В своей трилогии – «Сочувствие госпоже Месть», «Сочувствие господину Месть» и «Олдбой» – Пак Чхан Ук рассуждает о природе мести, поднимая общие народные проблемы и оголяя человеческое нутро. Но разберу я исключительно дуалогию с «сочувствиями», так как именно в ней постановщик ловко противопоставляет то, как к мести подходят мужчины и женщины.
Осторожно, в статье присутствуют спойлеры
На стыке тоски и насилия
Эстетизация насилия берет своё начало с военных коллизий 20-ого века, которые в южнокорейском искусстве стали индивидуальным почерком авторов. Чувству подавленности и грусти корейцы дают название «хан». На стыке тоски и насилия большинство современных корейских режиссёров создают так называемые аутеризмы – вульгарный авторский кинематограф, выражая свои чувства неординарным способом. Пак Чхан Ук – не исключение. Особенно ярко это проявилось в дуалогии мести, и сейчас объясню почему.
«Сочувствие господину Месть» – история о мести от лица мужчины
Драматическое начало и комические действия первой половины ленты даже не дают намёка о последующей жестокости в фильме. Рю продаёт свою почку мошенникам, чтобы накопить деньги на операцию сестре. Её очередь близка как никогда, но его обкрадывают. Приходится идти на новую авантюру – кражу ребёнка своего начальника Донджина.
Глухонемой и неосторожный, Рю не доглядел за украденной девочкой, которая утонула в маленьком озерце. И тогда начальник, сходя с ума, решается на месть – терять ему больше нечего. Самое дорогое, чем он обладал – вовсе не капитал, а ребёнок.
В кинокартине подчёркивается проблема кражи детей из-за запаха наживы. Корее присуще сильное разделение классового общество, ввиду этого бедному слою населения порой приходится идти на жёсткие меры совершения преступления. К сожалению, многие похищения заканчивались смертями ни в чём не повинных детей. Примером служит громкая история «лягушачьих мальчиков» – о пятерых ребятах, пропавших в лесу. Дело раскрыли только спустя десять лет.

И Ёнми – девушка главного героя Рю – обосновывает излечение бедности посредством излишком денег богатых семей. Фраза Донджина «Я жил хорошей жизнью, так же, как и все остальные» подмечает его честный труд, которым он зарабатывал на жизнь, не пытаясь отыгрываться на бедняках. Но в обществе, где кто-то живёт в достатке, а кто-то обделён, это не является оправданием для неприкосновенности.
«Сочувствие господину Месть» – фильм о четырёх местях
Одну совершает парень торговцам почек, во второй начальник мстит девушке Рю, которая была инициатором идеи, и самому Рю. Последняя месть совершается в адрес самого Донджина. Месть в трёх случаях жестокая и беспощадная, видно, как мужчины входят в азарт и уже бездумно пытают своих обидчиков, делая из мёртвого тела отбивную.
Наш главный герой сначала пытает девушку Рю до смерти, а потом уже расправляется с (не)бедным парнем, подрезая ахиллесовы сухожилия и оставляя его в озере, которого тот очень боится из-за детской боязни утонуть. Но недолго господин оставляет Рю в кровавой воде. Он расчленяет парня и расфасовывает останки по пакетам и собирается закопать их в землю.
Третья месть уже подъезжает на машине – это последователи анархической группировки той самой девушки Рю. Они по очереди вонзают острые ножи в тело господина, оставляя его умирать на безлюдной дороге.

Мести происходят слишком быстро и отчасти спонтанно – не получается следовать одному конкретному плану, всё вертится перед глазами удивлённого зрителя. Цепная реакция, случайно запущенная Рю, кажется почти бесконечной. Нуарный фильм ни раз подчёркивает это отсутствием драматичной музыки, вместо неё звучит гул фабричных машин, крики и ломающиеся кости.
Мотив насилия сквозит в фильме: это разрезанное тело парня Рю, самоубийство его сестры как решение многих забот, гибель маленькой украденной девочки. К мести зритель подбирается сквозь множество суровых лишений героев, поэтому кровавые расправы уже не кажется такими ошеломляющими.
«Сочувствие госпоже Месть»: что мы знаем о женской мести и какой она бывает?
В этом фильме Пак Чхан Ук вводит преимущественно женских персонажей, показывая их с сильной позиции. А женскую месть показывает со стороны жестокой продуманности и элегантности.
Кымджа – девятнадцатилетняя девушка, которая садится в тюрьму не по своей вине и воле. Её новорождённой дочкой шантажирует бывший учитель английского, у которого было хобби – красть детей из богатых семей, получать выкуп и убивать их.
В тюрьме она ведёт порядочный образ жизни: молится и всем помогает. Но помощь нельзя назвать бескорыстный, почти каждая женщина, получившая от Кымджы поддержку, помогает ей в ответ, в частности в поисках учителя Бэка по выходу из тюрьмы.
Месть Кымджи не заставляет себя долго ждать. Изменив свой внешний образ, она готова к внутренним изменениям, к искуплению прошлых ошибок. Она носит кровавые тени и высокие красные каблуки. Идеально выстроенная система мести помогает ей не запачкать собственные руки в красной краске.

Когда Бэк найден, благодаря её бывшей сокамернице, она отвозит его в заброшенную школу – точке отсчёта мести. Обнаружив в его квартире кассеты с записями убийства детей, она показывает их родителям жертв. Кымджа предлагает им расправиться с ним самостоятельно – пусть Бэк будет чучелом для битья за всё то горе, что они пережили.
Все сидят в коридоре в линейку, у каждого по оружию, будь то секира или ножницы – очень комичная сцена. Первым в очереди тяжелее всего решиться на преступление во благо, но с каждым последующим человеком атмосфера накаляется, теперь это не цивилизованные люди, а звери, набрасывающиеся на свою добычу с жаждой крови.
Кымджа смотрит на всё со стороны – её заключительным словом были пара выстрелов в уже мёртвого Бэка, которого закапывают в яме в лесу.

Так, осуществив свою месть, девушка искупила грехи за молчание и бездействие ввиду юности. В конце фильма она жадно поедает тофу – в Корее символ чистоты и безгрешности, его часто преподносят освободившимся из тюрьмы.
Можно сказать, что женская месть оказалась намного чище и более вдумчивой, тогда как мужская была воплощением всего животного.
Изначально в первом фильме дуалогии Пак Чхан Ук хотел сделать, чтобы цвета в картине постепенно тускнели, и фильм превращался в чёрно-белый к финалу. Но по итогу он реализовал это в «Сочувствие госпоже Месть», где цвет розовой камеры заключённой перетекал в ярко красный до чёрного – цвета запёкшейся крови, пока краски совсем не покинули фильм. Но и в «Господине» не обошлось без цветового решения: из лучезарного зелёного цвета доходили до тех же красных, символизирующих месть.
Анализируя месть в двух ипостасях, первое место, пожалуй, я отдаю «Сочувствию госпоже Месть» за тот визуальный взрыв, который создал Пак Чхан Ук и за эстетизацию подготовки к мести, где всё детально продумано. Отдельно выделю монтаж: в начале фильма идёт пересказ предыстории Кымджи, очень яркие и быстрые склейки сразу погружают в контекст фильма, что даёт оставшейся половине расслабиться на долгих, вверенных оператору, кадрах.