Сейчас сложно поверить, но в 1988 году «Мой сосед Тоторо» провалился в прокате, а первое внимание привлёк лишь спустя годы. Одна из главных работ режиссёра, собранная из детских переживаний, где нет зла, но есть много мечтаний, красоты и уюта. Даже такое произведение сумело собрать споры и жуткие теории. Разбираем картину великого Хаяо Миядзаки и погружаемся прямиком в детство.
Главные героини «Мой сосед Тоторо» — две маленькие сестрёнки. Вместе с отцом им приходится переехать в деревню, чтобы быть ближе к больнице, в которой лежит мама. Герои приезжают в ветхий дом, наполненный «чёрными чернушками» — духами сажи, а природа таит в себе волшебство. Непоседливая Мэй, забравшись глубоко в лес находит большого доброго Тоторо — лесного духа. Именно он помогает героям верить в чудеса и выручает из самых страшных неприятностей.
Несмотря на всю магию картины, многие фанаты творчества Миядзаки видят в «Мой сосед Тоторо» жуткую подноготную. В основе теории лежит реальная история убийства — «Инцидент в Саяме». Кадзуо Исикава похитил, изнасиловал и убил шестнадцатилетнюю Ёсиэ Наката. Не сумев справиться с горем, старшая сестра Ёсиэ совершила самоубийство.
События аниме происходят в 1950-х, незадолго до совершённого преступления. Имена главных героинь — Сацуки и Мэй в переводе означают «май» — месяц, в который произошёл «Инцидент в Саяме», а дом главных героинь находится недалеко от места преступления. Помимо этого, когда Сацуки просит Котобус доставить её к сестре, название остановки меняется с «кладбище» на «Мэй», а сестрёнку находят рядом с шестью статуями Бодхисаттва Дзидзо — оберегающими души умерших детей, где Мэй сидит словно седьмая статуя.
Фрагментом, относящимся к этой теории, становится одна из последних сцен аниме. Сацуки и Мэй сидят на дереве рядом с окном больницы, где лежит мама. В этот момент женщина произносит: «мне показалось, что там на сосне сидят наши девочки и смеются». Можно предположить, что главные героини — призраки, а Тоторо не добрый дух леса, а синигами — Бог смерти.
Звучит убедительно и логично, но Миядзаки вкладывал в работу совершенно иной посыл. Основой, послужившей развитию истории, стали стоявшие на остановке под дождём девочки. Кто они, зачем стоят и кого ждут? Картина создавала много вопросов в голове режиссёра, отчего он решил ответить, придумав собственный сюжет.
Мать главных героинь лежит в больнице, откуда её долго не могут выписать. Многие склонны считать, что причиной служит туберкулёз, ведь мама Миядзаки болела именно им, отчего мультипликатору приходилось часто переезжать, чтобы быть рядом с ней. Но в самом мультфильме прямого подтверждения этому нет. Исходя из заключительных титров, можно подумать, что мама главных героинь беременна и находится в больнице на сохранении. Ведь уже в конце мы видим малыша, с которыми возятся сёстры.
По первоначальной задумке в «Мой сосед Тоторо» должна быть лишь одна девочка, но в итоге режиссёр создал двоих, разделивших характер и переживания маленького мальчика — самого Миядзаки. Мэй — мечтательна и наивна, именно она впервые встречает Тоторо. В героине нет негативных черт, она остаётся ребёнком, как и подобает в её возрасте (четыре года).
Сацуки, в свою очередь, берёт на себя обязанности по дому, сохраняет спокойствие и копирует поведение взрослых, ведь пока мамы нет кто-то должен быть главным и ухаживать за сестрой. Черты характеров героинь — отражение самого Миядзаки, которому приходилось брать на себя ответственность, но уметь сохранить внутреннего ребёнка.
Для девочек Тоторо — проблеск надежды и спокойствия, которого не хватает в тяжелое время. Предположительно, духа леса видит лишь младшая сестра. Чудеса появляются, когда она засыпает. Сначала в скрытом убежище в лесу, где первый раз встречает Тоторо, затем уснув на спине Сацукэ и в конце, когда теряется по пути в больницу.
Все чудеса, которые видит Мэй происходят во снах. Героиня видит, котобус, встречающий сестру на остановке, и как Сацуки помогают лесные духи в поисках, но это лишь воображение спящего ребёнка, Заметьте, что всё волшебство происходит, именно когда Мэй засыпает и чувствует тревогу. В эти моменты к ней приходят «всамделишные» существа, помогая успокоиться.
«Мой сосед Тоторо» отражает мысли Хаяо Миядзаки о том, что дети не маленькие и беспомощные. Они могут бороться с переживаниями, решать проблемы, а главное — мечтать и фантазировать.
Кроме отражения детских переживаний в картине можно увидеть присущую для Миядзаки озабоченность темой экологии. Автор окружает мир духами, живущими в лесу. Природа существует по собственным правилам, подобно живому существу.
«Мой сосед Тоторо» стал классикой японской анимации. Произведение, кажущееся простым и легким, таит детские переживания и загадочные теории, а также умело совмещает наивность, магию и красоту.