Обладатель Золотой камеры (награда за режиссёрский дебют) на Каннском кинофестивале, лауреат «Санденса» и Европейской киноакадемии, художник и творец, работающий вдали от голливудской суеты и погони за деньгами, режиссёр, для которого форма часто превалирует над содержанием, но в то же время ему всегда есть что сказать своему зрителю – всё это о Джиме Джармуше.
Кофе, сигареты, музыка
Джармуш начал карьеру в 80-х, снимая исключительно в чёрно-белом цвете и уже тогда создавая странных, даже чудаковатых персонажей. Тогда же он затеял короткометражку «Кофе и сигареты», которая со временем превратилась в целый альманах с признанием в любви к крепкому напитку и вредной привычке, знакомой миллионам людей по всему миру. Уже в малой форме режиссёр продемонстрировал визуальный вкус, изящно работая с симметрией и даря зрителям запоминающиеся кадры, за счёт которых Джармуш добивается атмосферы и по сей день.
Тогда же наметилась и другая тенденция в фильмах кинематографиста из Огайо – музыка как основная движущая сила в повествовании. Несмотря на то, что в диалогах Джармуш всегда был хорош (помимо прочего он ещё и сценарист), часто его идеи, мысли его персонажей выражаются через музыку Тома Уэйтса, Нила Янга, RZA или Джона Лури, а порой он и сам помогает в создании музыкального обрамления своих работ.
О чём Джим Джармуш говорит в своих фильмах
Его, как большого автора, интересует множество тем. Одним из любопытных направлений в его режиссуре является своеобразный культурный обмен. Джармуша одинаково привлекают жители Азии и коренные американцы, не забывает он и о европейцах и афроамериканцах. Порой он перемешивает национальности и расы, делая из этого удивительный коктейль, подобно тому, что вышел у режиссёра в фильме «Пёс-призрак: Путь самурай», где главным действующим лицом был чернокожий самурай.
В ленте «Ночь на Земле» Джим Джармуш и вовсе окунул зрителей в приключение по нескольким городам от Лос-Анжелеса до Хельсинки, соответственно и герои его опять же были разными не только по характеру, но и по национальной принадлежности.
Другой краеугольной темой работ режиссёра является одиночество и меланхолия, связанная с ним. Его герои часто прячутся от собственных мыслей, то отправляясь в путешествие через океан, то утопая в музыке, как единственном средстве от душевных ран, или же коротая время в компании с близкими по духу людьми, любимыми или же просто друзьями, тут не столь важно. Инструментарием для воплощения подобной меланхолии у Джармуша могут выступать бесцельно болтающие о высоком, водитель автобуса или даже вампиры.
Рассуждает Джармуш и о том, что есть жизнь и смерть, какое место отведено человеку на этом пути. В этом отношении особенно ярким высказыванием получился фильм «Мертвец» с Джонни Деппом. Ленту можно охарактеризовать как увлекательный метапсихический трип, полный философских намёков, каждый из которых зрители могут трактовать по-своему.
Несмотря на довольно серьёзные затрагиваемые темы, которые отдают пессимизмом, на самом деле фильмы Джармуша изобилуют иронией от простых забавных ситуаций до откровенных насмешек над разными элементами нашего общества (особенно в этом отношении удались ленты «Выживут только любовники» и «Мёртвые не умирают»).
Джармуша не зря называют художником, потому как красоту его картин тяжело описать словами. Ему удаётся найти изюминку в трущобах Мемфиса или воссоздать такие сцены, от которых просто невозможно оторвать глаз. Его чёрно-белые фильмы пестрят красками почище многих цветных лент, а уж в цвете он вовсю даёт волю своему воображению и безупречному вкусу.
Творчество Джима Джармуша далеко не каждому придётся по вкусу. Его отрывочные истории зачастую не имеют начала и конца. Порой сюжет в его лентах и вовсе задвинут на второй план, тогда как солируют «картинка» и музыка. В то же время, если вы цените атмосферу, нестандартное видение кинематографа и любите высокую культуру, то фильмы этого замечательного режиссёра могут стать для вас аналогом настольных книг для читателей. Тем, чем вы сможете наслаждаться не единожды, каждый раз находя для себя нечто новое, ранее невиданное.