Любовь, секс и роботы: как фантастика в кино меняет взгляд на романтические отношения с андроидами

Бегущий по лезвию 2049

Любовь бывает разная, не только между людьми, но и между человеком и Смертью (с лицом Брэда Питта), а еще между человеком и роботом. Про романтические отношения с андроидами уже давно пишут фантасты и снимают кино и сериалы, и в этом материале мы разбираем, какими бывают любовь и секс с роботами.

Как говорил классик Александр Пушкин (здесь могла бы быть реклама фильма «Пророк. История Александра Пушкина»), любви все возрасты покорны. А мы хотим рассказать, что любви покорны не только все возрасты, но и генные модификации, роботизированные системы и нейросетевые устройства. В честь грядущего Дня святого Валентина мы решили проследить, как менялась и развивалась любовная этика в кино, фантастика переосмысляла отношения, а любовь к андроидам переставала быть чем-то невероятным и невозможным.

Любовь, о которой никто не думал

В кинематографе впервые робот появился в фильме Фрица Ланга «Метрополис» — девушка по имени Мария. С ней никто не водил шашни и не устраивал любовные оргии, но при этом именно она была одним из главных персонажей в фильме. Но это 1927 год, и как будто людей не так сильно интересовали роботы. В то время героями-любовниками проще было представить Дракулу, монстра Франкенштейна, оборотня и других чудищ и сверхъестественных монстров.

Метрополис
Простая девушка Мария

Зато на телевидении роботы начали активно появляться с середины 20 века. Прежде всего, благодаря этически и идейно прорывному сериалу «Стартрек», который запустился в 1966 году. Джин Родденберри сумел в рамках этого шоу обсудить самые противоречивые и сложные темы благодаря сюжетам, где появлялись разные инопланетяне и роботы. Ревность и любовь еще никогда не были такого многогранными и разнообразными.

Стартрек
Королева расы Борг, кибернетическая раса в «Стартреке»

В дальнейшем герои-машины стали чаще появляться в кино: их можно увидеть в «Звездных войнах», «Чужом» и «Терминаторе». Но никаких романтических посланий и подвигов во имя любви от них ждать не стоило, а Сара Коннор и вовсе какое-то время хотела убить Железного Арни. Серьезно о проблемах в любви и самоидентификации у роботов и андроидов заговорил Ридли Скотт в «Бегущем по лезвию» 1982 года. Его репликанты разбили сердце Харрисона Форда и заставили страдать фанатов Рутгера Хауэра.

Бегущий по лезвию
Репликант Рэйчел в «Бегущем по лезвию»

В 1980-х годах вышли два фильма — «Ох уж эта наука!» и «Электрические грезы» — где сюжетообразующим было романтическое влечение мужчины к женскому полу разных модификаций. В одном случае два парня создали идеальную компьютерную женщину, а во втором — у компьютерной программы появились чувства к человеку.

В «Робокопе» 1987 года Пола Верховена (а также в не самых удачных его продолжениях 1990 и 1993 годов) затрагивалась тема любви к тому, кто на половину человек, на половину машина. Но сильнее всех увлекала мысль о боевой мощи роботов, а сам фильм был критикой капитализма и власти. В аниме на основе манги «Призрак в доспехах» 1995 года тоже не очень интересовались любовными похождениями.

Так что в конце 20 века, скорее, акцент в сай-фае был нацелен на всестороннее изучение образа робота. Любовь присутствовала, но не была самоцелью и чаще не рассматривалась, как серьезная тема для размышления.

Первые зачатки межрасовой и межсистемной любви

Культовая «Матрица» Вачовски 1999 года — это и история Киану Ривза в образе избранного, и история отношений с искусственным интеллектом или любви в вирутальном мире. Там крутили романы аватары реальных людей, или аватары и персонажи, созданные искусственным интеллектом в виртуальном мире. Во второй части благодаря героине Моники Беллучи мы, например, глубже познали глубину виртуальных чувств.

Матрица
Ну разве скажешь, что Моника Беллучи — ИИ, а не живой человек?

Первая мелодрама, где один из главных героев — робот, вышла в декабре 1999 года. «Двухсотлетний человек» с Робином Уильямсом — культовая классика сай-фая. А если бы там было меньше лирики, а больше комедии, то фильм мог бы стать первым ромкомом про робота. Другой культовый фильм про ИИ — «Искусственный разум» Стивена Спилберга 2001-го года, который тоже размышляет о многогранности любви, но все же сюжетно копает глубже — в область сознания, а не чувств.

Двухсотлетний человек
Любить надо за душу, а не за внешность

Самым прорывным в то время по теме любовных отношений с андроидами внезапно стал телевизионный сериал «Звездный крейсер «Галактика»». Впервые проект с таким названием вышел на ТВ в 1978 году, но большинство зрителей знают и помнят этот тайтл благодаря одноименному ремейку 2003 года.

У него есть два полнометражных фильма и 4 сезона, а также множество разных телевизионных наград. Весь сюжет там крутится вокруг сайлонов — роботов, которых не отличить от человека. Эта машинная раса, как и человечество, пытается выжить, а некоторые из них образуют пары с людьми и даже рожают детей (на половину человек, на половину сайлон). 

Звездный крейсер галактика
Угадайте, кто здесь робот, а кто человек

Этот проект считается одним из культовых космосериалов наравне со «Стартреком», «Звездными вратами», «Лекссой», «Вавилоном 5» и «Далеко во вселенной». Кстати, в упомянутых сай-фай проектах тоже можно найти идеи о близких отношениях между людьми и андроидами, но они были эпизодическими.

Здесь так и просится вспомнить про более современный, но не менее классный научно-фантастический сериал «Орвилл», запущенный в 2017 году Сетом Макфарлейном. Он взял от «Стартрека» основную идею с путешествиями в космосе, но при этом явно отсылается и на «Звездный крейсер «Галактика»». Так что любви здесь все возрасты, расы, сущности и механизмы покорны.

Орвилл
Сайлон Айзек в сериале «Орвилл»

Расцвет отношений между людьми и роботами

Довольно долго кинематографистов все же больше интересовал вопрос — есть ли у роботов душа? В 2010-2020 годы в обществе начали активно обсуждать высокие технологии, ожидающие нас в будущем. Это происходило на фоне появления новых систем и устройств (первые смартфоны, новые ПК и ноуты, планшеты и т.д.), которые меняли сознание людей, а часто становились и лучшими друзьями. Все это вдохновляло кинематографистов на интересные фантазии.

В 2013 году вышел фильм «Она», где Хоакин Феникс влюбляется в голос Скарлетт Йоханссон (а точнее в голосового помощника с ее озвучкой). Их любовной линии по сути и был посвящен весь сюжет. Получилась ИИ-мелодрама, разбившая не мало сердец зрителей.

Она
От депрессии до любви к ИИ одна Скарлетт Йоханссон

Через год Алекс Гарленд — один из самых интересно мыслящих сценаристов и режиссеров — выпустил картину «Из машины». В фильме разработчик пытался понять, способен ли андроид пройти тест Тьюринга, то есть способен ли ИИ самостоятельно мыслить. Заодно с помощью приглашенного гостя гениальный программист проверял, может ли говорящая машина чувствовать, флиртовать и любить. С другой стороны, если сделать андроида с лицом Алисии Викандер, то можно обойтись и без флирта, а сразу перейти к делу.

Из машины
Кто я: сознательный робот или тварь дрожащая?

Если Хоакин Феникс лечил разбитое сердце с помощью ИИ, то Хью Джекман в 2015 году использовал робота Чаппи для демонстрации человеческой жестокости. В противовес музыканты из группы Die Antwoord верили, что роботы имеют право на свободу и любовь. Пусть «Робот по имени Чаппи» Нила Бломкампа и не является фильмом о романтической любви робота и человека, зато рассуждений о любви в самом широком понимании там достаточно. В итоге получился трогательный, хоть и довольно жестокий сай-фай, говорящий больше о людях, чем о роботах.

В это время телевидение становилось более авторитетной и качественной площадкой, поэтому и отношение к нему менялось. Все благодаря стримингам, куда стали приходить авторы с необычными идеями, требующими как денег, так и творческой свободы.

Сериал «Черное зеркало» (2011-настоящее время) — один из тех проектов, где технологии оказались в центре внимания. Неудивительно, что любовь здесь приобретает самые разные воплощения. Например, там есть эпизод, где вдова влюбляется в синтетического клона своего погибшего мужа. Или эпизод «USS Каллистер», где на основе ДНК создают виртуальных клонов. Или серия про куклу-робота «ЭшлиДва».

Черное зеркало
Милейшее создание из «Черного зеркала»

Впоследствии именно телевидение стало основным домом для рассказов о любви между людьми и роботами. Высокотехнологичные романтические истории, полные страсти и страданий, можно увидеть в таких сериалах, как «Люди» (2015-2018), «Орвилл» и «Электрические сны Филиппа К. Дика» (2017) по мотивам произведений писателя. И конечно, «Мир Дикого Запада» (2016-2022) — один из главных сай-фай сериалов середины 2010-х, снятый по мотивам одноименного фильма 1973 года.

Соавтором «Дикого Запада» стал брат известного любителя фантастики Кристофера Нолана — Джонатан Нолан. В этом новаторском, технологичном, чрезвычайно жестоком и противоречивом мире андроиды — средство развлечения для людей в самых разных форматах: от мишеней для охоты до секс-игрушек. Однако в какой-то момент у машин просыпается сознание, а у людей — совесть, и наступают «голодные игры» (но без Дженнифер Лоуренс).

Мир Дикого Запада
Когда ты владелица борделя и робот 21 века

Из полнометражных картин того периода прежде всего хочется отметить «Бегущий по лезвию 2049» (2017) Дени Вильнева — сиквел первого фильма Ридли Скотта. Помимо развития знакомой темы с репликантами здесь еще и затрагиваются отношения Райана Гослинга и бестелесного искусственного интеллекта с лицом Аны де Армас. В итоге мы слушали философские размышления о душах андроидов, а переживали из-за трогательной истории невозможной любви человека и нейросети.

Бегущий по лезвию 2049
Мир «Бегущего», в котором возможно все, кроме счастья и любви

В 2018 году на экраны вышел тихий авторский сай-фай «Зои», где Леа Сейду выясняет, что никогда не была человеком, но при этом испытывает сильные чувства к Юэну Макгрегору. В 2019 году в кино вышли сразу два фильма про любовь роботов. Роберт Родригес выпустил свой фильм «Алита: Боевой ангел», где у у бывшего военного киборга просыпается не только разум, но и чувства. А еще вышел фильм «Дитя робота», где робот пытался познать материнскую любовь и воспитывал ребенка.

Дитя робота
Кадр из фильма «Дитя робота»

И не забываем про прекрасную антологию «Любовь, смерть и роботы», которая также вышла в 2019 году и представила самые разные вариации на тему романтики, секса и других отношений между людьми, андроидами, роботами, монстрами и т.д.

В итоге любовь к андроидам перестала быть второсортной идеей и восприниматься как что-то странное, запрещенное, абсурдное и из-за этого пленительное. Романтические отношения между людьми и роботизированными системами/ нейросетевыми устройствами потеряли статус табу и стали по сути нормой в кино. Во многом это произошло благодаря культурным изменениям в обществе, где люди стали иначе относится к этой теме, и в целом по-другому воспринимать само понятие табу. Так, произошла своего рода эмансипация мнений об отношениях с высокими технологиями.

Но тут возникла другая сложность. С одной стороны, такое положение дел развязывало руки, но с другой — тема уже не была настолько привлекательна.

Так будет «Реальная любовь» с роботами?

Несмотря на популярность жанров ромком и мелодрама в кино, флирт между человеком и роботом не так сильно будоражит сознание киноделов. Видимо, ссоры людей на почве ревности и измен намного больше увлекают зрителей, а в последние годы и вовсе пошел тренд на романы возрастных женщин и смазливых юнцов.

Поэтому после неплохого расцвета человеко-роботизированной любви в 2010-х в кино, сценаристы и режиссеры стали уходить от размышлений о сексе с ИИ и возвращаться к более возвышенным идеям — о сознании роботов. Может ли машина познать все глубины человеческой души или даже превзойти творение божье? Разные этические, философские и другие тонкости сущности машины затрагивались в таких сериалах:

  • «Воспитанные волками» (2020-2022)
  • «Периферийные устройства» (2022)
  • «Основание» (2021-настоящее время)

В большом кино тема роботов перешла в раздел более авторского кинематографа. Так появились любопытные сай-фай ленты об андроидах и их отношениях с людьми — «Мой создатель» (2020), «После Янга» (2021), «Я создан для тебя» (2021) и «Сбой сознания» (2022) от Кэтрин Хардвиг, режиссера первых «Сумерек». Пусть любовь далеко не всегда являлась главным предметом изучения в этих картинах, тем не менее романтические отношения имели большое значение для сюжета.

После Янга
Одна большая счастливая семья и андроид

Кроме того, произошло возвращение к идее, что роботы — обслуживающий персонал. Но реализовано это было в формате технохорроров — «МЕГАН» 2022 года и «Меган: к вашим услугам» 2024 года с прекрасной в любом возрасте Меган Фокс.

Меган: к вашим услугам
Нестареющая Меган Фокс сама напоминает робота

В 2023 году вышел один из самых масштабных научно-фантастических фильмов за последнее время — фильм «Создатель» Гарета Эдвардса. Здесь роботы снова начали конфликтовать с людьми, а одним из главных героев стал ребенок-андроид. Но этот фильм был не столько размышлением о том, снятся ли андроидам электроовцы, или любят ли машины своих создателей, а скорее высказыванием про расизм и ксенофобию.

Создатель
Кадр из фильма «Создатель»

Медленное развитие темы отношений между людьми и роботами в кинематографе, как кажется автору этого материала, во многом связано с культурой: многолетние традиции и религия, особенно в США, имеют довольно сильную власть над умами людей. И если монстры еще могут быть романтическим интересом для людей, ведь какая-никакая душа у них есть, то роботы — это уже совсем не по-христиански. Да и разного рода комплексы, связанные с отношениями и человеческой сексуальностью никто не отменял. Отсюда и малый спрос на кино про человеко-роботизированную любовь в сравнении с другими сюжетами.

Определенный толчок в развитии таких нестандартных отношений начал происходить после повсеместного распространения технологий, которые добавили свободы не только в бытовую жизнь, но в людскую этику. Технологии стали важным этапом в эволюции общества, незаменимым товарищем в обыденной жизни, а также источником к информации самого разного рода. А если говорить про сами фильмы, где в центре истории была любовь человека и робота, то они оказались не только объектом искусства, но и своего рода рекламой разных изобретений. 

В целом интерес кинематографа к роботам, андроидам и другим производным есть всегда, хоть он и нестабилен. Уклон в таких фильмах обычно в сторону размышлений о душе и сознании, наверно, чтобы история выглядела солиднее и глубже. 

Вероятно, чтобы мы утонули в потоке слащавых ромкомов, где один из партнеров — андроид, нужно, чтобы кто-то написал «Сумерки» про роботов. Проявил смелость и показал, что это незазорно — сочинять любовные фантазии с андроидами. А пока нам остается ждать и радоваться тем проектам, где секс и любовь с машинами уже стали возможными.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Надежда Васильева

Надежда Васильева

Журналист, автор Telegram-канала про кино movie_indahouse
22 года китайской хроники: рецензия на фильм Цзя Чжанкэ «Поколение романтиков» Previous post 22 года китайской хроники: рецензия на фильм Цзя Чжанкэ «Поколение романтиков»
мы рожаем! рецензия обложка Next post Рождение китайского букмекера: рецензия на фильм «Мы рожаем!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *