В этом году исполняется два десятилетия с момента, как на экраны вышел фильм, который для многих стал культовым – «Константин: Повелитель тьмы». Лента Фрэнсиса Лоуренса с Киану Ривзом в главной роли познакомила широкую аудиторию с одним из самых неоднозначных персонажей комиксов DC и оставила заметный след в жанре мистического триллера.
Мрачная атмосфера, харизматичный антигерой, вечная борьба Рая и Ада, поданная под соусом нуарного детектива – всё это обеспечило фильму долгую жизнь в сердцах зрителей. Даже спустя двадцать лет споры о нём не утихают, а армия поклонников только растёт, с нетерпением ожидая официально обещанного продолжения. Давайте же разберёмся, в чём магия этого фильма, как он создавался и почему Джон Константин, вечно дымящий циник в плаще, так прочно вошёл в пантеон любимых киногероев.
Из глубин Ада на большой экран: тернистый путь Джона Константина в Голливуд
История появления Джона Константина на больших экранах – это сама по себе драма, достойная отдельного рассказа. Путь от страниц комиксов Vertigo до голливудских павильонов был долгим и извилистым, полным творческих разногласий, смены режиссёров и поисков идеального исполнителя главной роли.
Изначально персонаж, созданный Аланом Муром, Стивом Р. Биссетом и Джоном Тотлебеном, был блондином-ливерпульцем, циничным магом рабочего класса, чьим прототипом послужил Стинг. Однако Голливуд, как это часто бывает, имел свои виды на героя.

Идея экранизировать мрачные приключения экзорциста зародилась ещё в конце 90-х. Продюсер Лорен Шулер Доннер, известная по работе над франшизой «Люди Икс», увидела потенциал в «Посланнике Ада» (Hellblazer) – основной серии комиксов о Константине. Первоначальная концепция склонялась к классическому хоррору в духе «Изгоняющего дьявола», но постепенно трансформировалась в более масштабный блокбастер. Сценарий неоднократно переписывался, а имя главного героя и место действия претерпели изменения: Джон стал американцем, а мрачные улицы Лондона сменились залитым неоном Лос-Анджелесом.
Фрэнк А. Каппелло, работавший над сценарием, признавался, что не имел большого опыта в адаптации графических новелл, что, возможно, и привело к столь значительным отступлениям от канона. Сам Алан Мур, создатель персонажа, традиционно дистанцировался от экранизации, не желая иметь с ней ничего общего.
Сценарист Фрэнк А. Каппелло о работе над адаптацией:
Я сказал себе: я не буду делать дословную экранизацию комикса, я буду передавать его дух. Константин – это прежде всего характер, мировоззрение, а не цвет волос или акцент. И мне кажется, нам удалось сохранить самое главное – его внутренний конфликт и особый взгляд на мир.
Режиссёрское кресло также долго оставалось вакантным. Среди кандидатов значился Тарсем Сингх, который видел в главной роли Николаса Кейджа. Однако разногласия с продюсерами и студийное видение проекта привели к его уходу. В конечном итоге режиссёром стал Фрэнсис Лоуренс, для которого «Константин» стал полнометражным дебютом (ранее он снимал музыкальные видео для Aerosmith, Шакиры, Джастина Тимберлейка и других звёзд. Именно он настоял на кандидатуре Тильды Суинтон на роль архангела Гавриила, что стало одним из самых ярких и запоминающихся кастинговых решений.

Выбор Киану Ривза на роль Джона Константина вызвал неоднозначную реакцию у поклонников комиксов. Брюнет с американским акцентом мало походил на своего светловолосого британского прототипа. Однако Ривз с присущей ему самоотдачей погрузился в роль.
Продюсер Лорен Шулер Доннер о выборе Киану Ривза:
Когда мы выбирали актёра на роль Константина, нам нужен был кто-то, кто мог передать эту усталость от жизни, цинизм, но при этом внутреннюю силу и даже некоторую уязвимость. Киану идеально вписался в эту концепцию. Да, он не блондин из Ливерпуля, как в комиксах, но он смог уловить самую суть персонажа.
По слухам, Ривз, тяжело переживавший личную трагедию, нашёл нечто созвучное в образе уставшего от жизни, вечно курящего экзорциста, балансирующего на грани миров. Говорят, что он вёл специальные «спиритические дневники» на протяжении съёмок, чтобы лучше прочувствовать своего персонажа, а окончательно войти в образ ему помог идеально подобранный плащ – неотъемлемый атрибут Константина.

Киану Ривз о своём персонаже:
Константин – это человек, который знает правила игры, но отказывается по ним играть. Он видит больше, чем обычные люди, и это его проклятие. Мне нравится его цинизм, за которым скрывается глубокая боль и, как ни странно, надежда.
Создатели фильма не стремились к дословной экранизации, делая упор на передачу духа персонажа и его циничного мировоззрения. И, судя по реакции зрителей, им это удалось, пусть и ценой отхода от первоисточника.
За дымовой завесой: интересные факты и закулисные байки «Константина»
Съёмочная площадка «Константина» была полна не только спецэффектов и мистической атрибутики, но и любопытных деталей, которые добавляют фильму особого шарма. Некоторые из них стали достоянием общественности, другие же так и остались байками, передаваемыми из уст в уста.
Начнём с самого очевидного – сигарет. Джон Константин в исполнении Киану Ривза курит практически непрерывно. Подсчитано, что за фильм он выкуривает ровно тринадцать сигарет – число, безусловно, символичное и несчастливое. Сам Ривз, будучи некурящим, тяжело переносил такое количество «экранного» курения. Говорят, что после съёмок он ещё долго не мог отделаться от привкуса табака. Интересно, что для крупных планов, где Константин опускает сигарету на край стола, использовалась бутафорская сигарета размером с сигару, снятая с большого расстояния для создания иллюзии нормального размера.

Визуальное решение Ада в фильме – одно из самых запоминающихся. Эти выжженные, распадающиеся пейзажи, охваченные вечным жаром, создавались под впечатлением от фотографий ядерных испытаний, в частности, ударной волны, следующей за взрывом. Это придало Преисподней уникальный и по-настоящему пугающий облик.
Святые ручные гранаты, которые Константин использует для борьбы с нечистью, имеют забавную историю происхождения. Создатели фильма признались, что на самом деле это были обычные рождественские украшения, наполненные водой для веса и эффектности.
Татуировки на руках Джона Константина – это алхимический символ Красного Короля, который, согласно поверьям, защищает своего носителя. В вырезанных сценах можно было увидеть и другие алхимические символы на теле героя, в частности, на спине.

Не обошлось и без курьёзов на съёмочной площадке. Рэйчел Вайс, исполнительница роли Анджелы Додсон, в сцене, где её героиню топят в ванной для путешествия в Ад, едва не утонула по-настоящему. Актриса рассказывала, что в какой-то момент начала захлёбываться, но, к счастью, всё обошлось. Для лучшего вживания в роль полицейского детектива, сталкивающегося со сверхъестественным, Вайс перед съёмками посещала морг.
Даже название фильма имеет свою историю. Изначально проект назывался Hellblazer, как и серия комиксов. Однако, чтобы избежать путаницы с выходившим примерно в то же время фильмом «Хеллбой: Герой из пекла» (2004) Гильермо дель Торо, название сменили на «Константин». Добавление «Повелитель тьмы» (в оригинале фильм называется просто Constantine) – это уже находка локализаторов для некоторых рынков, включая российский, вероятно, для придания большей эпичности.

Запоминающаяся фраза «Папатаин натин Сила!», которую произносит одержимая девушка в начале фильма, ползущая по потолку, не является случайным набором звуков. На тагальском (одном из языков Филиппин) это означает: «Мы убьём их всех!»
И ещё один забавный факт, связанный с премьерой: говорят, что на первый показ фильма в норвежском городе Берген в местный кинотеатр пришло ровно 666 человек. Случайность или дьявольское совпадение – решайте сами. Но такие детали лишь добавляют мистики и без того загадочному фильму.
Между Раем и Адом: культурный резонанс и зрительская любовь «Константина»
«Константин: Повелитель тьмы» вышел на экраны в неоднозначное время для экранизаций комиксов. Жанр только набирал обороты, и каждый такой проект становился событием, вызывая бурные обсуждения. Фильм Фрэнсиса Лоуренса – не исключение. Критики встретили его прохладно, упрекая в отходе от канона, излишней мрачности и неровном сценарии. Однако зрители, особенно на постсоветском пространстве, приняли картину на удивление тепло. В чём же причина такого диссонанса и какое культурное влияние оказал фильм?
Одна из главных причин зрительской любви – безусловно, сама фигура Джона Константина в исполнении Киану Ривза. Уставший, циничный, но не лишённый своеобразного обаяния экзорцист, вынужденный сражаться с демонами не столько ради спасения мира, сколько ради собственной души, оказался близок многим. Его образ «антигероя поневоле», балансирующего на грани, импонировал аудитории, уставшей от безупречных спасителей человечества. Ривз, с его фирменной меланхолией и способностью передать внутреннюю боль персонажа, идеально вписался в эту роль, несмотря на внешние отличия от комиксного прототипа.

Визуальный стиль фильма также сыграл не последнюю роль. Мрачный, почти монохромный Лос-Анджелес, где дождь кажется не прекращается никогда, гнетущая атмосфера потустороннего присутствия, впечатляющие (для своего времени) спецэффекты и дизайн демонов и ангелов – всё это создавало уникальный мир, в который хотелось погрузиться. Сцена низвержения Константина в Ад и его последующая «прогулка» по нему до сих пор считается одной из самых сильных и запоминающихся в жанре.
Фрэнсис Лоуренс о визуальном стиле фильма:
Я не хотел делать типичный фильм ужасов. Мне хотелось создать мир, где сверхъестественное существует бок о бок с обыденным, где демоны могут ходить среди нас, а ангелы не всегда оказываются добрыми. Визуально это должно было быть что-то среднее между нуаром и современным городским фэнтези.
Фильм затронул и глубокие философские темы: природа добра и зла, свобода воли, цена искупления, вера и скептицизм. Диалоги Константина с Гавриилом, Люцифером и другими персонажами часто выходили за рамки простого развлекательного кино, заставляя задуматься о вечных вопросах. Эта глубина, пусть и поданная в обёртке мистического боевика, также нашла отклик у зрителей.
Тильда Суинтон о роли архангела Гавриила:
Гавриил – существо, лишённое человечности, но парадоксальным образом одержимое людьми. Это создание, которое никогда не испытывало боли, страха, сомнений – всего того, что делает нас людьми. И в этом его трагедия. Мне было интересно сыграть такое отстранённое, почти инопланетное существо.

Несмотря на первоначальный скепсис критиков, со временем «Константин» приобрёл культовый статус. Во многом этому способствовали харизма Киану Ривза, уникальная атмосфера и запоминающиеся второстепенные персонажи, такие как Чэс Креймер (Шайа ЛаБаф), Папа Миднайт (Джимон Хонсу) и, конечно же, Люцифер в гениальном исполнении Петера Стормаре. Его появление в финале – это настоящий мастер-класс актёрской игры, сцена, которую пересматривают и цитируют до сих пор.
Петер Стормаре о своей интерпретации Люцифера:
Я решил, что мой Люцифер будет элегантным, почти джентльменским, но с этой скрытой яростью и обидой. Он не кричит, не размахивает руками – ему это не нужно. Его сила в спокойствии и уверенности. И, конечно, в белом костюме – я настоял на этом. Дьявол в белом – это неожиданно и символично.

Культурное влияние фильма проявилось и в том, что он подогрел интерес к первоисточнику – комиксам Hellblazer, а также к другим произведениям в жанре городского фэнтези и мистического нуара. Образ Константина неоднократно появлялся в других экранизациях (например, в одноимённом сериале 2014 года) и анимационных проектах DC, но для многих именно версия Киану Ривза остаётся эталонной.
Сегодня, спустя двадцать лет, «Константин: Повелитель тьмы» смотрится всё так же свежо и увлекательно. Он не растерял своего мрачного очарования и по-прежнему способен зацепить зрителя. Анонс сиквела с возвращением Ривза и Лоуренса вызвал бурю восторга у поклонников, что лишний раз доказывает: история Джона Константина ещё далека от завершения, и его место – где-то между Раем, Адом и сердцами преданных фанатов.
Наследие экзорциста в плаще: почему «Константин» всё ещё с нами?
Двадцать лет – солидный срок для любого фильма. Многие картины, некогда популярные, со временем стираются из памяти, уступая место новым хитам. Но «Константин: Повелитель тьмы» – не из их числа. Этот фильм не просто выдержал проверку временем, но и, кажется, стал ещё более актуальным и любимым. В чём же секрет его долголетия?
Возможно, дело в уникальном сочетании жанров: мистический триллер, нуарный детектив, философская притча и даже элементы чёрной комедии – все это гармонично сплелось в единое целое. Или в харизме Киану Ривза, создавшего один из самых запоминающихся образов в своей карьере. А может, в вечных темах, которые поднимает фильм – борьбе добра и зла, поиске веры, цене искупления и одиночестве человека перед лицом вечности.
«Константин» не боится быть мрачным, жестоким и даже циничным. Он не предлагает простых ответов и не делит мир на чёрное и белое. Его герои неоднозначны, их мотивы сложны, а поступки часто вызывают споры. И именно эта неоднозначность, эта честность по отношению к зрителю и делают фильм таким притягательным.

Спустя два десятилетия мы всё так же всматриваемся в усталые глаза Джона Константина, пытаемся разгадать загадки его прошлого и с замиранием сердца следим за его опасными играми с силами Ада и Рая. Мы цитируем его едкие замечания, восхищаемся его стойкостью и сопереживаем его трагедии. И, конечно же, с нетерпением ждём продолжения, надеясь вновь окунуться в этот мрачный, но такой манящий мир.
«Константин: Повелитель тьмы» – это культурный феномен, оставивший заметный след в кинематографе и в сердцах миллионов зрителей. И пока существуют демоны, которых нужно изгнать, и души, за которые стоит бороться, история Джона Константина будет продолжаться. Ведь, как он сам однажды сказал: «Добро пожаловать в мою жизнь». И мы, зрители, с радостью принимаем это приглашение снова и снова.



