5)The last ranger («Последний рейнджер») Синди Ли
Короткометражные номинации в высшей степени интернациональны и экспериментальны. По крайне мере, так должно быть, и такими их видит зритель. Они не столь обременены прокатными и производственными заботами, а потому дорога для голосов периферии полностью открыта.
«Последний рейнджер» – это южноафриканская картина о борьбе с браконьерской угрозой за сохранение популяции носорогов. В режиссерском кресле восседает Синди Ли – дочь кастинг-директора и талантливая режиссерка клипов. И как это часто бывает, она напрочь оторвана от родных пенатов.
У Ли нет ничего общего с лиминальными для европейцев пространствами Мати Диоп или Идрисса Уэдрого. «Последний рейнджер» – американский взгляд на диораму африканской территории, проще говоря, сафари по заповеднику Амакхала под скрипичную музыку будто бы из «Пиратов Карибского моря». Как итог – занудная и привычная голливудская история о злом зле и добром добре.
4,5/10

4)I’m not a robot («Я не робот») Виктория Вармердам
Нидерланды не часто появляются на главной кинопремии мира, оттого ещё интереснее, что получилось у Виктории Вармердам в соприкосновении с научно-фантастическим жанром.
Музыкальный продюсер Лара во время работы узнает о том, что она робот – девушка не способна пройти капчу. Идиотичность повествовательного решения очевидна, но общий тон и цели фильма не дают ему развалиться на этом этапе.
Короткий метр Вармердам начинается и заканчивается песней Creep, которая одновременно подчёркивает несовершенство человеческой оболочки и является множественной проекцией одного песенного явления. Какая ещё композиция настолько точно передает суть заявленного конфликта?
«Я не робот» выглядит как крепкая серия «Черного зеркала», стоит меньше серии «Черного зеркала» и размышляет на абсолютно типичные для «Черного зеркала» темы (не самый лучший набор для премии Оскар). Не новогодний спешал «Белое Рождество», но если вы решитесь на просмотр, то это будут не самые скучные двадцать минут вашей жизни.
6/10

3)A Lien («Чужак») Дэвид Катлер-Кройц
Единственный по-настоящему американский фильм номинации на Оскар. Эмиграционный вопрос в США – это и национальная трагедия, и извечный экзистенциальный нарратив, ведущий исследователей куда-то вглубь истории цивилизационного фронтира.
Разговоры об эмиграции – всегда актуальны, всегда являются конъюнктурой. Вот и «Чужак» лишний раз пытается напомнить о боли, через которую приходиться пройти эмигранту, как бы ненароком вкраивая в повествование фигуру Трампа посредством телевизионной трансляции.
«Чужак» – это пропаганда, потому что не чурается экстраполяции частного случая, и неплохое кино, потому что помещает зрителя в эпицентр ситуации. Монтаж, как в фильмах о Джейсоне Борне со склейкой каждые две секунды, не просто создает динамику, но и конструирует пространственную неопределенность Кносского лабиринта внутри казенного здания миграционной службы.
«Чужак» вгрызается не на эмоциональном, а на физиологическом уровне, поэтому безрадостный финал сулит не бессонную ночь, а пасмурное успокоение.
6,5/10

2)Anuja («Ануджа») Адам Дж. Грейвс
Что если бы Амадей Моцарт родился не в Зальцбурге, а в эскимосской семье близ Гудзонова залива? Стал бы он великим композитором или умер в безвестности, сражаясь с дикой природой?
Главная героиня одноименного фильма Ануджа, конечно, не Моцарт и живет в индийском мегаполисе, а не на севере Канады, однако проблем у нее не меньше. Девочка обладает внушительными математическими способностями, но даже не хочет их развивать, потому что её голова забита другими вопросами: где найти деньги на еду и как не опоздать на 14-часовую рабочую смену.
«Ануджа» – предельно простое и невычурное кино о гранях детской бедности, лишающей юного человека свободы выбора. Это высказывание на остросоциальную тему от заинтересованных и неравнодушных, которые методом перебора пытаются найти способ достучаться до нужных людей: потенциальных спонсоров Salaam Baalak Trust и других благотворительных организаций.
И, даже не смотря на все это, фильм может удивить визуальным разнообразием, хаотичной и старательной монтажной целокупностью и, конечно, химией между Ануджей и её старшей сестрой Палак.
7/10

1)The Man Who Could Not Remain Silent («Человек, который не мог молчать») Небойша Слиепчевич
На излете космополитической кино-экскурсии нас встречает работа хорватского режиссера Небойши Слиепчевича, награжденная на Каннском фестивале.
В отличие от других короткометражек фильм Слиепчевича не оперирует общедоступными контекстами, а в рваной манере вытаскивает на свет эпизод из резни в Штрпци, устроенной сербской группировкой «Бели орлови» (Белые орлы) в результате этнической чистки.
«Человек, который не мог молчать» через дискомфорт тихой угрозы и молчаливого согласия в очередной раз напоминает о нашей беззащитности перед оскалом мордующей идеологии и «поздравляет» мир с новым право-радикальным курсом.
7,5/10

Неутешительные итоги
Кинематограф поколениями отстаивал свою идентичность, обращая внимание зрителя на имплицитные свойства: пространство киноязыка, монтаж и кадр, как средство образной выразительности. Короткометражные работы 2024 забыли об этом и посчитали нужным превратить «киноаппарат» в способ распространения идей и мнений. Плохо ли это? Не совсем, но мы обязаны констатировать: короткометражный Оскар получился скудным.