурдистского юмора и тонкой социальной сатиры. Визуальный стиль сочетает классическую для Ghibli детализацию с необычно гротескной анимацией кошачьих персонажей.

Фильм выделяется на фоне других работ студии своей лёгкостью и комедийной направленностью. Плюсом является оригинальный юмор и нестандартный взгляд на тему взросления — вместо глубокой драмы зритель получает ироничную сказку с неожиданными поворотами. Однако поклонникам «серьёзного» Ghibli может не хватить глубины и эпичности. Также некоторые моменты сюжета кажутся слишком абсурдными даже для этого формата.
Несмотря на кажущуюся простоту, «Возвращение кота» — умное и необычное аниме, которое стоит посмотреть для разгрузки после тяжелых драм. Это доказательство того, что Ghibli умеет создавать не только шедевры, но и качественные «лёгкие» работы, которые при этом сохраняют фирменный стиль и очарование студии.
«Ходячий замок» (2004)
Одна из самых известных работ гениального Хаяо Миядзаки. Злая колдунья превращает молодую девушку в старуху, поэтому она вынуждена покинуть родной дом и отправиться в Дикую Пустошь. Там героиня натыкается на странное гигантское движущееся сооружение, где становится уборщицей и находит друзей. В основу ленты легла одноимённая книга британской писательницы Дианы Уинн Джонс, но японский мультипликатор добавил в картину собственное видение и немного сместил фокус с самих героев на антивоенное высказывание.

Миядзаки — известный противник милитаризма, в детстве наблюдавший, как бомбят его родной город. Во многих работах аниматор регулярно отражает свою позицию, начиная с «Навсикаи из долины ветров» и заканчивая «Мальчиком и птицей». «Ходячий замок» как раз один из ярчайших примеров, где волнующая автора тема выступает на передний план и напрямую влияет на персонажей. Вышедшая сразу после оскароносных «Унесённых призраками» лента покорила зрительские сердца и моментально вошла в пантеон лучших картин волшебника. Фильмография Миядзаки — это, возможно, самый подходящий способ начать знакомство с японской анимацией. Как говорится, выбирай любую работу — не ошибёшся. Но «Ходячий замок» смотреть рекомендуется в обязательном порядке.
«Волчьи дети Амэ и Юки» (2012)
В один судьбоносный день студентка колледжа Хана пересекается с молодым человеком в своём университете. При знакомстве героиня узнаёт, что парень на самом деле является последним потомком расы оборотней и скрывал свои способности на протяжении многих лет. Однако Хана нисколько его не боится: со временем они создают собственную семью. Трагично, что вскоре после рождения их второго ребёнка возлюбленный Ханы погибает в результате несчастного случая.

Изящно анимированная современная сказка от Мамору Хосоды «Волчьи дети» содержит множество мощных эмоциональных ударов, исследуя трудности и преимущества родительства. Поэтичная и романтичная история, которая уравновешивает свои приторные элементы мрачными нотками и восхитительными намёками на странность.
Вместе с главной героиней зритель переживает все ключевые моменты, происходящие с семьёй на протяжении целых десяти лет. «Волчьи дети» — единственный в своём роде фильм, который наверняка останется в сердце каждого. Аниме стоит посмотреть не только из-за красивой анимации и глубокого сюжета, но и из-за удивительно честного изображения родительских жертв. Каждый кадр наполнен теплотой и ностальгией, а характеры детей — Амэ, тяготеющего к дикой природе, и Юки, стремящейся к обычной жизни, — вызывают сильную эмоциональную привязанность. Это кино о том, как важно принимать себя, даже если ты не вписываешься в рамки.
«Твоё имя» (2016)
Аниме Макото Синкая о девушке из провинции и том самом «симпатичном парне из Токио», которые по необъяснимым причинам меняются во сне телами и проживают жизни друг друга. Невероятно яркая и трогательная работа, которая не застревает в штампах «обменных» фильмов. Комедийная составляющая в такой нестандартной ситуации, конечно, остаётся на месте, но со временем лента плавно перетекает в меланхоличную драму о первой любви.

Синкай мастерски сталкивает противоположности: парень и девушка, древность и современность, провинция и мегаполис, послушание и бунт — и всё это на фоне глубоких переживаний и необычных взаимоотношений главных героев. «Твоё имя» — одна из самых красивых и лучших картин в фильмографии гениального аниматора. Невзирая на то, что сам постановщик говорит о нехватке времени и денег, чтобы довести работу до идеала, можно смело заявлять, что лента практически безупречна. Такое аниме на вес золота.
«Форма голоса» (2016)
Шикарнейшее аниме Наоко Ямады и настоящий бриллиант в копилке студии Kyoto Animation. История взаимоотношений Сёи Исиды и Сёко Нисимии, знакомых с младшей школы. Будучи слишком юным и несмышлёным, мальчишка-задира превратил жизнь глухой девочки в ад, а после сам стал изгоем и осознал последствия своих поступков только несколько лет спустя. Съедаемый виной и отвергнутый сверстниками, парень практически накладывает на себя руки, но сначала решает загладить свою вину перед доброй девушкой, натерпевшейся от него когда-то.

«Форма голоса» поднимает кучу важных тем, где в самом центре оказывается разговор об инвалидности и буллинге. Дети, как известно, самые жестокие существа на планете. Они прямолинейны и не терпят отличий, поэтому зачастую не думают, насколько сильно могут кого-то обидеть. Но все когда-нибудь вырастают. А с возрастом зачастую приходит осознание совершённых в юности ошибок. Собственно, работа Ямады великолепно демонстрирует путь главного героя от осознания и отчаяния до искупления и прощения. Эта красивая и чувственная лента заслуженно занимает высокие места во всевозможных списках лучших полнометражных аниме.
«Вайолет Эвергарден. Фильм» (2020)
Экранизация одноимённого ранобэ от студии Kyoto Animation существует как в формате сериала, вышедшего в 2018-м, так и в виде полнометражных фильмов. Причём лента 2020 года служит эмоциональным завершением истории. Действие разворачивается в оригинальном стимпанк-мире, где, лишенная эмоций Вайолет, в прошлом солдат-ребёнок, становится «автопамятной куклой» — профессиональным писарем.

Особого внимания заслуживает фирменный стиль KyoAni: невероятно детализированные фоны, игра света и тени, плавная анимация, превращающая каждый кадр в произведение искусства. Популярность проекта объясняется его уникальной способностью сочетать визуальную красоту с пронзительным эмоциональным воздействием. Каждый эпизод (и фильм в особенности) — это мастерски рассказанная драма, где через письма раскрываются человеческие судьбы. Однако некоторым зрителям может не хватить динамики — повествование размеренное, с акцентом на диалоги и внутренние переживания. Также стоит отметить, что фильм требует предварительного просмотра сериала для полного понимания контекста.
Лента подводит идеальную черту под историей Вайолет, демонстрируя впечатляющую эволюцию героини. Это must-see для тех, кто ценит в аниме не только развлечение, но и глубокий психологизм. «Вайолет Эвергарден» доказывает, что анимация может быть полноценным искусством, способным передавать сложнейшие эмоции и мысли.
«Магическая битва 0. Фильм» (2021)
Полнометражный фильм студии MAPPA является экранизацией приквела манги «Магическая битва», первоначально известной как «Токийская столичная магическо-техническая школа». История сосредоточена на Юте Оккоцу — студенте школы экзорцистов, в теле которого обитает могущественный проклятый дух его подруги Рики Оримото. Фильм, в отличие от сериала, имеет более мрачную и сфокусированную подачу, сохраняя при этом фирменный стиль MAPPA: жёсткие, динамичные боевые сцены с эффектной анимацией проклятий и магических техник.

Проект стал популярен благодаря идеальному балансу между глубокой драмой и зрелищными боями. Юта как главный герой выгодно отличается от многих типичных сёнэн-протагонистов — его мотивация (горе и месть) и развитие вызывают искреннее сопереживание. Однако новичкам может быть сложно сразу погрузиться в мир «Магической битвы» — фильм предполагает хотя бы базовое знакомство со вселенной.
«Магическая битва 0» — это редкий пример, когда приквел не просто дополняет основную историю, а представляет собой самостоятельное мощное произведение. Фильм обязателен к просмотру не только для фанатов франшизы, но и для всех любителей тёмного фэнтези с качественной анимацией и психологической глубиной.
«Оглянись» (2024)
Свежая работа Киётаки Осиямы, в основу которой лёг одноимённый ваншот Тацуки Фудзимото — автора популярной манги «Человек-бензопила». У юной мангаки Фудзино появляется талантливая конкурентка-затворница Кёмото, что побуждает девочку упорно работать над собой. Через время выясняется, что соперница на самом деле является фанаткой, поэтому, объединив силы, художницы становятся творческим дуэтом и разрабатывают свой первый ваншот.

Небольшая (всего 58 минут) картина, в которую упакована очень трагичная и эмоциональная история о взрослении, дружбе, конкуренции, трудностях творчества и проживании вины. В аниме безумный стиль Фудзимото смешивается с его личными переживаниями и прокатывает зрителя на эмоциональных качелях, даже не выходя за пределы шестидесяти минут хронометража. «Оглянись» не назовёшь прорывом японской анимации или поп-культурным феноменом, но выделить толику своего времени, чтобы поверхностно познакомиться с внутряком индустрии манги и насладиться тонкой драматической работой, явно стоит.
Кстати, подписывайтесь на наш Telegram-канал «После титров» (вот вам ссылочка). Там мы публикуем постеры, трейлеры и разные интересные и забавные новости из мира кино.