2025 год по многим причинам должен войти в историю, и полнометражная анимация, к сожалению, ни одна из них. Но не стоит отчаиваться, ведь никто не отбирал у нас шорт-номинации церемонии Оскар, которые и историческую справедливость восстановят (премия «Стеклоочистителю» Альберто Миелго), и лиса с Идрисом Эльбой скрестят («Мальчик, Крот, Лис и Конь»), и фем-версию Скотта Пилигрима отправят познавать мир подростковой телесности («Мой год членов»).
5)Beautiful Men («Красивые мужчины») Николас Кеппенс
Автор картины «Красивые мужчины» Николас Кеппенс в большей степени преподаватель и аниматор, нежели режиссер и сценарист, поэтому его новый проект безусловен в техническом воплощении войлочно-пластилинового паноптикума и настолько же беден и невыразителен в повествовательном аспекте.
Сценарий плавает в первичном бульоне одноактной драматургии европейского символизма и атеистическом экзистенциализме середины 20-го века, и у нас не было надобности использовать эти термины до тех пор, пока фильм самовольно не перешел на язык «высоких» материй.
«Красивые мужчины» – история о трех братьях, отправившихся на пересадку волос в другую страну. По прибытии один из них признается, что подставил остальных, ведь забронировал только одно хирургическое кресло. Братья гуляют по ночной Турции, медленно и неспеша ссорятся и не забывают всуе упомянуть Симону де Бовуар.
Последняя говорила, что гендер – не врожденное качество, а приобретаемое. Сценарное мастерство тоже приходит с опытом, поэтому желаем Кеппенсу новых творческих свершений. Пока что его опусы исправно служат оправданием качественной анимации.
5,5/10

4)Yuck! (Фу!) Луис Эспюш
«Фу!» – кричит девочка, показательно скрестив руки на груди, «Гадость!» – отвечает мальчик, в негодовании кривляясь и морщась. Эти дети только что увидели поцелуй и клятвенно пообещали друг другу, что они уж точно никогда не будут заниматься глупыми взрослыми вещами.
«Фу!» – это легкий «пляжный эпизод» о первой влюбленности и преодолении детской застенчивости с минималистичной анимацией и шкодным характером Маленького Николя. Французская комедийная традиция перестала развиваться более полувека назад, однако ее формат и сопутствующие штампы сохранились и могут радовать зрителя до сих пор.
6,5/10

3)In the Shadow of the Cypress («В тени кипариса») Хосейн Молаеми
Странно говорить об очевидных фаворитах среди короткометражной анимации, но если бы нам пришлось делать прогнозы, то первым в очереди за статуэткой значился фильм Хосейна Молаеми. Есть особенная стать в истории, которую он хочет рассказать и анимации, будто воссозданной по лекалам «Красной черепахи» Дюдока де Вита.
Визуальный стиль орнаментален, каждый цвет занимает строго отведенное место и не подлежит смешению, а персонажи и предметы подобны теням, расположенным у источника света, с четкими линейными силуэтами.
Центральные фигуры полотна – дочь и ее отец, страдающий от ПТСР. Приступы и срывы короткий метр не стал облачать в метафорический слой, а показал на деле: мужчина то и дело тянется к оружию, наносит себе телесные увечья, а в яростном припадке может нанести вред даже родному человеку.
«В тени кипариса» ощущается большим, вопреки хронометражу, месту съемок и подходу к анимации, и в этом, как его главная заслуга, так и главный недостаток. Серьезный и важный, но слишком общий и неповоротливо очевидный.
7,5/10

2)Magic Candies («Волшебные конфеты») Дэйсукэ Нисио
«Волшебные конфеты» даже близко не инди-кино. На создание 20-минутного фильма ушло четыре года и труд работников компании Toei Animation Co, контролируемой медиагигантом Toei Company. Повлияло ли это на финальный результат? Наверное, да, ведь «Волшебные конфеты» смогли позволить себе роскошный stop motion (впрочем, как и две другие картины сегодняшнего списка), но в то же время железную хватку продюсерской руки обнаружить не удалось, как и тягу к компромиссам.
Мальчик Дон-Дон проводит свое детство в одиночестве в тисках отцовского контроля, но однажды в его безрадостной жизни появляются сладкие узорчатые конфеты. Ребенок быстро догадывается, что их употребление дает возможность слышать голоса предметов, животных и внутренние монологи людей.
Кино не растрачивает потенциал концепции на привычные гэги, хотя и с ними у него все в порядке. Дон-Дон постепенно распредмечивает мир тесного одиночества, чтобы выстроить коммуникацию с верным псом, иначе понять отца, заглянуть в метафизическую природу мортального моря и, конечно же, найти себе друга.
Эмоциональные открытия юного героя сопровождаются ненавязчивыми вкраплениями учения ваби-саби, а также каллиграфическими достижениями японской письменности.
Премьера «Волшебных конфет» состоялась на Международном детском кинофестивале в Нью-Йорке, что не мешает картине захватывать внимание поливозрастной аудитории и через отпечатки пальцев художников на пластилиновом окружении говорить о ребенке и его способе постижения действительности.
8/10

1)Wander to Wonder («Странствовать, чтобы удивляться») Нина Ганц
Детские кукольные шоу все чаще начинают поворачиваться к зрителю своей невиданной ранее стороной, и если в сериале «Шучу» куклы лишь обрамляли кризисный период Джеффа Пиклса (Джим Керри), то в короткометражке Нины Ганц под глупыми объемными костюмами прячутся маленькие человечки – Мэри, Биллибуд и Фамблтон.
Их создатель и ведущий программы внезапно умирает, оставляя шокированных и неприспособленных к жизни актеров среди запустелой квартиры. Теперь они предоставлены только самим себе, равно как и мир предоставлен в их распоряжение.
Важно понимать, что Мэри, Биллибуд и Фамблтон являют собой современную формацию человека, взрощенного в купели культуры и распрощавшегося с природным началом. Поиск спокойствия и самости сопряжен с барахтанием в картотеке личной и общечеловеческой памяти, а потому Мэри пересматривает старые записи, Биллибуд бесконечно воспроизводит себя предыдущего, а Фамблтон обращается к памятникам мировой литературы.
Во всем этом невозможно найти выхода из трагической ситуации, и фильм весьма нетривиально решает проблему, низводя своих героев на ранние ступени эволюционного развития. «Странствовать, чтобы удивляться» не спешит закрашивать темные пятна, предлагая зрителю концентрированный опыт гипертрофированного, но бытового безумия заблудших существ, вывернутых судьбой наизнанку.
8,5/10

Итоги
Проведя более полутора часов наедине с короткометражной анимацией, мы можем смело утверждать, что она уступает полнометражной, разве что, в хронометраже, но никак не в качестве. Яркий, (почти) независимый и концетрированный опыт обязательно найдет своего зрителя, и предстоящая наградная церемония должна в этом помочь.