Лучшие кинокомпозиторы: от Морриконе до Циммера и дальше до Junkie XL

Композиторы

Музыка может быть слезовыжималкой, а может приободрить в самой печальной сцене. Она может застрять в голове как музыкальная тема из «Ла-Ла Ленда», а может выветриться сразу после просмотра. Но она всегда имеет значение. В этом материале мы вспоминаем кинокомпозиторов, которые творили в разные эпохи и периоды.

Музыка обладает огромной силой. Она создает настроение фильму, влияя тем самым на наше восприятие киноленты. Инструментальные композиции или треки с вокальными партиями? Специально написанный под фильм саундтрек или уже давно выпущенный вне контекста кино? Мелодичный или состоящий из прерывистых звуков, шорохов и пауз?

Иногда отсутствие музыки может оглушать сильнее, чем барабанная дробь. Что красноречиво доказал Людвиг Йоранссон в «Оппенгеймере«. Либо музыка может заставлять ваше сердце биться так, словно вы бежите марафон, а не сидите в удобном кресле. Что нам продемонстрировал Джастин Гурвиц в «Одержимости«. Правильная композиция может усиливать идею фильма, быть аккомпанирующим фоном, закрывающим сюжетные дыры, нагнетать атмосферу, заставляя трястись поджилки, даже когда на экране еще ничего не происходит, или создавать контраст между словами и истинными мыслями героев. Саундтреки заполняют паузы между репликами, создавая подтексты, которые ощущаются, а не осознаются.

Иногда музыка — это клей, который связывает воедино кусочки пазла, наделяя их единым посылом и расставляя нужные акценты. А иногда это водораздел, который кардинально меняет тональность событий, обозначая «до» и «после». Музыка — как отдельный персонаж, который либо спокойно заходит в кадр, либо внезапно врывается, он может шокировать, а может радовать. И если это правильная музыка, то она не ощущается отдельно от фильма, а создает общую гармонию вместе с ним в восприятии зрителя.

Вспоминаем основных кинокомпозиторов разных эпох и периодов, которым удавалось находить ключик к сердцам зрителей (и режиссеров) своей музыкой.

Пока не наступил Голливуд 21 века

Генри Манчини

Американский дирижер и кинокомпозитор итальянского происхождения. Получил 4 «Оскара», 2 номинации на «Эмми» и 20 «Грэмми», в том числе за жизненные достижения.

Одна из самых известных его композиций — Moon River для «Завтрака у Тиффани», которая выиграла «Оскар». Самый коммерчески успешный саундтрек — для «Розовой пантеры» (1964).

Бернард Херман

Американский композитор и режиссер, который известен плотным сотрудничеством с мастером ужасов Альфредом Хичкоком. Именно он сочинил всем известный саунд для «Психо». Также он работал с другими режиссерами и написал музыку для «Гражданина Кейна», «Таксиста», «451 градуса по Фаренгейту» (1966), а еще и для сериала-антологии «Сумеречная зона» (1959-1964).

Его творчество оказало влияние на Анджело Бадаламенти («Твин Пикс») и Дэнни Эльфмана (композитор Тима Бертона).

Нино Рота

Итальянский композитор, который получил широкую известность благодаря активному сотрудничеству с Федерико Феллини и Лукино Висконти. Самой узнаваемой его кинокомпозицией можно назвать саундтрек к «Крестному отцу» Фрэнсиса Форда Копполы, за который он получил «Золотой глобус» и «Грэмми». А за мелодию ко второй части про отца итальянской мафии он получил «Оскар».

Вангелис 

Эвангелос Одиссеас Папатанасиу — греческий композитор и один из первых, кто стал активно сочинять и исполнять электронную музыку. Впервые он выступил со своей музыкой в 6 лет. Первым фильмом, для которого он написал саундтрек, стала легкая эротика, фильм «Sex Power». Один из наиболее известных фильмов, где звучит его музыка — «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта. Премию «Оскар» он получил за саундтрек к фильму «Огненные колесницы» (1981).

Бэзил Поледурис

Американский кинокомпозитор греческого происхождения, который часто сотрудничал с режиссером Полом Верховеном. Именно для него он написал музыку для таких фильмов как «Плоть и кровь», «Робокоп», «Звездный десант». В копилке композитора есть фильмы самых разных жанров, от семейных до сай-фай со Шварценеггером: «Голубая лагуна», «Конан-варвар», «Конан-разрушитель», «Ради любви к игре», «Крокодил Данди в Лос-Анджелесе», «Освободите Вилли 1-2», «Лесси» и «Книга джунглей».

Эннио Морриконе

Итальянский композитор, аранжировщик и дирижер. Один из самых титулованных кинокомпозиторов, который получил два «Оскара» за заслуги в кинематографе и лучшую оригинальную музыку в «Омерзительной восьмерке», лауреат «Грэмми», трехкратный лауреат «Золотого глобуса» и шестикратный лауреат BAFTA. Громко о себе он заявил благодаря музыке к фильмам Серджио Леоне, например, «Хороший, плохой, злой». Другим его вневременным хитом стала композиция Chi Mai для фильма «Профессионал».

За свою карьеру он работал с Бернардо Бертолуччи, Дарио Ардженто, Романом Полански, Брайаном Де Пальмой, Барри Левинсоном, Терренсом Маликом. Также Морриконе написал саундтреки для российского фильма «72 метра» Владимира Хотиненко. Кстати, Морриконе помогал Карпентеру написать музыку для хоррора «Нечто».

Джерри Голдсмит

Американский композитор и дирижер, который 18 раз номинировался на «Оскар» и, наконец, получил его за саундтрек к фильму «Омен» Ричарда Доннера. Также он 5 раз получал «Грэмми». Еще в его коллекции есть «Золотая малина» за саундтрек к «Рэмбо: Первая кровь 2». Музыка Голдсмита звучит в таких фильмах, как «Основной инстинкт», «Чужой», “Мумия” и в диснеевской «Мулан» 1999 года. 

Томас Ньюман

Американский композитор, который считается вместе с Алексом Нортом самым номинируемым композитором из ныне живущих (и ни разу не выиграл премию): на его счету 15 номинаций. Еще у него 6 «Грэмми» и две статуэтки BAFTA. В его послужном списке музыка к «Побегу из Шоушенка», «Красоте по-американски», «007: Координаты Скайфолл», «1917», «Запах женщины», «Зеленая миля», а также анимация — «В поисках Немо» и «ВАЛЛ-И».

Любимчики режиссеров

Говард Шор

Канадский композитор, который известен своим сотрудничеством с мастером боди-хорроров Дэвидом Кроненбергом и со своим другом режиссером Питером Джексоном. Начинал Шор как режиссер и один из основателей популярного шоу SNL, но потом полностью ушел в музыку. Его самые знаменитые фильмы — «Муха», «Банды Нью-Йорка», «Игра», «Молчание ягнят» и трилогия «Властелин колец», за работу над которой он получил суммарно 3 «Оскара».

Джастин Гурвиц

Американский композитор, а также сценарист и продюсер. Он получил широкую известность благодаря тесному сотрудничеству с Дэмьеном Шазеллом, с которым познакомился еще в Гарварде: они играли в одной группе, жили в одной комнате и вместе работали над студенческими фильмами. В итоге Гурвиц написал музыку к 5 фильмам Шазелла, среди которых «Одержимость», «Человек на Луне» и «Вавилон». А за музыку к «Ла-Ла Ленд» он получил два «Золотых глобуса», две «Грэмми», BAFTA и два «Оскара» за лучшую музыку и лучшую песню (City of Stars).

Йохан Йоханнссон

Исландский композитор и музыкальный продюсер, которого называют любимчиком Дени Вильнева. Он писал музыку к его «Прибытию», «Убийце» и «Пленницам», а также к «Бегущему по лезвию 2049», но в фильм саундтреки не вошли. Но больше всего номинаций и признания он получил за музыку к «Вселенной Стивена Хокинга» Джеймса Марша. Но первоначально Йоханнсон был известен как автор музыки к документальному кино. Его самый известный док — The Miners’ Hymns.

Композитор скончался в Берлине в 2019 году.

Дэнни Эльфман

Американский музыкант-инструменталист и композитор. Прославился прежде всего своей дружбой с Тимом Бертоном, для которого он пишет музыку почти к каждому фильму. Начинал карьеру в музыке в театральной труппе своего брата The Mystic Knights of the Oingo Boingo, где создавал мелодии с помощью пивных банок, мусорных баков, автозапчастей или индонезийского гамелана. Позже из этой труппы образовалась нью-вейв группа Oingo Boingo, где солировал Эльфман.

Композитор сотрудничал со многими режиссерами, от Сэма Рэйми и Гаса Ван Сента до Питера Джексона и Джосса Уидона. Обладатель «Грэмми» и «Эмми» за музыку к «Симпсонам», а также многократный лауреат BAFTA, «Сатурн» и «Золотого глобуса».

The Newton Brothers

Дуэт американских композиторов, Джона Эндрю Гриша и Тейлора Ньютона Стюарта. Больше всего саундтреков они написали для фильмов и сериалов Майка Фленагана — любителя хорроров. Оба музыканта — мультиинсрументалисты, которые сыграют любую мелодию на фортепиано, гитаре, басу, кларнете, флейте, аккордеоне, саксафоне, губной гармошке, перкуссии, органе, казу и виолончели.

Киномузыкальным правилам они учились у Ханса Циммера, а над фильмом «Прежде чем я проснусь» работали вместе с любимчиком Тима Бертона — Дэнни Эльфманом.

Забегающие иногда в кино

Людовико Эйнауди

Итальянский композитор и пианист, который сочетает в своей музыке как элементы классики, так и поп-, рок-музыки, а также этнические и народные мотивы. Его композиции часто используют в кино, но еще Эйнауди отдельно сочиняет музыку для фильмов и сериалов.

Одной из его первых работ стал мини-сериал «Доктор Живаго» (2002), а позже он написал музыку для трейлера «Черного лебедя» с Натали Портман. Среди фильмов, в которых звучат его композиции, значатся «1+1», «Я все еще здесь», «Дж. Эдгар», «Мамочка», оскароносная «Земля кочевников», «Отец» и даже ужастик Джеймса Вана «Астрал».

Ян Тирсен

Французский мультиинструменталист, композитор и певец. Среди его инструментов — скрипка, фортепиано, аккордеон, акустическая и электрогитара, виолончель, карильон, клавесин, мелодическая гармоника, вибрафон, мандолина и банджо.

Начинал Тирсен как автор сборников инструментальных пьес для театральных постановок. Позже он стал записывать музыку с вокалистами. Всемирную популярность композитор получил после фильма «Амели», в котором используется его музыка (специально было написано только 3 трека, остальное взято из альбомов). Еще Тирсен написал все саундтреки к фильму «Гуд бай, Ленин!».

Макс Рихтер

Британский композитор немецкого происхождения, который сочетает в своей музыке инструментальные мелодии с элементами электронной музыки, а композиции отличаются минимализмом. Изначально он работал как пианист, а позже освоил другие инструменты. В своих композициях он часто объединяет музыку, поэзию, звуки природы и литературные тексты.

Самая известная мелодия Рихтера — к фильму «Вальс с Баширом». Вторая по популярности On The Nature of Daylight впервые прозвучала в «Острове проклятых», а позже и в других лентах, например, «Прибытие». Также композиции музыканта звучат в таких фильмах как «Прометей», «Жажда скорости», «К чуду», «Дж.Эдгар», «Мии Слоун», «К звездам» и к сериалам «Оставленные» и «Табу».

Необычная (не)инструментальная музыка

Daft Punk

Французский дуэт Томаса Бангальте и Ги-Манюэля де Омем-Кристо, образовавшийся в 1993 году. Ярко заявили о себе в конце 90-х, когда в топе была house-музыка. Первоначально дуэт писал собственную музыку, миксуя электро, хаус, диско и синтипоп. Их отличительной фишкой являются костюмы роботов, в которых они выступают на публике. Дуэт ссемь раз получал «Грэмми», а в 2021 году сообщил о распаде.

Первым полнометражным игровым фильмом, для которого Daft Punk написали саундтреки, стал «Трон: Наследие» (и он же пока единственный). До этого и после в кино использовались уже написанные треки. 

Junkie XL

Нидерландский музыкант-мультиинструменталист и композитор Антоний «Том» Холкенборг, который пишет музыку в стиле прогрессив-хаус. Начинал карьеру в музыке в нью-рейв группе Weekend at Waikiki, а позже играл в индастриал-рок группе Nerve. Сотрудничал с Depeche Mode, The Cure, Бритни Спирс, Аврил Лавин, Джастином Тимберлейком.

Композитор сочинил саундтреки для таких фильмов как «Безумный Макс: Дорога ярости», «Дэдпул», «Хроники хищных городов», «Алита: Боевой ангел», «Годзилла против Конга», «Три тысячи лет желаний». Junkie XL часто сотрудничает со Снайдером: он написал музыку для его версии «Лиги справедливости», «Армии воров», «Армии мертвецов» и грядущей «Мятежной Луны». Также его треки можно будет услышать в будущей «Фуриосе» и «Годзилла и Конг: Новая империя».

Создали культовую музыку для целых франшиз

Клаус Бадельт

Немецкий композитор и музыкальный продюсер, в развитии которого очень помог Ханс Циммер, пригласивший его работать к себе на студию. Вместе они писали музыку для фильмов «Гладиатор», «Тонкая красная линия», «Пираты Карибского моря» и анимации «Принц Египта». Среди режиссеров, с которыми работал Бадельт — Ридли Скотт, Джон Ву, Терренс Маллик, Стивен Спилберг, Кэтрин Бигелоу. Из известных его сольных проектов — «Константин», «Королева пустыни», «К-19», «Эквилибриум», «Банда Келли».

Джеймс Хорнер

Американский композитор, который часто использует в своей музыке элементы из электронной музыки, кельтские мотивы и хоровое исполнение. Он написал музыку для таких фильмов как «Аполонн-13», «Троя», «Джуманджи», «Игры разума», «Чужие», «Храброе сердце», «Двухсотлетний человек», «Маска Зорро». Но дорогу к премиям открыл для него Джеймс Кемерон: за музыку и песню для «Титаника» Хорнер получил два «Оскара», три «Грэмми» и два «Золотых глобуса». Позже он сочинил саундтреки для другого масштабного проекта режиссера — «Аватар».

Композитор скончался в 2015 году во время авиакатастрофы на тренировочном военном самолете в Калифорнии.

Джеймс Ховард

Американский композитор, который работал над фильмами разных жанров, от комедий до антиутопий. В его коллекции саундтреки к «Красотке» Гарри Маршалла, «Адвокат дьявола» с Киану Ривзом и Аль Пачино, «Лжец, лжец» с Джимом Кэрри, «Космический джем», «Неуязвимый», «Бэтмен: Начало» и «Темный рыцарь» (вместе с Хансом Циммером), «Я — легенда» и известные трилогии «Голодные игры» и «Фантастические твари». Многократно номинировался на «Оскар», например, за «Беглеца» и «Таинственный лес».

Рамин Джавади

Ирано-немецкий композитор и музыкальный продюсер, который прославился на весь мир благодаря саундтрекам к сериалу «Игра престолов», за которые он номинировался на «Грэмми» в 2009, 2018 и 2020 годах и дважды получил «Эмми». Также Джавади сочинял композиции для таких фильмов как «Тихоокеанский рубеж», «Варкрафт», «Анчартед», а также кинокомиксов «Железный человек» и «Вечные». Из сериалов в его копилке «Мир Дикого запада», «Побег» и «Джек Райан» с Джоном Красински.

Александр Деспла

Французский композитор, который пишет композиции не только для кино, но и для театра. Уже в 5 лет он научился играть на фортепиано, а потом освоил трубу и флейту. Многократный лауреат премий «Золотой глобус», «Грэмми», BAFTA. Семь раз номинировался на «Оскар» и дважды получил статуэтку за «Отель «Гранд Будапешт» и «Форма воды».

Деспла — автор музыки для таких фильмов как «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Золотой компас», «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту», «Король говорит!», «Игра в имитацию», «Годзилла», «Девушка из Дании» и для «Дворца» Романа Полански. Именно его мелодии звучат в двух последних фильмах про Гарри Поттера и «Сумерки. Сага. Новолуние».

Композитор часто сотрудничает с Уэсом Андерсоном: написал для него саундтреки к «Бесподобному мистеру Фоксу», «Королевству полной луны», «Острову собак», «Французскому вестнику» и «Городу астероидов».

Алан Сильвестри

Американский композитор, первый и любимый инструмент которого гитара. Роберт Земекис и Стивен Спилберг — два режиссера, благодаря которым Сильвестри пробил себе путь в кино. Он написал саундтреки для «Романа с камнем», «Назад в будущее», «Форрест Гамп», «Изгой», «Контакт». Дважды номинировался на «Оскар», обладатель «Эмми» и «Грэмми».

Из последних фильмов музыкант сочинил саундтреки для «Экипаж», «Первому игроку приготовиться», «Мстители», «Мстители: Война бесконечности» и «Мстители: Финал».

Стив Яблонски

Американский кинокомпозитор, который начал свою карьеру в музыке как стажер в музыкальной студии Ханса Циммера. Именно под его плечом он стал сочинять в сотрудничестве первые композиции для тв, например, для сериала «Отчаянные домохозяйки». Неудивительно, что в музыке Яблонски ощущаются знакомые мотивы из мелодий Циммера.

Когда последний работал над «Перл-Харбором», Яблонски написал к фильму несколько дополнительных саундтреков, за которые ему не заплатили. Они понравились Майклу Бэю, и режиссер предложил сотрудничество.

В копилке композитора такие фильмы: «Остров», «Трансформеры 1, 2, 3, 4, 5», «Морской бой», «Кровью и потом: Анаболики», «Игра Эндера», «Глубоководный горизонт», а также трейлер к «Аватару».

Ханс Циммер

Немецкий композитор, прославившийся благодаря сотрудничеству с Кристофером Ноланом, Дени Вильневым, Ридли Скоттом, Роном Ховардом и другими маститыми режиссерами. Его любимым инструментом являются клавишные. У Циммера 2 «Оскара» («Король лев» и «Дюна»), 3 «Золотых глобуса» и 4 «Грэмми».

Его первым игровым фильмом, для которого он написал заглавную тему, стал «Человек дождя». И композиция тут же была номинирована на «Оскар». С этого момента Циммера заметили в кино и стали приглашать на высокобюджетные проекты.

Среди его проектов такие тайтлы как «Гладиатор», Перл-Харбор», «Последний самурай», «Черный ястреб», «Код да Винчи», «Пираты Карибского моря 2, 3», «Тельма и Луиза», «Человек из стали», «Мадагаскар», «Начало», «Бэтмен: Начало», «Темный рыцарь», «Дюнкерк», «Бегущий по лезвию 2049», «Топ Ган: Мэверик» и «Интерстеллар». 

Джон Уильямс

Американский композитор и дирижер, написавший музыку к множеству известных кинолент, а также к четырем Олимпийским играм. Он 54-кратный лауреат премии «Оскар» (лучший среди киномузыкантов), и пять раз Уильямс получал статуэтку за музыку к фильмам «Скрипач на крыше», «Челюсти», «Звездные войны. Эпизод 4: Новая надежда», «Инопланетянин» и «Список Шиндлера». Также в его арсенале 4 «Золотых глобуса», 7 BAFTA, 3 «Эмми» и и 25 «Грэмми».

Композитор известен своим давним сотрудничеством с Джорджем Лукасом и Стивеном Спилбергом (29 совместных кинокартин). В копилке работ музыканта «Как украсть миллион», «Близкие контакты третьей степени», все фильмы про Индиану Джонса, «Парк Юрского периода», «Один дома 1-2», «Мемуары гейши», «Война миров», «Спасти рядового Райана», первые три фильма про Гарри Поттера, все девять фильмов по вселенной «Звездных войн» и «Изгой-один”, а также последняя работа Спилберга — «Фабельманы».

Громко заявившие о себе скандинавы

Хильдур Гуднадоуттир

Исландская музыкантша, композитор и виолончелистка. От исполнения электронной музыки в коллаборации с разными музыкантами она перешла к записи композиций для кино и иногда сотрудничала с соотечественником Йоханном Йоханнсоном. Она сочинила саундтреки к таким проектам как «Убийца 2: Против всех», «Тар», «Говорят женщины», «Призраки в Венеции», мини-сериал «Чернобыль», и сейчас готовит музыку к «Джокеру: Безумие на двоих». А в трех фильмах Дени Вильнева — «Пленницы», «Убийца» и «Прибытие» — она помогала записывать мелодии в качестве виолончелистки.

Гуднадоуттир получила «Оскар» за композиции к «Джокеру». Также за работу над фильмом она получила «Золотой глобус», став первой женщиной-композитором, награжденной этой статуэткой. 

Людвиг Йоранссон

Шведский композитор, сменивший Ханса Циммера на посту любимых композиторов Кристофера Нолана. Он написал саундтреки к последним двум картинам режиссера — «Довод» и «Оппенгеймер». За биографическую драму о физике он получил номинацию на «Оскар».

Первыми кинокомпозиторами, которых Йоранссон послушал, стали Джон Уильямс и Дэнни Эльфман. Влияние этих музыкантов ощущается в неоклассической музыке шведа, которая миксует оркестровые композиции, электро, синтипоп, механические звуки и инструментальные партии (фортепиано, скрипку). Композитор сочинил музыку к таким фильмам как «Веном», «Крид 1-2», «Я краснею», «Черная пантера», за которую у него «Оскар», и к сериалам «Мандалорец», «Книга Боба Феты» и «Атланта». Также он отдельно сотрудничает с Childish Gambino.

Стоит упомянуть

Николас Брителл

«12 лет рабства», «Игра на понижение», «Лунный свет», «Битва полов», «Власть», «Круэлла» и сериал «Наследники» (премия «Эмми»).

Клиф Мартинес

«Одержимость», «Линкольн для адвоката», «Драйв», «Заражение», «Только Бог простит», «Неоновый демон», сериал «Больница Никербокер».

Трент Резнор (часто работает с Аттикусом Россом)

«Социальная сеть» («Оскар» и «Золотой глобус»), «Девушка с татуировкой дракона», «Исчезнувшая», «Птичий короб», анимация «Душа» («Оскар» и «Золотой глобус»), сериал «Хранители».

Аттикус Росс (часто работает с Трентом Резнором)

«Социальная сеть» («Оскар» и «Золотой глобус»), «Девушка с татуировкой дракона», «Исчезнувшая», анимация «Душа» («Оскар» и «Золотой глобус»).

Ник Гленни-Смит

«Человек в железной маске», «Скала», «И грянул гром», «Король лев 2», «один дома 3».

Гарри Грегсон-Уильямс

«Скала», «Побег из курятника», «Шрек 1, 2, 3, 4», «Царство небесное», «Хроники Нарнии», «Прощай, детка, прощай», «Принц Персии: Пески времени», «Марсианин», «Мулан» (2020), «Последняя дуэль», «Дом Гуччи».

Адам Тейлор

«Матрица времени», сериалы «Рассказ служанки», «Леденящие душу приключения Сабрины».

Олафур Арнальдс

Сериалы «Убийство на пляже», «Защищая Джейкоба».

Джон Пауэлл

«Муравей Ант», «Дорога на Эльдорадо», «Шрек», «Крысиные бега», «Мистер и миссис Смит», «Люди Икс: Последняя битва», «Кунг-фу Панда», «Как приручить дракона».

Джефф Дзанелли

«Тайное окно», «Хитмэн», «Тихий океан», «Пираты Карибского моря 5», «Телохранитель на фрилансе».

Чо Ён-ук

«Олдбой», «Служанка», «Таксист», «Маленькая барабанщица», «Решение уйти».

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Надежда Васильева

Надежда Васильева

Журналист, автор Telegram-канала про кино movie_indahouse
Vox Machina Предыдущая запись 5 причин посмотреть «Легенду о Vox Machina» – лучший анимационный сериал, который вы пропустили
«Я хочу быть частью кино, которое заставляет задуматься»: актёр Влад Ценёв в интервью о «Медиаторе» и отношении к кино Следующая запись «Я хочу быть частью кино, которое заставляет задуматься»: актёр Владислав Ценёв в интервью о «Медиаторе» и отношении к кино

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *